Обнинский государственный технический университет атомной энергетики. АО «Атомэнергопром


По оценкам ГК «Росатом» ежегодная потребность в новых специалистах для отрасли составляет 3-3,5 тыс. человек. Таким образом, подготовка компетентного персонала для атомной энергетики является одной из наиболее актуальных проблем развития ядерно-энергетического сектора России.

Учебно-методическое обеспечение

Качество ядерно-технического образования сегодня контролируется тремя учебно-методическими объединениями (УМО).

УМО на базе Московского инженерно-физического института в рамках направления «Ядерная физика и технологии» занимается координацией образования, обучения и методической работы в 19 вузах и шести военных школах по следующим специальностям:

  • «Ядерные реакторы и энергетические установки»,
  • «Охрана и нераспространение ядерных материалов»,
  • «Электроника и автоматика физических установок»,
  • «Радиационная безопасность человека и окружающей среды»,
  • «Физика пучков заряженных частиц и технологии ускорения»,
  • «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
  • «Физика конденсированного состояния материалов»,
  • «Физика кинетических ­явлений».

УМО на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева ведет аналогичные работы с семью вузами, выпускающих специалистов по направлению «Химические технологии». Специальности – «Современные химические технологии для энергетической отрасли» и «Химические технологии редких элементов и редкоземельных материалов».

УМО на базе Московского энергетического института контролирует семь вузов по направлению «Атомная и водородная энергетика». Специальности:

  • «Атомные электростанции и ядерные установки»,
  • «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»,
  • «Водные и топливные технологии на тепловых и атомных электростанциях».

Подготовка специалистов

В настоящее время в 22 российских вузах действуют 32 программы по ядерным специальностям, предусматривающие по окончании получение квалификации инженера (специалиста), и более 25 магистерских программ.

Основными государственными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – базовый вуз ГК «Росатом»;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ);
  • Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ);
  • Московский энергетический институт (технический университет, МЭИ);
  • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
  • Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ);
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ);
  • Нижегородский государственный технический университет (НГТУ);
  • Томский политехнический университет (ТПУ);
  • Уральский государственный технический университет (УГТУ).

В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут выполнять свои лабораторные работы и исследовательские задания, получать практический опыт. Например, в НИЯУ «МИФИ» и ТПУ есть рабочие исследовательские реакторные установки, в НГТУ, МЭИ, СПбГУ – уникальные экспериментальные установки для теплогидравлических исследований различных теплоносителей, в РХТУ, УГТУ и ТПУ – радиохимические лаборатории, оснащенные сложной измерительной аппаратурой. На базе НИЯУ «МИФИ» также создан ряд исследовательских центров – ядерный, ускорения частиц, лазерный, материаловедения, нераспространения, нанотехнологий и другие.

Вузы проводят образование и обучение в соответствии с учебными планами и стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам в данной области. К таким стандартам относятся:

  • только очное высшее образование;
  • особое внимание, уделяемое фундаментальным знаниям физики и математики, в сочетании с инженерными навыками;
  • значительная доля практических лабораторных занятий;
  • исследовательская работа студентов, начиная с седьмого семестра;
  • продолжительность обучения – пять-шесть лет, при этом на преддипломную практику и подготовку дипломной работы отводится по полгода;
  • жесткие требования к профессиональным качествам студентов, в которые обязательно входят культура безопасности и знание вопросов нераспространения ядерных ­материалов.

Консолидация образовательной инфраструктуры

Компетентный специалист-ядерщик обладает глубокими познаниями в естественных науках, различными инженерными навыками, способностью и готовностью осваивать новые ядерные технологии и технику, владеет методологией выполнения численных компьютерных и натурных экспериментов, оценки надежности и достоверности экспериментальных данных. Он должен быть готов принимать решения, справляться с оптимизационными задачами с большим количеством параметров и критериев. Компетентность такого специалиста предполагает умение учитывать технологические, эргономические и экономические ограничения, владение соответствующими навыками в информационных технологиях, навыки общения, необходимые для командной работы, умение контактировать со специалистами из смежных с атомной технических областей, способность работать в рамках международных проектов, хороший уровень владения английским языком.

Для достижения указанных целей было решено консолидировать знания и инфраструктуру российских ядерных образовательных учреждений. Первый шаг был сделан в 2007 году, когда создали Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в состав которого входит 21 вуз, три института повышения квалификации и 12 научно-исследовательских центров.

В декабре 2009 года создан Национальный исследовательский ядерный университет – сетевой региональный академический и исследовательский комплекс на базе МИФИ (НИЯУ «МИФИ»).

Подобное единое образовательное пространство создается в соответствии с текущими принципами и тенденциями в ядерно-инженерном образовании по всему миру.

Сотрудничество с предприятиями

В последние годы российские вузы получили возможность более эффективно использовать исследовательские установки ведущих российских ядерных институтов и промышленных предприятий для практических занятий, исследовательских и дипломных работ студентов.

Например, в ГНЦ РФ-ФЭИ (Обнинск) критические стенды БФС-1 и БФС-2 используются как в исследовательских целях, так и в качестве ценного образовательного ресурса при обучении студентов, преподавателей и специалистов. Сегодня большой объем учебного материала и установок, включая лаборатории, стал доступен для отечественных и зарубежных студентов. На стендах БФС-1 и БФС-2 также есть архивные данные по различным выполнявшимся на них демонстрационным испытаниям и экспериментам по широкому спектру задач, включая имитацию условий быстрых реакторов различных типов, оптимизацию нейтронно-физического режима их циклов, подтверждение ядерной безопасности. В сочетании с постоянно расширяющейся программой лекционных курсов и экспериментов, приводимых в качестве примеров, данные стенды предоставляют студентам уникальную возможность доступа к реальной натурной экспериментальной работе и ее результатам. Фактически, все, что находится в настоящее время на данной площадке, связано, так или иначе, с будущими реакторами на быстрых нейтронах.

ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде также предлагает свои экспериментальные стенды и персонал для обучения.

Студенты соответствующих специальностей направляются для прохождения преддипломной практики и написания дипломных работ на АЭС Российской Федерации, благодаря чему происходит объединение усилий профессорского состава и специалистов-практиков для подготовки будущих профессионалов. НИЯУ «МИФИ» вместе с ведущими организациями атомной отрасли организовали 26 научно-образовательных центров, которые объединяют усилия организаций и университета как для проведения научных исследований, так и для обучения студентов и аспирантов. Многие из них победили в конкурсе научно-образовательных центров в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Международное партнерство

Начиная с 1997 года, действует первая в мире магистерская программа по обучению специалистов в области гарантий и охраны ядерных материалов в рамках совместного проекта Министерства энергетики США, ведущих американских ядерных лабораторий и МИФИ.

В последние годы группа преподавателей из США и РФ также занимается разработкой новых программ подготовки магистров, которые должны будут работать над разрешением возникающих в настоящее время новых мировых проблем. Совместная российско-американская программа международной ядерной безопасности, реализуемая при поддержке Министерства энергетики США и концерна «Росэнергоатом», предоставляет преподавателям ядерных курсов Техасского A&M, Мерлиндского и Орегонского университетов (США) и НИЯУ «МИФИ» возможность совместно работать над подготовкой человеческих ресурсов для ядерной отрасли.

Профессоры этих вузов, начиная с 2004 года, создают новые магистерские программы. Разработанные ими новые учебные планы для студентов всего мира предполагают выполнение экспериментальных и теоретических исследований, курс лекций по физике быстрых реакторов общей продолжительностью 72 часа, проведение практических работ. В рамках программы международной ядерной безопасности студенты могут проходить практику на установках Франции, Швейцарии и РФ.

Ряд вузов предлагают инновационные проекты в рамках инициатив по управлению ядерными знаниями и GNEP, например, прохождение зарубежной практики на объектах в РФ для иностранных студентов, курсы ядерно-технического английского языка для студентов из третьих стран, краткосрочные теоретические курсы лекций, проводимые ведущими специалистами и экспертами-ядерщиками. НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке примерных образовательных программ в области «Nuclear Security and Safety» и «Nuclear Technologies and Engineering». Миссия МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, которая посетила НИЯУ «МИФИ» в январе этого года, подтвердила ведущую роль университета в российской системе ядерного образования. Отмечено, что НИЯУ «МИФИ» имеет все возможности для становления как международного регионального центра ядерного образования, ведущего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области мирного использования атомной энергии для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. НИЯУ «МИФИ» уже вовлечен в работу МАГАТЭ по программам технической помощи Белоруссии и Армении для развития необходимых человеческих ресурсов.

Главная цель всех этих мероприятий – обеспечить мотивацию нового поколения студентов для работы в отрасли, подготовить их к решению различных технологических проблем, а также способствовать соблюдению режима нераспространения и международной безопасности.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 года № 480-з и приказа Федерального агентства по образованию от 29 апреля 2009 года № 461 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Обнинский государственный технический университет атомной энергетики» реорганизован путем присоединения к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» с образованием на его основе Обнинского института атомной энергетики - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2011 года № 2757 институт переименован в Обнинский институт атомной энергетики - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Структура ИАТЭ НИЯУ МИФИ:

  • Институт ядерной физики и технологий;
  • Инженерно-физический институт биомедицины (отделение биотехнологий);
  • Институт интеллектуальных кибернетических систем;
  • Институт лазерных и плазменных технологий;
  • Отделение социально-экономических наук;
  • Техникум ИАТЭ НИЯУ МИФИ.

Обучение ведется по федеральным государственным стандартам: бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура.

Учебные занятия в ИАТЭ НИЯУ МИФИ ведут 352 преподавателя, из которых 59 докторов наук, 172 кандидатов наук, в том числе 12 действительных членов специализированных российских и зарубежных академий. Как высшее учебное заведение наукограда ИАТЭ НИЯУ МИФИ имеет возможность использовать уникальную экспериментальную базу полутора десятков научно-исследовательских институтов с самым современным оборудованием, привлекать к учебному процессу ведущих специалистов НИИ.

ИАТЭ НИЯУ МИФИ располагает учебно-лабораторными зданиями площадью 31 тыс. м 2 , достаточными для ведения учебного процесса и научных исследований. Лаборатории оснащены современными приборами, установками, действующими макетами, средствами вычислительной техники, имеется сеть дисплейных классов с выходом в интернет. Для иногородних студентов ИАТЭ НИЯУ МИФИ предоставляет 5 благоустроенных общежитий общей площадью 30 тыс. м 2 , расположенных в черте города и на территории кампуса. Для занятий спортом и физической культурой вуз имеет два современных оборудованных спорткомплекса и спортивные площадки общей площадью 4 тыс. м 2 .

Обнинский институт атомной энергетики - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"
(ИАТЭ )
Прежнее название Обнинский государственный технический университет атомной энергетики (ИАТЭ)
Головная организация Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» ..
Год основания 1953
Студенты свыше 2,7 тыс. человек на дневной форме обучения, около 250 человек на вечернем факультете и около 1000 человек обучается по заочной форме.
Доктора 94
Преподавателей 473
Расположение Россия Россия , Обнинск , Калужская область
Юридический адрес 249040, г.Обнинск Калужской обл., Студгородок, 1
Сайт http://www.iate.obninsk.ru/

(ИАТЭ) - высшее учебное заведение г. Обнинска , основанное в 1985 году на базе Обнинского филиала . До 2002 года носил название Обнинский институт атомной энергетики . В 2002 году получил статус государственного технического университета и был переименован в Обнинский государственный технический университет атомной энергетики . 29 апреля 2009 года приказом Федерального агентства по образованию № 491 Обнинский государственный технический университет атомной энергетики реорганизован путём присоединения к НИЯУ МИФИ с названием Обнинский институт атомной энергетики - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" .

ИАТЭ является единственным в России высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов в области высоких технологий для организаций ядерной энергетики , науки и техники.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    ИАТЭ организует и проводит международные конференции по безопасности и подготовке кадров для атомной энергетики, по материаловедению и др.

    История

    Обнинский филиал Московского инженерно-физического института (1953-1985)

    Лаборатория «В» МВД СССР - предприятие п/я 276 (в дальнейшем ) Министерства среднего машиностроения СССР нуждалось в специалистах по ядерной энергетике . В 1950 году директор ФЭИ Д. И. Блохинцев подписал приказ об образовании на предприятии п/я 276 заочных отделений Московского механического института (впоследствии преобразованного в филиал МИФИ) и МГУ . Организация этих отделений была поручена начальнику лаборатории п/я 276 В. Н. Глазанову .

    У нового учебного заведения не было штатных преподавателей и учебных помещений, но учебная работа удовлетворительно осуществлялась. В 1952 году учебное заведение было преобразовано Министерством высшего и среднего специального образования СССР (приказ от 24 октября 1952 года) в вечернее отделение № 5 МИФИ. Этот приказ был спущен почти через два года, в августе 1954 года, без штатного расписания и финансирования .

    Проблема отсутствующих учебных помещений была решена за счёт части здания школы имени Шацкого и подвалов общежитий и помещений отдела кадров ФЭИ. Лабораторные работы проводились в соответствующих лабораториях ФЭИ при участии сотрудников этих лабораторий. Формально учебное заведение было филиалом МИФИ, фактически - филиалом ФЭИ .

    Чтобы учебное заведение получило собственное здание, В. Н. Глазанов, будучи заместителем директора ФЭИ по науке, пошёл на подлог, построив новое здание площадью 400 кв. м по документам для подразделения ФЭИ и передав его в 1959 году филиалу МИФИ .

    К началу 1960-х годов был сформирован коллектив преподавателей, учебно-вспомогательный персонал и созданы полностью оснащённые современным оборудованием и приборами учебно-исследовательские лаборатории, мастерские, кабинеты. Лаборатории возглавили первые сотрудники: Л. М. Мирошниченко, Т. Э. Прокурат, М. В. Борисов, Г. М. Назарова, Ю. А. Фёдоров .

    В 1962 году на первом курсе дневного отделения начали учиться 50 человек. В 1963 году был введён институт кураторов, работавших на общественных началах. Также на общественных началах стала работать учебно-воспитательная комиссия, возглавляемая студентами, в обязанность которой было вменено следить за успеваемостью студентов .

    Организация обучения включала УИР (учебно-исследовательскую работу) в течение двух дней в неделю, начиная с 4-го курса, на базе ФЭИ, затем преддипломную практику и, наконец, диплом как завершающий этап двух предыдущих видов обучения. Дипломы в результате в большинстве были высокого уровня .

    За двадцать лет существования филиала МИФИ количество штатных преподавателей выросло с трёх в 1954 до ста четырёх в 1974 году. Выпускники Обнинского филиала МИФИ уже в начале 1960-х годов котировались высоко, и в преподавательском коллективе возникла идея создания на базе филиала самостоятельного института по подготовке физиков в области биологии, радиологии, геологии, метеорологии. С соответствующими министерствами были согласованы учебные планы, разработанные институтом. В 1963 году появился приказ министерства высшего и среднего образования СССР об организации на базе филиала самостоятельного института с приёмом 275 человек с финансированием министерством среднего машиностроения СССР строительства учебного корпуса и общежития для студентов. Был разработан проект учебного корпуса, строительство которого было доведено в 1964 году до 1-го этажа. Однако в этом же году, после смерти шестидесятишестилетнего В. Н. Глазанова, генеральный подрядчик ФЭИ передал здание Центральному институту повышения квалификации (ЦИПК). Под вопросом оказалось само существование филиала. В 1966 году вышел приказ министра высшего образования СССР В. П. Елютина и министра среднего машиностроения СССР Е. П. Славского о закрытии дневного отделения в связи с нецелесообразностью параллелизма в подготовке инженеров-физиков в Обнинском филиале и самом МИФИ .

    Коллективу преподавателей удалось убедить руководство Министерства среднего машиностроения не разгонять сформировавшееся уникальное учебное заведение. В течение трех лет (1968, 1969, 1970) институт существовал полулегально. Работало дневное отделение, которое согласно приказу было ликвидировано. В 1969-1970 годах преподавательский коллектив при поддержке всех научных институтов Обнинска добивался открытия филиала. В 1970 году вышел приказ об открытии в Обнинске филиала МИФИ по подготовке специалистов по автоматизированным системам управления (АСУ) и вычислительной технике .

    В 1970 году филиал возглавил Г. А. Середа , при котором был построен учебный корпус, кафедры были частично укомплектованы современным оборудованием и приборами, новый институт получил хорошо подготовленный преподавательский и учебно-вспомогательный персонал. В 1985 году на базе филиала МИФИ был создан новый Институт атомной энергетики (ИАТЭ), который возглавил

    Вниманию будущих абитуриентов!

    В ВУЗах начинается пора дней открытых дверей! Если вы решили связать свое будущее с атомной отраслью, но не определились, в каком именно учебном заведении вы будете грызть гранит атомной науки, надеемся, этот список вам поможет.

    Здесь представлены основные профильные ВУЗы, контакты и даты проведения дней открытых дверей.

    Кстати еще об атомном образовании можно узнать

    1. Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

    • 8 февраля 2009 г., 10:00 - Физико-технический факультет (тел. 324-84-41).
    • 15 февраля 2009.г., 10:00 - Факультет автоматики и электроники (тел. 324-84-42).
    • 1 марта 2009 г., 10:00 - Факультет экспериментальной и теоретической физики (тел. 324-84-40).
    • 15 марта 2009 г., 10:00 - Институты гуманитарного факультета:
      Институт международных отношений, тел. 323-95-83;
      Экономико-аналитический институт, тел. 324-84-22;
      Финансовый институт, тел. 323-92-20, 323-92-21;
      Институт инновационного менеджмента, тел. 323-90-88, 323-91-33;
      Институт финансовой и экономической безопасности, тел. 323-95-27.
    • 22 марта 2009 г., 10:00 - Факультет кибернетики (тел. 324-84-46).
    • 29 марта 2009 г., 10:00 - Факультет информационной безопасности (тел. 323-94-61).
    • 11 апреля 2009 г., 10:00 - Факультет очно-заочного (вечернего) обучения (тел. 324-71-04).
    • 18 апреля 2009 г., 14:00 - Гуманитарный факультет (повторно).
    2. Обнинский государственный технический университет атомной энергетики

    3. Уральский государственный технический университет

    4. Томский политехнический университет

    5. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

    Общеуниверситетский День открытых дверей - 18 января 2009 года в Актовом зале главного здания. Начало в 11:00.

    Дни открытых дверей факультетов:

    • 31 января 2009 г., 16:00 - Инженерно-строительный факультет, Физико-механический факультет.
    • 7 февраля 2009 г., 16:00 - Механико-машиностроительный факультет, Факультет технической кибернетики, Факультет медицинской физики и биоинженерии, Институт международных образовательных программ.
    • 14 февраля 2009 г., 16:00 - Электромеханический факультет, Факультет технологии и исследования материалов, Факультет экономики и менеджмента, Физико-технический факультет, Международная высшая школа управления, Факультет при ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Юридический факультет.
    • 21 февраля 2009 г., 16.00 - Радиофизический факультет, Гуманитарный факультет, Факультет комплексной безопасности, Факультет управления и информационных технологий.
    • 28 февраля 2009 г., 16:00 - Энергомашиностроительный факультет, Факультет инноватики, Факультет иностранных языков.
    6. Институт ядерной энергетики (филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета)