Новый бдк. Надежда российского флота: новые десантные корабли

Макет десантного корабля "Прибой" / Фото: sdelanounas.ru

В России ведется разработка новых больших десантных кораблей (БДК), которые смогут нести на борту более 10 вертолетов и перевозить около 450 пехотинцев, сообщил ТАСС главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Виктор Чирков.

"Идет разработка новых больших десантных кораблей, которые смогут нести на борту до 10 и больше вертолетов, порядка 450-500 пехотинцев, большое количество единиц техники и по дальности плавания будут практически неограниченны", - сказал он в эфире "России 24".

По его словам, научно-исследовательским институтом готовятся технические задания и проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

"Готовимся к тому, чтобы наша промышленность по подготовленным документам приступила к их строительству", - добавил главком. По словам адмирала, разработка и строительство новых БДК предусмотрена в программе кораблестроения.

Как сообщили ранее в Минобороны РФ, "первый такой большой десантный корабль планируется построить уже к 2020 году". "Речь идет о новом проекте именно в классе "большой десантный корабль", - подчеркнули в ведомстве.

Ранее в ВМФ России также заявляли, что к 2020 году планируется получить первый БДК нового поколения водоизмещением порядка 16 тыс. тонн. Представители флота сообщали, что облик корабля уже сформирован, однако в Объединенной судостроительной корпорации отметили, что пока речь идет только о проработках. Судостроители подчеркнули, что новые российские десантные корабли находятся на стадии "концепт-проекта", однако спроектировать и построить такой корабль можно менее чем за пять лет.

На Международном военно-морском салоне - 2015, который прошел в Санкт-Петербурге в начале июля, на стенде Крыловского научного центра Виктору Чиркову показали аванпроект нового российского вертолетоносца "Прибой". Тогда главком сообщил журналистам, что корабль должен нести 16 вертолетов перевозить 450 человек десанта и около 80 единиц бронетехники. Имеет ли этот концепт отношение к разрабатываем новым БДК, не уточнялось.

Главком также напомнил, что также ведется строительство новых больших десантных кораблей типа "Иван Грен", поскольку имеющиеся в строю БДК старых проектов подходят к концу срока своей службы.

Справочная информация

Универсальный десантный корабль (УДК) проекта «Прибой» , который может стать альтернативой французским вертолетоносцам «Мистраль», представлен в виде макета на стенде главного командования ВМФ России в рамках форума «Армия-2015», открывшегося во вторник в подмосковной Кубинке.


«Это наш ответ „Мистралю“. Этот корабль пока в виде макета, однако характеристики, заложенные в проекте, позволяют рассчитывать, что корабли проекта „Прибой“ смогут успешно решать задачи по приему, перевозке и высадке морского десанта», — заявил «Интерфаксу» представитель Главкомата ВМФ.

По его словам, в уникальном проекте УДК, который разрабатывает Невское проектно-конструкторское бюро, не будут повторяться технические наработки и системы, которые уже имеются на французском корабле.

«На „Прибое“ все будет отечественным: и десантно-высадочные средства, и авиакрыло, и оружейные системы. Рассчитываем, что для нужд ВМФ будет построено не менее четырех таких кораблей», — подчеркнул собеседник агентства.

Он отметил, что решение о строительстве корабля будет принято после завершения разработки его проекта. «Предварительно проект может быть закончен в конце следующего года», — сказал собеседник агентства.

УДК «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тыс. тонн при осадке 5 м. Корабль сможет развивать скорость до 20 узлов. Дальность его плавания составит 6 тыс. миль, а автономность похода — 60 суток.

На его борту будут размещаться до восьми противолодочных и десантно-высадочных вертолетов Ка-27 и Ка-52К. Корабль сможем перевозить до 60 единиц техники. УДК будет нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М или два — проекта 12061М. УДК сможет обеспечить свое противовздушную оборону с помощью ЗРПК морского базирования «Панцирь-М».

МОСКВА, 29 дек — РИА Новости, Андрей Станавов. Три сотни вооруженных до зубов морпехов, 13 основных боевых танков или — на выбор — около 40 БТР/БМП, а также два транспортно-десантных вертолета. Такая мини-армия свободно умещается на борту большого океанского десантного корабля (БДК) проекта 11711 "Иван Грен".

ВМФ получит десантный корабль "Иван Грен" до конца года Корабль был заложен в декабре 2004 года, спущен на воду в мае 2012 года, швартовные испытания корабля начались в октябре 2015 года. К заводским ходовым испытаниям корабль приступил в июне 2016 года.

До конца года на нем поднимут Андреевский флаг, и "Грен" официально войдет в состав Северного флота. Этот "десантник" — первый российский корабль такого класса, способный обеспечивать высадку людей и тяжелой техники без контакта с берегом. О том, в чем он превзошел своих предшественников и какое место займет во флоте, — в материале РИА Новости.

Морпехи с доставкой

Если не считать флотилии малых и средних десантных кораблей, то только БДК сегодня в составе ВМФ числится около двух десятков. Это корабли советских проектов 775 (типа "Цезарь Куников") и 1171 (типа "Николай Фильченков"). Если первые еще относительно молодые, то возраст вторых уже приближается к почтенному. К примеру, "Саратов" был спущен на воду в 1964-м. И хотя корабли регулярно ремонтируются, очевидно, что уже очень скоро им потребуется замена. "Иван Грен" — прямой потомок БДК проекта 1171 "Тапир", а точнее, его развитие. Даже по основным характеристикам они схожи: смахивающий на сухогруз "дедушка" тоже обладает солидным водоизмещением и может перевезти 300 морских пехотинцев и два десятка танков.

Плоскодонные корабли проекта 755 польской постройки, которые сейчас составляют основу флота БДК, уступают "Ивану Грену" по габаритам и вместимости. Для сравнения: полное водоизмещение нового корабля — 5000 тонн против 4080 у польского "собрата". Кроме того, он на восемь метров длиннее, на полтора метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Если "Цезарь Куников" может вместить 190 морпехов и десять танков (или 24 бронетранспортера), то "Грен" — 300 и 13 соответственно. Корабли 775-го проекта строили двумя сериями, причем, планировалась третья — специально под перевозку газотурбинных танков Т-80. Примечательно, что головной БДК этой серии назывался "Контр-адмирал Грен". Его успели заложить в Гданьске, но после распада СССР разрезали на металл.

Пушки и "Катраны"

Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только про грузоподъемности, но и по мощи бортового вооружения. В дополнение к АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт" (10 тысяч выстрелов в минуту) он несет две установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" калибра 122 миллиметра. Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Массированный удар "Града" буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника. Таким образом, корабль в состоянии даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку десанта плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут несколько пусковых установок комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя, как правило, корабли такого класса применяются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

Для строительства "Грена" применялись новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. Ограничений по типам перевозимой боевой техники практически нет, лишь бы ее суммарная масса не превышала допустимую. БДК может транспортировать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояния до 3,5 тысячи морских миль. Все это хозяйство размещается на так называемой танковой палубе. Технику можно погрузить разными способами: портальным или палубным краном, также она своим ходом может заехать по кормовой аппарели. Кроме того, БДК может перевозить стандартные 20-футовые морские контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для десантно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного Ка-52К "Катран".

Мост на берег

Фирменная "фишка" "Грена" — так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых ворот один за другим на воду выталкиваются инженерные понтоны, которые в сцепленном виде образуют мост. Он "стыкуется" с береговой линией и служит переправой для тяжелой техники и морских пехотинцев. Такая схема позволяет сохранять дистанцию между кораблем и берегом и снижает риск сесть на мель.

Высадка бронетехники и морпехов с БДК "Кондопога" в Кольском заливе Принимавшие участие в арктическом походе подразделения сухопутных и береговых войск Северного флота России высадились в губе Грязная Кольского залива. Смотрите на видео, как проходило десантирование с БДК "Кондопога".

Легкие плавающие БМП, БТР и БМД можно выпускать прямо в море как с кормы, так и с носа: они доберутся до берега самостоятельно. Интересно, что непосредственно перед высадкой танки и БМП обычно работают на холостом ходу, и десантный трюм быстро заполняется выхлопными газами. Чтобы десантники не отравились, открывают верхний грузовой люк. Высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.

"Сердце" БДК — два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил. Он разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономном плавании "Грен" может находиться до месяца. Для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.

Иван Грен" — головной корабль проекта 11711. Невское проектно-конструкторское бюро работало над ним несколько лет, проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Там же сейчас достраивается второй корабль серии — "Петр Моргунов". Его планируется передать флоту в 2018 году. Больше таких кораблей строить не будут — командование отказалось от них в пользу еще более крупных и вместительных.

Большие десантные корабли — это универсальные рабочие лошадки, без которых не обходится ни одна серьезная войсковая операция на территории стран, имеющих выход к морю. Именно на них в 1986-м эвакуировали граждан СССР из охваченного огнем гражданской войны Йемена, а в начале 1990-х — личный состав советской военно-морской базы Нокра из Эфиопии. Во время грузино-абхазского конфликта из зоны боевых действий на "десантниках" вывозили беженцев и российских туристов. В 1999-м БДК Черноморского флота участвовали в переброске российского контингента миротворческих сил в Югославию, а в августе 2008-го - высаживали десант в грузинском порту Поти. Важнейшую роль эти корабли сыграли в операции Вооруженных сил России в Сирии. Кроме перевозки грузов, людей и техники, БДК могут также эффективно применяться для постановки морских мин.


Военно-морской флот России к 2020 году получит первый большой десантный корабль (БДК) нового поколения - он будет в разы тяжелее представителей типа "Иван Грен" и сможет нести несколько вертолетов. Об этом заявил 11 июня журналистам начальник управления кораблестроения ВМФ Владимир Тряпичников.

"В ближайшие пять лет будет развернуто строительство нового поколения больших десантных кораблей, которые в разы будут превосходить по своему водоизмещению БДК "Иван Грен" и БДК "Петр Моргунов", а также будут обладать еще большей десантовместимостью и смогут нести на борту не один, а несколько вертолетов", - сказал Тряпичников.

Он пояснил, что речь идет о проектировании и строительстве БДК абсолютно нового проекта. "Пока проект не определен по наименованию, но его облик на сегодняшний день уже сформирован. Водоизмещение будет около 16 тысяч тонн, на своем борту корабль будет способен нести усиленный батальон морской пехоты, а, возможно, и больше, примерно около 6 вертолетов различной модификации. Состав вооружения - самый современный и более грозный, дальность плавания и автономность значительно увеличатся", - сказал Тряпичников.

При этом, все оборудование корабля, от энергетики до вооружения, по максимуму должно быть российского производства, отметил представитель ВМФ. Первый такой корабль, по его словам, планируется построить уже к 2020 году.Говоря о заложенном сегодня на "Янтаре" БДК "Петр Моргунов", Тряпичников отметил, что этот корабль проекта 11711, как и головной - "Иван Грен", передача которого заказчику состоится до конца этого года, нужны флоту. Они приходят на смену действующим кораблям проекта 775 и 1171, у которых уже выходят установленные сроки службы, но они продолжают выполнять задачи в Средиземном море и различных точках Мирового океана.

"Естественно, один корабль не может прийти им на смену, поэтому сегодня закладывается второй серийный корабль этого проекта и, ВМФ к 2019 году будет иметь два таких корабля", - заметил Тряпичников. По его информации, первый корабль проекта 11711 - БДК "Иван Грен" - "пойдет на Северный флот, по второму - БДК "Петр Моргунов" - окончательно еще не определено". Представитель ВМФ России заметил, что на сегодняшний день серия проекта 11711 будет состоять из двух кораблей.

Представители типа "Иван Грен" имеют водоизмещение 5 тысяч тонн. Один такой корабль может высадить на необорудованное побережье до 300 морпехов, 40 бронетранспортеров либо 13 танков, на палубе несет вертолет типа Ка-29. Эти десантные корабли вооружены орудием калибра 76 мм, двумя 30-мм зенитными установками АК-630 и реактивными системами залпового огня.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711 (по кодификации НАТО Ivan Gren) в скором времени станет самым современным БДК в составе российского флота. БДК «Иван Грен» предназначен для высадки десанта, перевозки боевой техники, а также различного оборудования и грузов. Всего для ВМФ России было заложено два корабля данного проекта. Головной корабль «Иван Грен» проходит завершающую стадию государственных испытаний, второй БДК «Пётр Моргунов» готовится к спуску на воду. От дальнейшей постройки кораблей данного проекта российские военные отказались в пользу создания еще более крупных и вместительных судов данного класса.

В конце декабря 2017 года генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов рассказал журналистам о том, что большой десантный корабль «Иван Грен» вышел на завершающую стадию государственных испытаний. Незадолго до этого новейший российский корабль провел свои первые стрельбы и проверил корабельную артиллерию в Балтийском море. Стоит отметить, что «Иван Грен» корабль с очень трудной судьбой, он был заложен в Калининграде еще 23 декабря 2004 года, но был спущен на воду лишь 18 мая 2012 года и до сих пор не включен в состав флота. На начальном этапе сборку корабля серьезно осложняли нестабильное финансирование и проблемы на самом предприятии.

При этом новый корабль на флоте без сомнения ждут. Ввод его в состав флота существенно расширить возможности ВМФ России на море и в отдаленных регионах планеты. Десантный корабль океанской зоны «Иван Грен» проекта 11711 сможет брать на борт до 300 морских пехотинцев, а также 13 основных боевых танков (массой до 60 тонн) либо на выбор до – 36 БТР/БМП, боевая техника располагается на танковой палубе . Также на борту корабля имеется крытый ангар и взлетная площадка для вертолетной техники. Он может принять на борт до двух транспортно-боевых вертолетов Ка-29, либо поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и ударный вертолет .

Большие десантные корабли проекта 11711 являются дальнейшим развитием советских БДК проекта 1171 «Тапир». Проектированием кораблей нового проекта занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Корпус кораблей проекта 1171 был взят за основу не случайно, он отлично зарекомендовал себя за десятилетия службы в составе советского, а затем и российского флота. При этом большая часть конструкций в рамках реализации нового проекта претерпела значительные изменения. Главным образом были переработаны надстройки и внутренние помещения десантного корабля.

При строительстве БДК «Иван Грен» были использованы самые современные технологии, в особенности, направленные на снижение заметности за счет использования современных технических решений и материалов. Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников. На борту БДК появились тренажерный зал, столовая, а также более комфортабельные кубрики и каюты.

Погрузка боевой техники на корабль может выполняться либо самостоятельно по аппарелям, либо при помощи кранов. Погрузка грузов и техники в десантное отделение может осуществляться через грузовой четырехстворчатый люк, расположенный в верхней палубе при помощи крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки на борт моторных лодок, шлюпок и техники на борту имеются также два шлюпочных крана.

Помимо всего прочего грузовой люк корабля может использоваться для вентиляции, выводя выхлопные газы, работающей техники с подпалубного пространства (десантного отделения). Вентиляция десантного отделения очень важна, так как позволяет перевозимой технике прогревать двигатели, что очень важно в условиях низких температур воздуха. Выхлопные газы работающей на холостом ходу техники довольно быстро заполняют десантный трюм, поэтому вентиляция через верхний грузовой люк просто необходима, благодаря этому десантники не отравятся выхлопными газами.

Главной особенностью или «фишкой» кораблей проекта 11711 является так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье.

Для этого из распахнутых носовых створок могут выталкиваться на воду инженерные понтоны, которые в сцепленном виде формируют мост на берег. Данный понтонный мост стыкуется с берегом, на который производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники и морских пехотинцев. Данная схема десантирования позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, серьезно снижая риск сесть на мель.

Возможности БДК «Иван Грен» позволяют ему перевозить морем танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояние до 3,5 тысяч морских миль (на скорости хода 16 узлов) . Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе. Технику на борт можно загружать разными способами: палубным или портальным краном, также она может заехать на борт судна своим ходом через кормовую аппарель.

Помимо боевой техники БДК может перевозить различные грузы, в том числе стандартные 20-футовые морские контейнеры. В стандартных 20-футовых морских контейнерах среди прочего может размещаться и ракетный комплекс Club-K, являющийся модификацией ракетной системы «Калибр». При этом вряд ли на борту БДК «Иван Грен» появятся какие-либо ракетные комплексы, так как противодействие кораблям противника не входит в его прямые задачи.

Легкие плавающие БТР, БМП и БМД могут выпускаться в море прямо с кормы и носа корабля, они в состоянии добраться до берега самостоятельно. Высадка десанта возможна при волнении моря до 4-х баллов . Благодаря дальности хода «Иван Грен» обладает возможностью отдаленного десантирования, он в состоянии патрулировать определенный регион на протяжении месяца, автономность плавания составляет именно 30 дней.

Полное водоизмещение десантного корабля составляет 5 000 тонн, длина – 120 метров, ширина – 16,5 метра, осадка – 3,6 метра . Сердцем БДК «Иван Грен» являются два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 л.с. Возможности силовой установки позволяют разгонять корабль до максимальной скорости 18 узлов. Экипаж корабля состоит из 100 человек.

Наиболее современными БДК в составе российского флота до появления кораблей проект 11711 были БДК проекта 755 польской постройки. «Иван Грен» превосходит их по водоизмещению – 5000 тонн против 4080 тонн у кораблей проекта 755, помимо этого новый российский десантный корабль на 8 метров длиннее, на 1,5 метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Соответственно выше и его десантные возможности.

В рамках работы над проектом и постройкой корабля его вооружение претерпело изменения. Согласно первоначальному проекту на борту БДК должна была появиться одна 76-мм артиллерийская установка АК-176М, два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш» и две пусковых установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Однако в связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 претерпела изменения, а также для экономии денежных средств и времени постройки корабля в 2010 году было принято решение об изменении состава вооружения, которое сегодня носит сугубо оборонительный характер.

Вооружение БДК «Иван Грен» представлено одной двухавтоматной корабельной 30-мм автоматической артиллерийской установкой АК-630М-2, двух установок АК-630 с радиолокационной системой управления огнем 5П-10-03 «Ласка», двух 14,5-мм установок МТПУ «Жало», а также комплекса выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М», данный комплекс защищает корабль от ракет противника .

АК-630М-2 «Дуэт» – это современная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка, которая обеспечивает огромную скорострельность – до 10 000 выстрелов в минуту. Основное ее предназначение – это обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне. В первую очередь она предназначена для поражения противокорабельных ракет и иных видов управляемого оружия. Также установка может решать задачи по поражению самолетов, вертолетов и БПЛА противника, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.

Установки АК-630М-2 и АК-630 построены по схеме многоствольного оружия (по 6 стволов) с вращающимся блоком стволом (так называемая схема Гатлинга). Автоматика российских установок такого типа работает за счет энергии пороховых газов и в отличие от иностранных аналогов (Phalanx CIWS и Goalkeeper) не требует наличия внешних источников энергии для вращения блока стволов. Установленная на десантном корабле «Иван Грен» установка АК-630М-2 «Дуэт» стала дальнейшей модернизацией комплекса АК-630М1-2, от которого визуально отличается башней, получившей меньшую радиолокационную заметность.

Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета. Это МТПУ «Жало» – 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки , которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями. Крупнокалиберные пулеметы позволяют эффективно поражать легкобронированные объекты на дальности до 2000 метров и 1500 метров по высоте. Для ведения огня по воздушным, надводным и береговым целям используются патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32, бронебойно-трассирующей пулей БЗТ, а также зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ.

В интернете и различных СМИ можно было встретить утверждения о том, что новые российские БДК проекта 11711 якобы являются своеобразной заменой построенным во Франции, но так и не переданным Российской Федерации – универсальным десантным кораблям-докам типа «Мистраль», но это абсолютно неверно. Во-первых, постройка БДК «Иван Грен» началась задолго до решения Минобороны приобрести во Франции «Мистрали», во-вторых, корабли трудно сопоставить даже по своим техническим возможностям, главным образом размерам. Сравнивать их некорректно из-за огромной разницы в водоизмещении (более чем в 4 раза), а также размерах авиационной группы (Мистрали могут нести на борту до 16 легких вертолетов).

АК-630М-2 «Дуэт» - российская корабельная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка

Более корректным является сравнение новых российских БДК проекта 11711 с китайскими кораблями Тип 072-III (класс Yuting-II), которые представляют собой большие танкодесантные суда, являющиеся основными десантными средствами в составе военно-морских сил КНР. При близких характеристиках и размерах, российский проект в выгодную сторону отличается наличием на борту полноценного вертолетного ангара.

Несмотря на то, что российские военные моряки не заинтересованы в дальнейшем приобретении БДК проекта 11711 (информация об этом появилась в 2015 году), отказавшись от них в пользу более крупных кораблей нового поколения, ставить крест на дальнейших перспективах БДК проекта 11711 пока что рано. В настоящее время корабль уже обладает паспортом экспортного облика, поэтому может продвигаться Россией на экспорт. Об этом сообщал телеканал «Звезда» со ссылкой на Сергея Власова, являющегося генеральным директором Невского проектно-конструкторского бюро. Судя по официальному каталогу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), речь идет о проекте 11711Э, который получил увеличенное до 6600 тонн водоизмещение.

К более крупным десантным судам, которые в будущем могут появиться в составе российского флота, можно отнести . В рамках работы форума «Армия-2015» был впервые представлен макет универсальных десантных кораблей проекта «Прибой» с водоизмещением более 14 тысяч тонн и вместимостью до 500 десантников, 20-30 танков или 60 единиц различной военной техники. Помимо всего прочего данные кораблей смогут взять на борт до 8 вертолетов Ка-27 или Ка-52К.

Российский флот собрался заполучить десантные корабли, аналогов которых у него не было еще никогда. А новые корабли — это новые возможности. «Защищать Россию» разбирается в том, что именно заказали военные и что они могут получить.

В последние месяцы неожиданная активность стала наблюдаться в тихом омуте отечественного военного кораблестроения, занятого созданием десантных кораблей. Этот сектор годами считался крайне запущенным, эксплуатирующим только старое советское наследие и нуждающимся в радикальной встряске с заменой техники.

Но, как выяснилось, менять флот собрался не только технику, но и саму концепцию ее применения.

На глаза начала показываться новая доктрина применения морских десантных сил.

Скажем, ранее считалось, что на замену устаревшим (в наиболее молодой части — стремительно устаревающим) большим десантным кораблям (БДК) советского времени (проекты 775 и 1171) будет построена крупная серия кораблей проекта 11711.

Был заложен в 2004 году и долгие годы стоял на верфи (постройка практически не велась). Появлялись даже сообщения о том, что военные недовольны этим проектом (косвенно это подтверждается постоянными правками, вносимыми флотскими в проект уже после начала строительства) и готовы отказаться от серии, достроив головной корабль как транспортный.

Однако, в последние годы скорость работ резко ускорилась, а потом был заложен второй корабль проекта («Петр Моргунов»). Все шло к тому, что проект 11711 все-таки получит свою серию.

Однако летом 2015 года все опять поменялось. . После него, в 2016 году, начнут строить совершенно другие корабли — десантные вертолетоносные корабли-доки (ДВКД), известные сейчас под шифром «Прибой». Это корабли со стандартным водоизмещением около 14 тысяч тонн, дальностью плавания 6000 миль, вместимостью до 500 морских пехотинцев и 40−60 единиц боевой техники, несущие до 6−8 ударных и транспортно-боевых вертолетов, а также четыре десантных катера проекта 11770 («Серна») или два катера проекта 12061 («Мурена»).

Это корабль совершенно иного класса. Пятитысячетонные «Грены», по сути, являются развитием концепции классического советского БДК: с носовой аппарелью для высадки техники. «Прибой», представляющие собой функциональное повторение голландских ДВКД типа «Роттердам» или «Ян де Витт», больше ориентирован на обеспечение загоризонтной высадки батальона морской пехоты (с использованием бортовых вертолетов и десантных катеров).

Корабль по концепции применения абсолютно новый для отечественного флота. Обычно десантные силы ВМФ считались вспомогательными, и основной задачей, которая им ставилась, была ограниченная по глубине тактическая поддержка сухопутных операций на приморских флангах.

Здесь впервые возникает полноценный инструмент, который позволяет применять так называемые «экспедиционные силы» в отрыве от каких бы то ни было сухопутных фронтов.

Прежние же задачи, как утверждают военные, будут решаться малыми десантными силами, включая корабли на воздушной подушке. Кстати, в конце 2014 года появилось сообщение о возможном возобновление строительства малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Эти корабли строились в советское время в Крыму, в Феодосии.

Но дальше — больше. О том, что флот хочет корабли, похожие на «Роттердамы», сообщалось еще в 2009 году. Но после этого вопрос несколько отошел в тень на фоне грандиозного контракта на куда более крупные боевые единицы — французские вертолетоносцы типа «Мистраль». Корабли-то для России построили точно в срок, . И тут возникла альтернатива.

Одновременно с «Прибоем» был обнародован факт существования еще одного технического задания на десантный корабль. Еще более крупный. Один из вариантов проработки, за авторством Крыловского государственного научного центра, другой, насколько можно судить по отчетам судостроителей, создается в Невском ПКБ под шифром «Кашалот».

Это уже полноценные аналоги «Мистралей», о которых раньше говорили только в сослагательном наклонении.

На борт они будут брать до 500 морских пехотинцев и до 80 единиц боевой техники, а также нести до 16 вертолетов. Водоизмещение составит не менее 24 тысяч тонн. Один из вариантов предусматривает комплектацию шестью десантными катерами типа «Серна».

«Лавина». Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Подобные корабли еще дальше отходят от прежней концепции десантных сил флота. Это уже не БДК, а полноценные УДК (универсальные десантные корабли), со сплошной палубой и крупной авиагруппой. Как утверждается, флот закажет в идеале не менее четырех таких единиц с передачей головного не ранее 2020 года.

В 1980-е годы СССР проектировал подобный УДК проекта 11780, однако до постройки дело так и не дошло. Сейчас планы выглядят и интереснее, и полнее, чем в советское время.

Флот по сформировавшейся за последние годы привычке растет снизу вверх, от «Гренов» в 5 тысяч тонн до «Прибоев» в 14 тысяч и далее к «Лавине» (или «Кашалоту»?) в 24 тысячи тонн.

Выглядит эта картинка, конечно, несколько фантастично. Во многом еще и потому, что появление кораблей подобного функционального назначения в нашем ВМФ произойдет впервые. Тем интереснее будет посмотреть, как они впишутся в новый облик флота.