Марина неелова чем сейчас занимается. Фильмография и биография Марины Нееловой

Марина Мстиславовна Неелова родилась в Ленинграде 8 января 1947 года. С раннего детства будущая Народная артистка России тянулась к искусству. В четырехлетнем возрасте девочка уже танцевала на занятиях в балетной школе, куда родители Марины Нееловой определили свою дочь. А в будущем Марину ждала нелегкая судьба театральной актрисы и долгий тернистый путь к вершинам подлинного искусства.

Учеба в Петербурге: В 1965 году Марина Неелова поступила в Театральную академию (бывший ЛГИТМиК), а в 1969 с блеском закончила свое обучение на курсе Василия Меркурьева. Тогда и началась творческая биография Марины Нееловой. Во время учебы у нее состоялся кинодебют, который, по сути, определил дальнейшую судьбу молодой актрисы. Это была роль в фильме "Старая, старая сказка", получившем восторженные отзывы критиков. Неелова мечтала о работе в Ленинградском театре БДТ под руководством Георгия Товстоногова, а потому после окончания учебы вознамерилась просить известного режиссера о зачислении ее в труппу. Однако врожденное чувство такта не позволило девушке открыто выступить со своей просьбой.

Переезд в Москву Затем биография Марины Нееловой пополнилась новыми страницами. Приняв решение в будущем дождаться приглашения от Товстоногова, Марина переезжает в Москву, где поступает в труппу Театра Моссовета к режиссеру Юрию Завадскому. Одновременно актриса знакомится с Анатолием Эфросом и проходит у него пробы. Однако у режиссера вызывает сомнения маленький рост Марины Нееловой. В 1974 году Неелова переходит в театр "Современник", в котором работает по сей день. В период своего становления как театральной актрисы она успешно участвовала в нескольких кинопроектах. Фильм "Монолог" 1972 года с Михаилом Глузским заставил критиков единодушно признать игру нашей героини как проявление истинного актерского мастерства, а фильмы с Мариной Нееловой вскоре начали занимать свое место в прокате. Амплуа С 1970 и по 1980 год Марина Неелова успешно развивает свою творческую карьеру.

В театральных спектаклях она исполняет главные и заглавные роли, снимается в кино у таких известных режиссеров, как Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Вадим Абдрашитов. Амплуа молодой актрисы ближе всего к "травести", а духовная составляющая ее ролей впечатляет своей цельностью и глубиной. Героини Нееловой страдают, они ранимы, пытаются сопротивляться жестокой несправедливости. Образы, которые воплощает актриса на сцене и на экране, отражают жизнь многих и многих русских женщин, их чаяния, устремления, мечты и разочарования. Драмы и трагедии на сцене Марина Неелова - актриса драматическая, даже трагедийная, если рассматривать ее роли в более узком смысле. На первый взгляд обычные, самые незначительные события в жизни женщины преподносятся Нееловой в фокусе глубокого анализа, и зрители, затаив дыхание, следят за развитием сюжета. Однако при всей очевидной драматической подоплеки постановки, Марине не чужда какая-то доли комедийности, она способна придать юмористическую окраску эпизоду, смягчить тяжесть происходящего на сцене и таким образом реализовать всю многогранность своего театрального мастерства. Зрители это понимают, и они благодарны талантливой актрисе за глубокие впечатления.

Шахматный этюд Личная жизнь Марины Нееловой началась сразу после окончания курса в Академии театрального искусства, когда дипломированная актриса вышла замуж за режиссера Анатолия Васильева, переехала с ним в Москву и прожила в браке долгих 8 лет. Этот свой период жизни Марина старается не вспоминать. Настоящая личная жизнь Нееловой фактически началась со знакомства с чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым. Это произошло в 1984 году на вечеринке у пианиста Владимира Крайнева и его жены Татьяны Тарасовой, которая является близкой подругой Марины. Они познакомились - шахматист Гарри Каспаров, 21 год, и актриса Марина Неелова, ей тогда было 37 лет. Начался бурный роман, который продолжался несколько лет и окончился рождением ребенка, девочки. Марина назвала дочь Никой. Отношения с Каспаровым на этом закончились, причем во многом благодаря стараниям матери чемпиона, которая не особо жаловала своим вниманием актрису Неелову. Влияние матери Гарри Каспарова на сына было всеподавляющим. Клара Шагеновна опекала своего единственного ребенка по всем направлениям. Она сопровождала шахматиста в его поездках на соревнования, где устраивалась во время матча за его спиной и неотрывно следила за игрой, полагая, что своим молчаливым присутствием помогает сыну одержать победу.

Дочь Ника Ника Неелова-Геворгян, дочь Марины Нееловой и Кирилла Геворгяна (не по родству, но по признанию), сегодня известная художница, занимается инсталляцией, живет в Лондоне. Во время пребывания в Голландии вместе с отцом, главой дипмиссии России в Амстердаме, Ника поступила в Королевскую академию искусств, окончила ее и затем продолжила обучение в UCL SLADE of FINE ART, Лондонской школе изящных искусств, получив диплом магистра после ее окончания. Ника свободно владеет французским и английским. Изобразительное искусство стало частью ее жизни, инсталляции художницы Ники Нееловой-Геворгян выставляются в престижных арт-салонах всего мира. Последний конкурс, в котором приняла участие Ника, был организован лондонской галереей Чарльза Саатчи для выпускников художественных институтов Англии. Молодая художница заняла первое место и получила присужденный ей приз в прямом эфире 4 телевизионного канала Великобритании. Дочь и ее творчество Что такое художественная инсталляция Ники? Это сочетание самых непредсказуемых материалов, предметов и канцелярских принадлежностей. Как можно использовать в искусстве бараньи кости, например? Уголь антрацит, ореховую скорлупу или высушенных насекомых? Ведь все перечисленное является природным материалом, а значит, в руках художника может принять уникальную, неповторимую форму. И художница Ника, глубоко творческий человек, дочь Марины Нееловой, создает свои фантастически интересные образы, складывая, склеивая, сочетая и комбинируя. Ее работы отмечены дипломами. Художник Илья Кабаков, достигший недосягаемых высот в деле инсталляции, характеризует работы Ники как пример новых, ранее неизвестных в искусстве решений. Возможно, в создании эксклюзивных произведений Нике помогает ее независимый и решительный характер, который культивировался в пятилетней девочке отцом и матерью. Сразу после переезда семьи в Париж Ника пошла в школу, не зная ни одного французского слова. Одноклассники дразнили ее, смеялись над ее русским происхождением. Ника только хмурилась, а через три месяца начала говорить по-французски. Одноклассники и родители открыли рот от удивления, когда услышали довольно правильные фразы из уст маленькой Ники Нееловой-Геворгян.

Замужество: В начале 90-х годов Марина Неелова вся отдалась работе в театре, переживая период относительного одиночества. Тогда же у нее периодически случались и роли в кино. Все свободное время Марина отдавала воспитанию дочери. И когда в ее жизни появился Кирилл Горациевич Геворгян, актриса увидела в этом знакомстве новую перспективу жизни для себя. Будущий муж Марины Нееловой был дипломатом, ответственным сотрудником Министерства иностранных дел России. Долгое время работал за рубежом. Несмотря на разницу в возрасте, Марина Неелова и Кирилл Геворгян поженились. Муж был моложе своей жены на шесть лет, но это никак не сказывалось на их отношениях. В 1993 году дипломат Геворгян получил назначение во Францию, и вся семья переехала из Москвы в Париж. Теперь Марине приходилось периодически приезжать на спектакли "Современника", которые без нее были невозможны, поскольку зрители ходили "на Неелову". Актриса уставала от постоянных перелетов, но выхода не было, из родного театра она уйти не могла. Галина Волчек, худрук театра, старалась подгонять спектакли, сообразуя их с приездами Марины, и в какой-то степени это удавалось.

Биография Марины Нееловой, благодаря многочисленным вояжам, становилась все содержательнее. Постепенно обстановка наладилась. Муж Нееловой работал в российском посольстве, маленькая Ника училась в школе, а Марина жила между Парижем и Москвой. Театр В репертуаре театра "Современник" много постановок по произведениям литературной классики. Марина Неелова, биография которой постоянно пополняется новыми ролями, занята практически во всех этих спектаклях. "Три сестры" и "Вишневый сад" Чехова, "Двенадцатая ночь" Шекспира, "Ревизор" Гоголя, "Анфиса" Леонида Андреева. А всего за 30 лет службы в "Современнике" актриса сыграла более 60 ролей. В спектакле "Вишневый сад" 1976 года Марине досталась роль Ани, которой актриса соответствовала по возрасту. "Вишневый сад" в постановке 1997 года уже позволял ей сыграть роль Раневской. Любовь Андреевна Раневская в исполнении Марины Нееловой потрясла зрительскую аудиторию в день премьеры. Трагичность финала, неотвратимость и безысходность горя - все это было написано на лице Раневской. А в широко раскрытых глазах отражалась боль от ударов топора, вырубавшего вишневые деревья. Кино Фильмография Марины Нееловой насчитывает около 50 картин с ее участием. Какие-то из них прошли незамеченными. Как говорит сама актриса: "Я бы оставила несколько фильмов, а остальные вычеркнула". Но такие фильмы, как "Осенний марафон" или "Ты у меня одна", не забываются, многие зрители смотрят их по нескольку раз. Все свои кинороли Марина ведет ненавязчиво, благородно, подчеркнуто корректно. Ее героини обладают внутренней культурой, они застенчивы и сдержанны. И вместе с тем каждая из них способна на взрыв, решительные действия, если дело касается родного близкого человека. Как это было в фильме "Осенний марафон", в эпизоде, когда Андрей Бузыкин едва не попадает под машину. Алла подбегает и (куда только подевалась тихая сотрудница машбюро) коршуном набрасывается на оторопевшего водителя "Газели". Такие перевоплощения под силу не каждой актрисе. Неелова импровизирует на ходу, не обращая внимания на сценарий, и ее видение ситуации придает особую эмоциональную окраску эпизоду.

Семья Биография Марины Нееловой немало может поведать нам о качествах характера актрисы. Она является человеком сомневающимся, постоянно анализирующим все и вся. Когда-то комплексовала по поводу слишком тонкой своей талии, заставляла портниху несколько раз перемерять, потому что никак не хотела признавать, что ее талия всего 54 сантиметра. Марина почему-то считала, что это не очень нормально, просто недопустимо. Однажды на вопрос своих друзей, как у нее обстоят дела в семейной жизни, Марина грустно ответила: "Это единственная роль, которая мне не удается". В то же время всем известно, что она счастлива в своем замужестве, а супруг Кирилл Геворгян в ней просто души не чает и готов носить (и носит) на руках. Семья Нееловой и Геворгяна дружная, только вот их дочь старается дистанцироваться от родителей из желания быть полностью самостоятельной.

Отказ от прошлого: Неелова - одна из немногих высококлассных актрис, которым удается объединить в одно целое свою профессию и дом, семейное существование во всех его проявлениях. Марина умеет вычеркивать из своей жизни эпизоды, точно так же, как в монтажной комнате на киностудии вырезают целые куски кинопленки, безвозвратно и без сожаления. Часто актрису спрашивают, неужели она не вспоминает свое бывшее увлечение, Каспарова. И постепенно все начинают понимать, что ответа на этот вопрос не будет уже никогда. Марина монтажными ножницами вырезала все ненужное из своего прошлого. Биография Нееловой Марины Мстиславовны, таким образом, проходит своеобразное редактирование, раскрывая перед публикой лишь самые главные события в жизни актрисы.

Документальный фильм: Не так давно - в 2011 году - был снят документальный фильм "Не спрашивайте меня о моих романах" о жизни и творчестве Марины Нееловой. На протяжении часа актриса рассказывала о себе, о своем творчестве в родном театре "Современник", о дочери и муже. В съемках фильма принял участие и Кирилл Геворгян, супруг Марины, рассказала о себе и Ника Неелова-Геворгян, дочь. Но не было сказано ни слова о шахматисте Каспарове, которому актриса посвятила несколько лет своей жизни.

17 декабря 2015, 17:59

О романе юного Каспарова с замечательной актрисой Мариной Нееловой судачила вся театральная Москва. Когда они познакомились, Марине было 37 лет, а Гарику - 21.

В 1984 году Каспаров познакомился с актрисой Мариной Нееловой. Ему исполнился 21 год, и он был самым молодым претендентом на звание чемпиона мира в истории шахмат.

«Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня на 16 лет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. Но гораздо больше из-за того, что ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира. Все - мое здоровье, мои тренировки, мои устремления - было подчинено этой цели. С другой стороны, я был нормальным молодым человеком с обычными потребностями и желаниями. Отнюдь не монах.

У нас с ней было много общих друзей среди писателей и художников. Она очень неординарная женщина. Вполне возможно, что наш союз опирался и на ощущение нашей исключительности». (Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»)

Он тогда жил в Баку и в Москве бывал лишь наездами. Неелова принимала молодого любовника у себя в квартире на Чистых прудах. Но и в свете они не раз появлялись вместе. Когда в 84-м Каспаров впервые встретился в матче за титул чемпиона мира с Анатолием Карповым , Неелова сидела в зале рядом с мамой шахматиста.

Актриса поддерживала Каспарова в трудное для него время. В матче за звание чемпиона мира с Анатолием Карповым он сначала проигрывал. Да еще со счетом 0:5! Гарри даже прозвали долгоиграющим проигрывателем. На матчах Неелова сидела рядом с Кларой Шагеновной. «Две мамы», - говорили о них.

«В конце января 1985-го при счете 5:2 нас с Карповым даже прогнали из Колонного зала Дома Союзов. Потому что Карпов, несмотря на свои заверения, что вот-вот, мол, меня дожмнет, никак не мог выиграть, а тут уже один за другим помирали члены Политбюро, и для прощальных церемоний надо было освободить территорию. Потом Карпов сдал третью партию, и вопрос даже не в том, что он был физически истощен и не мог дальше играть... Ему стало некомфортно психологически - он просто испугался, а главное, струхнули те, кто был за ним.»

Но именно Клара Шагеновна их и разлучила.

Сначала она сказала сыну:
- Тебе надо сосредоточиться на шахматах. А если ты хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии. Она же заразит тебя дурной болезнью!
Когда Неелова забеременела, Клара Шагеновна внушила сыну, что внебрачный ребенок может негативно сказаться на его спортивной карьере. Честолюбивый Гарри, уже завоевавший титул чемпиона мира, возражать не стал. Его мама заявила в прессе: «Это не наш ребенок». Как бы намекая на то, что Неелова параллельно встречалась с другим мужчиной. Гордая актриса не проронила тогда ни слова. Но дочь Ника, которую она родила, оказалась как две капли воды похожей на Каспарова. Коллеги Нееловой по театру «Современник» были возмущены поступком гроссмейстера, а Валентин Гафт прилюдно заявил:
- Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме.

«Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому и был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточился на шахматах». (Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»)

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочка Ника, как две капли воды похожая на Гарри Каспарова.

Сейчас Нике 28 лет. В первый класс она пошла в Париже. Отца ей заменил нынешний муж Нееловой - российский дипломат Кирилл Геворгян . Именно благодаря отчиму Ника еще в школьном возрасте побывала в разных странах и выучила несколько иностранных языков. Дочь Нееловой, жгучая брюнетка, выглядит весьма привлекательно, хотя говорит, что никогда не считала себя красавицей.

Ника училась на курсах главного художника московского театра «Ленком» Олега Шейнциса. В 2008 году закончила Королевскую академию искусств в Гааге. Училась за границей, а точнее в Нидерландах, куда ее отец, Кирилл Геворкян, несколько лет назад был назначен послом РФ.

Известно, что она не любитель публичной жизни и отличается невероятными способностями в изучении иностранных языков. В Нидерландах она закончила академию, второе образование, художественное, получала уже в Лондоне, в школе дизайна.

В 2010 году закончила школу искусств в университетском колледже Лондона. Участвовала в нескольких коллективных выставках, преимущественно в Нидерландах. В 2010 году Ника с инсталляцией «Принципы повиновения» стала победительницей конкурса «Новые сенсации», проводимого лондонской галереей Саатчи. Согласно условиям этого престижного состязания до него допускаются все выпускники художественных вузов страны. Но из многочисленных претендентов на первом его этапе отбирают 20 лучших, работы которых выставляются на ярмарке искусств в Лондоне. И только четырем победителям выдается грант на создание новых проектов. После победы она получила много интересных предложений, у нее прошла персональная выставка в Лондоне.

Также ее работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. «Принципы повиновения» и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям.

Все таки мама была права. Она знала, что Неелова все равно устроит себе жизнь, а Гарику такаясвязь ни к чему. В результате все счастливы.

О романе юного Каспарова с замечательной актрисой Мариной Нееловой судачила вся театральная Москва. Когда они познакомились, Марине было 37 лет, а Гарику - 21.

В 1984 году Каспаров познакомился с актрисой Мариной Нееловой. Ему исполнился 21 год, и он был самым молодым претендентом на звание чемпиона мира в истории шахмат.

«Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня на 16 лет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. Но гораздо больше из-за того, что ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира. Все - мое здоровье, мои тренировки, мои устремления - было подчинено этой цели. С другой стороны, я был нормальным молодым человеком с обычными потребностями и желаниями. Отнюдь не монах.

У нас с ней было много общих друзей среди писателей и художников. Она очень неординарная женщина. Вполне возможно, что наш союз опирался и на ощущение нашей исключительности». (Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»

Он тогда жил в Баку и в Москве бывал лишь наездами. Неелова принимала молодого любовника у себя в квартире на Чистых прудах. Но и в свете они не раз появлялись вместе. Когда в 84-м Каспаров впервые встретился в матче за титул чемпиона мира с Анатолием Карповым, Неелова сидела в зале рядом с мамой шахматиста.

Актриса поддерживала Каспарова в трудное для него время. В матче за звание чемпиона мира с Анатолием Карповым он сначала проигрывал. Да еще со счетом 0:5! Гарри даже прозвали долгоиграющим проигрывателем. На матчах Неелова сидела рядом с Кларой Шагеновной. «Две мамы», - говорили о них.

«В конце января 1985-го при счете 5:2 нас с Карповым даже прогнали из Колонного зала Дома Союзов. Потому что Карпов, несмотря на свои заверения, что вот-вот, мол, меня дожмнет, никак не мог выиграть, а тут уже один за другим помирали члены Политбюро, и для прощальных церемоний надо было освободить территорию. Потом Карпов сдал третью партию, и вопрос даже не в том, что он был физически истощен и не мог дальше играть... Ему стало некомфортно психологически - он просто испугался, а главное, струхнули те, кто был за ним.»

Но именно Клара Шагеновна их и разлучила.

Сначала она сказала сыну:
- Тебе надо сосредоточиться на шахматах. А если ты хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии. Она же заразит тебя дурной болезнью!
Когда Неелова забеременела, Клара Шагеновна внушила сыну, что внебрачный ребенок может негативно сказаться на его спортивной карьере. Честолюбивый Гарри, уже завоевавший титул чемпиона мира, возражать не стал. Его мама заявила в прессе: «Это не наш ребенок». Как бы намекая на то, что Неелова параллельно встречалась с другим мужчиной. Гордая актриса не проронила тогда ни слова. Но дочь Ника, которую она родила, оказалась как две капли воды похожей на Каспарова. Коллеги Нееловой по театру «Современник» были возмущены поступком гроссмейстера, а Валентин Гафт прилюдно заявил:
- Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме.

«Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому и был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточился на шахматах».(Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»)

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочка Ника, как две капли воды похожая на Гарри Каспарова.

Сейчас Нике 28 лет. В первый класс она пошла в Париже. Отца ей заменил нынешний муж Нееловой - российский дипломат Кирилл Геворгян. Именно благодаря отчиму Ника еще в школьном возрасте побывала в разных странах и выучила несколько иностранных языков. Дочь Нееловой, жгучая брюнетка, выглядит весьма привлекательно, хотя говорит, что никогда не считала себя красавицей.

Ника училась на курсах главного художника московского театра «Ленком» Олега Шейнциса. В 2008 году закончила Королевскую академию искусств в Гааге. Училась за границей, а точнее в Нидерландах, куда ее отец, Кирилл Геворкян, несколько лет назад был назначен послом РФ.

Известно, что она не любитель публичной жизни и отличается невероятными способностями в изучении иностранных языков. В Нидерландах она закончила академию, второе образование, художественное, получала уже в Лондоне, в школе дизайна.

В 2010 году закончила школу искусств в университетском колледже Лондона. Участвовала в нескольких коллективных выставках, преимущественно в Нидерландах. В 2010 году Ника с инсталляцией «Принципы повиновения» стала победительницей конкурса «Новые сенсации», проводимого лондонской галереей Саатчи. Согласно условиям этого престижного состязания до него допускаются все выпускники художественных вузов страны. Но из многочисленных претендентов на первом его этапе отбирают 20 лучших, работы которых выставляются на ярмарке искусств в Лондоне. И только четырем победителям выдается грант на создание новых проектов. После победы она получила много интересных предложений, у нее прошла персональная выставка в Лондоне.

Также ее работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. «Принципы повиновения» и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям.

Марина Неёлова родилась в Ленинграде в семье, не имеющей отношения к театру и кино. Ее мама, Валентина Николаевна, со студенческой скамьи ушла добровольцем на фронт и всю Великую Отечественную служила радистом в Мурманске. Участвовала в жестоких боях. Война помешала ей получить высшее образование. Затем родилась Марина, и мама целиком посвятила себя воспитанию дочери.

Любовь к искусству родители привили Марине с детства. Они часто ходили с дочерью на концерты и спектакли. Отец, стараясь приобщить ее к живописи, развешивал по стенам собственные акварели. Мама исправно водила свою тоненькую, изящную девочку на занятия балетом. Любовь к балету осталась у Марины на всю жизнь. Главным же для нее всегда был театр. По ее словам она никогда не представляла себя ни кем кроме актрисы.

Поступление в ЛГИТМиК

По окончании школы, в 1964 году, Марина подала документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Конкурс был как всегда очень большой - сто человек на место. В толпе рослых красавиц миниатюрная скромница Марина чувствовала себя этакой мышью: худющая, ножки "веревочками", глазищи испуганные, голосок срывается от волнения… "Да что ж это такое? Так меня ни за что не примут! - думала Марина, оглядывая своих статных конкуренток. - Хоть бы стул какой на сцене поставили, за который можно спрятаться и оттуда отрывок читать".
Стула никакого не было, и Марина, собрав всю волю в кулак, начала: "Отрывок из романа "Война и мир". Марья Львовна Куракина с дочерью!" Выбор текста был не самый лучший - наверняка "Первый бал Наташи" уже набил оскомину экзаменаторам. Но Марина сумела произвести впечатление. Матерые лгитмиковские профессора наметанным глазом сразу разглядели в девушке огромный драматический талант. Она была принята на курс очень известных питерских педагогов - Ирины Мейерхольд, дочери знаменитого режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, и ее мужа, известного актера Василия Васильевича Меркурьева.

Учась в институте, Марина Неёлова заявила о себе, как о весьма неординарной актрисе. Сам Меркурьев отметил ее этюд в своем дневнике эффектной фразой: "Ее биомеханическая ворона совсем как живая".

В 1969 году Марина Неёлова окончила институт. У нее были все шансы попасть в труппу какого-нибудь прославленного театра. Как признается сама актриса, она буквально грезила БДТ и легендарным его режиссером Георгием Товстоноговым. Но… даже показываться в БДТ Неёлова не стала. Боялась не понравиться, не поступить - и не справиться со страшной травмой в самом начале пути. Поступив в штат "Ленфильма", она баюкала себя совершенно детской мечтой: вот снимется в каком-нибудь удачном фильме, и сам Товстоногов ее заметит и пригласит в свой театр. "Полный бред, конечно". Она была и, говорят, до сих пор осталась страшной трусихой…

Товстоногов, кстати, после "Старой, старой сказки" молодую актрису заметил, сказал своим, что надо бы с актрисой встретиться, что, мол, кинорежиссеры ее погубят. Но пока Товстоногов собирался, Неёлова с киностудии уволилась и уехала в Москву - в неизвестность. "И очень напрасно, - прокомментировал тогда этот поступок Георгий Александрович - Она потеряет все". Однако и Товстоногов иногда ошибался.
В 1971 году Марина Неёлова устроилась в Театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Там она работала недолго. Сыграла в пьесе Ивана Буковчана "Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом", которую уже никто не помнит. Репетировала у Анатолия Эфроса, которого помнят все и до сих пор боготворят. Он ставил тогда "Турбазу" Эдварда Радзинского, но спектакль запретили.

В этот момент на Неёлова и обратил внимание молодой талантливый режиссер "Современника" Валерий Фокин. Вместе с Константином Райкиным в 1974 году они пригласили ее войти в их спектакль "Валентин и Валентина". Что значит случай в актерской биографии! До Нееловой эту роль играла Ирина Акулова, но она из театра ушла. До Неёловой на эту роль звали Ирину Муравьёву, но она уйти в "Современник" из Детского театра отказалась. А для Марины Неёловой пьеса Михаила Рощина стала не просто удачным дебютом на сцене, но всеми замеченным началом большой и счастливой театральной биографии. С тех пор она служит в "Современнике" почти уже тридцать лет.

За это время она играла в таких спектаклях, как: "Двенадцатая ночь" (Виола), "Вишневый сад" (Аня), "Три сестры" (Маша), "Ревизор" (Марья Антоновна) и других.

Изящная актриса

"По сцене она движется как беспокойная кошка… у нее голос избалованной девочки и эротическая внешность, которая электризует публику", - так отзывались о ней критики. Ее хрупкость, изящество, талию объемом в 54 сантиметра безмерно ценят модельеры. Вячеслав Зайцев, одевая Неёлову для спектакля "Вишневый сад", специально ездил в Париж за кружевами, шелками и страусиными перьями, потому что считал, что такую женщину одевать иначе было бы преступлением!

Вес у Марины Мстиславовны всегда был "балетным". 45 килограммов, и ни грамма больше! Войдя в любой лифт, Неёлова непременно подпрыгивает: только тогда лифт соглашается везти свой груз… Однажды, встав на весы на каком-то южном курорте, Неёлова обрадовалась: "48! Неужели удалось поправиться!" Проходящая мимо женщина мгновенно развеяла ее иллюзии: "Дамочка, а что-же Вы с арбузом-то взвешиваетесь!"…
Застенчивая Марина вечно комплексовала из-за своей худобы. Масла в огонь подливали ехидные коллеги. Например, Константин Райкин так задумчиво-задумчиво говорил ей: "А что, нравятся мне твои ноги! Они так извиваются, извиваются…"

В кино Неёлова дебютировала, еще учась на третьем курсе - она снялась в фильме Надежды Кошеверовой "Старая, старая сказка". Там она сыграла сразу две роли - капризную принцессу и мечтательную дочь трактирщика.

Первые роли актрисы в кино были сказочно-романтичными ("Тень", "Принц и нищий"; "Сломанная подкова") или лирическими ("Цвет белого снега"; "Ждем тебя, парень!"). Яркое драматическое дарование актрисы, ее способность проявлять искренние чувства на пределе человеческих эмоций раскрылись в роли Нины в кинокартине "Монолог".

В кино Неёловой блестяще удается воплощать образы ранимых, хрупких, незащищенных героинь, которые тем не менее упрямо отстаивают личную независимость - Степанида Базырина ("С тобой и без тебя", Приз "Золотая фемина" на Международном фестивале в Брюсселе), Саша Неродова ("Просто Саша"), Валентина Костина ("Слово для защиты"), Нина Георгиевна ("Фотографии на стене"), Алла ("Осенний марафон", Государственная премия РСФСР за 1981).

После съемок своего телефильма "Ночь ошибок" (1975) Михаил Козаков-режиссер признался, что восхищен работоспособностью Неёловой: она так серьезно относится к делу, что звездная болезнь ей не грозит.
Утвердив себя в драматическом амплуа, актриса вновь испытала склонность к лирической комедии или легкому фарсу ("Красавец-мужчина"; "Дамы приглашают кавалеров"; "Карусель"; "Чужая жена и муж под кроватью"; "Мы веселы, счастливы, талантливы").

Следуя известной фразе, что искусство требует жертв, Марина Неёлова жертвовала и своим комфортом, и здоровьем. Где вы найдете на западе звезду, которую заставляли сниматься в постельной сцене зимой в полуразрушенном доме? Именно так снималась сцена в "Осеннем марафоне". Актеры лежали под одеялами, а между ними, вопреки правилам пожарной безопасности, находился обогреватель.

На съемках фильма "С тобой и без тебя", режиссер Родион Нахапетов заставлял Марину, игравшую батрачку, в течение нескольких недель таскать мешок, набитый камнями, вставать на рассвете, доить коров и коз, косить траву, рубить дрова, полоть лен…

В том же фильме ее должен был ударить Юозас Будрайтис. В первых дублях он бил ее деликатно, но все равно достаточно сильно - актриса падала, ударялась о телегу. Но режиссеру все казалось неубедительным, поэтому он попросим бить "понатуральнее". В результате в конце съемочного дня на лице у Неёловой красовались натуральные синяки и ссадины.

С середины 80-х Неёлова снимается все реже. При этом она чередует современные драматические ("Дорогая Елена Сергеевна", 1988; "Ты у меня одна", премия "Ника") и костюмно-исторические трагикомические образы ("Тень, или Может быть, все обойдется", телефильм "Ревизор", 1996; "Сибирский цирюльник").
Большой интерес зрителей вызвала картина Евгения Татарского "Тюремный романс" (1993), поставленная на основе реальных событий. Марина Неёлова исполнила главную женскую роль в этом фильме - следователя прокуратуры Елену Шемелову, влюбившуюся в заключенного.

В кино душа Неёловой металась от одного режиссера к другому и рвалась на части. Но режиссеры, сценаристы, партнеры и даже композиторы сплошь попадались ей только хорошие или очень хорошие. Она снималась у Ильи Авербаха и Семена Арановича, Эльдара Рязанова и Михаила Козакова, Вадима Абдрашитова и Маргариты Микаэлян, Родиона Нахапетова и Ивана Киасашвили, Никиты Михалкова и Романа Балаяна… Она произносила в кадре тексты Александра Николаевича Островского и Евгения Шварца, Дунского и Валерия Фрида, Евгения Габриловича и Александра Володина, Александра Миндадзе и Александра Бородянского… Напевала мелодии Виктора Дашкевича и Олега Каравайчука, Андрея Петрова и Альфреда Шнитке, и даже Сергея Курехина… Любила до самозабвения, до обморока героев Андрея Миронова и Олега Даля, Сергея Юрского и Станислава Любшина, Константина Райкина и Олега Табакова, Олега Басилашвили и Михаила Ульянова, Юозаса Будрайтиса и Леонида Куравлева, Александра Збруева и Александра Абдулова… Не судьба, а большой советский кинословарь.

Роман с Гарри Каспаровым

"Неёлову всегда хочется защищать, она как будто слишком хрупка для этого мира", - так отзываются о ней коллеги-мужчины. Когда двухлетняя нежная любовь Марины к сильнейшему шахматисту кончилась крахом, на ее защиту встала чуть ли не вся московская артистическая публика. Валентин Гафт, например во всеуслышание заявил, что Каспарова теперь не станут принимать ни в одном уважающем себя доме…

Марина познакомилась с Гарри в 1984 году в гостях у пианиста Владимира Крайнева. Каспарову был 21 год. Неёловой - на 16 лет больше. Что же могло объединить этих двух, казалось бы, таких разных людей? Наверное дело в том, что на Марину всегда неотразимо действовал чей-то талант. А на Каспарова подействовало дразнящее очарование Неёловой. "Вне сцены говорили, что она - та женщина, которая прячет свою душу глубоко внутри, словно роза - шипы. Короче говоря, это была неординарная женщина", - так несколько лет спустя он написал в своей книге.

А возрастная разница… Так Неёлова всегда была "не от мира сего", и земное понятие возраста к ней плохо применимо.
Каспарову нравились женщины постарше, годящиеся на роль "второй мамы", вечно опекающей и не слишком требовательной. Да только вот на роль опекающей мамочки Неёлова не годилась. Ее саму надо было и защищать и поддерживать.

Гарри жил в Баку, в Москве бывал только наездами. Марина никогда не летала к нему сама. Рядом с Гарри была его мать - Клара Шагеновна - женщина властная, признающая в жизни только одну ценность - карьеру сына. Она и положила конец этой любви Призрак брачных уз, которые могут помешать карьере сына, страшно пугал ее. Послушав мать Гарри прекратил с Неёловой все отношения.

Семейная жизнь

И все же Марина обрела свое счастье. Как-то на отдыхе она познакомилась с дипломатом Кириллом Геворкяном. Любовь была стремительной, брак стал счастливым. Выйдя замуж, самодостаточная и во всех смыслах успешная актриса, Неёлова вскоре ошеломила своего зрителя. Она, безумно дорожащая своим главным сокровищем - театром, пожертвовала им ради семьи. Пять лет она прожила с мужем и дочерью Никой в Париже, куда был направлен Кирилл Геворкян - советник Российского посольства. Ника в Париже пошла в первый класс.

Но вскоре стало понятно, что без сцены Марина жить не может. Несколько лет Марина ухитрялась жить "на две страны". В эти годы репертуар "Современника" подверстывался под актрису, проживающую за тысячи километров от Чистых прудов! Отыграв, Неёлова отправлялась в аэропорт…

Потом дипломатическая миссия Геворкяна во Франции закончилась, семья вернулась в Москву. Жизнь Неёловой вошла в "тихие берега": театр - дом, дом - театр. Материнство для нее оказалось таким же "делом жизни" как и искусство. Ее дочь Ника - прелестное длинноногое существо, чем-то напоминающее неёловских девочек и принцесс, сыгранных в театре и в кино. С годами дочь все больше становится похожа на свою знаменитую маму. А окружающие утверждают, что и характера в ней неёловского хоть отбавляй. По советским понятиям, Марина Неёлова родила дочь довольно поздно. Но, видимо, потому, что это было осознанное и страстное желание, рождение дочери дало актрисе такое ощущение счастья и полноты жизни.

Театр и кино в последние годы

В последние годы в кино Марина Неёлова снимается крайне редко. В детективном сериале "Азазель" по одноименному роману Бориса Акунина она сыграла леди Эстер, а в фильме "Леди на день" - Анни.

Пока актриса не снимается, ее держит на плаву, ей помогает жить ее театр. В сегодняшнем репертуаре актрисы - Раневская в "Вишневом саде" А.П.Чехова, Мария Антоновна в "Ревизоре" Н.В.Гоголя, Анфиса в одноименном спектакле по пьесе Леонида Андреева, Евгения Семеновна в "Крутом маршруте" Евгении Гинзбург, Елизавета в спектакле "Играем... Шиллера!" (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт"), Принцесса Космонополис и Хэвенли в спектакле "Сладкоголосая птица юности".

Признание

Ее талант признали, и очень рано. Что особенно важно - признали "старики". Как будто знали и чувствовали, что традицию служения, а не службы в театре, миссии, а не игры эта актриса подхватит и не посрамит. Через газету ее благословила знаменитая актриса ЦАТСА Любовь Добржанская. После одного из первых ее фильмов ("Монолог") партнер Неёловой Михаил Глузский много лет называл ее внучкой и рассказывал о молодой актрисе чудеса. Ее обожала и сказала немало лестных слов в ее адрес отнюдь не льстивая Фаина Раневская. Драматург Михаил Рощин словно в некотором недоумении и даже с испугом воскликнул: "Когда я вижу Неёлову на сцене, мне кажется, что она играет всегда как будто в последний раз". Через четыре года после окончания института ее портрет поместили на обложке журнала "Советский экран". По тем временам - это и называлось всенародным признанием и выражением зрительской любви.

Лия Ахеджакова о Марине Неёловой: "Она вызывает восхищение и удивление. Причем всегда. Своим поведением в жизни, в театре, отношением к профессии. У Пастернака есть строчка "корень красоты - отвага". Это абсолютно применимо к Марине. Ей свойственна отвага в поступках - и в жизни, и на сцене.

Она удивительно относится к своей профессии. Актеры, как и остальные люди, ощущают свои биоритмы, плохое состояние и настроение, иногда бывает так трудно играть. Но я никогда не замечала этого у Марины. Не потому, что она этого не чувствует, а потому, что она это преодолевает.

У нее отношение к профессии как к миссии. Ее волнение перед премьерой даже описать нельзя. Это не боязнь неуспеха, как у большинства актеров, а волнение перед тем, как примут твое детище. Она абсолютно честна перед зрителем. Никогда не халтурит. Одна из немногих, кто подлинно служит Искусству. В ней никогда не было сытости, благополучия, "упакованности", как теперь говорят. Бог дал ей тонкую кожу и обнаженные нервы. Но я ни разу не видела в театре ее проявлений истерии, каких-нибудь срывов, "женских нервов". С ней нетрудно, Бог защитил ее смиренным и веселым характером, что просто чудо для такой крупной актрисы".