Правовая охрана животного мира и среды его обитания. Правовой режим использования и охраны животного мира Право пользования животным миром и его виды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Юридический факультет

Кафедра экономико-правовых дисциплин

по дисциплине «Экологическое право»

Правовая охрана животного мира

Выполнила: студентка

Звонкова Мария Петровна

Научный руководитель:

Дунаев Игорь Иванович

Нижний Новгород - 2014

Введение

1. Животный мир как объект правовых отношений

2. Право пользования животным миром. Порядок предоставления объектов животного мира в пользование

3. Правовые меры охраны животного мира. Ограничения и запреты на добычу. Охрана среды обитания животных

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение: как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение. Каждый вид животных является незаменимым носителем генетического фонда.

С каждым годом возрастает использование животного мира для рекреационных целей. Прежде главным направлением такого использования служили спортивная охота и рыболовство. Ныне все больше возрастает значение животных в качестве объектов фото охоты, экскурсионных наблюдений. Миллионы людей со всех концов света посещают национальные парки, для того чтобы полюбоваться зверями и птицами в их естественной обстановке.

Именно поэтому наиболее актуальной задачей в современных условиях и является правовое регулирование использования и охраны животного мира, с целью его наиболее рационального использования и воспроизведения.

Таким образом, целью исследования выступает изучение правового регулирования использования и охраны животного мира.

Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи работы:

1. изучить необходимые нормативно-правовые документы по теме исследования;

2. дать понятие животного мира с точки зрения права;

3. изучить порядок предоставления объектов животного мира в пользование;

4. изучить правовое регулирование охоты и рыболовства;

5. проанализировать правовые меры охраны животного мира.

При изучении данной темы нельзя обойтись без Конституции РФ, ФЗ «О животном мире» и других законов регулирующих животный мир. В работе использован материал таких ученых как Боголюбов С. А., Кузнецова Н., Бринчук М.М.

В процессе написания реферата использовались следующие методы: анализ и системный.

правовой животное юридический законодательный

1. Животный мир как объект правовых отношений

Юридическое понятие животного мира определено в Федеральном законе «О животном мире». Это - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: являются компонентами окружающей среды; находятся в состоянии естественной свободы.

Под охрану закона «О животном мире» берутся не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Речь идет об объектах животного мира, выращиваемых, к примеру, в рыбопитомниках, которые на каком-то этапе интродуцируются в природную среду. Домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей среде. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.

Животный мир издавна служит людям в качестве источника пищевых продуктов, промышленного и лекарственного сырья, других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей человека. В преамбуле Федерального закона «О животном мире» животный мир объявляется достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России.

Законодательство о животном мире не предусматривает частной собственности на объекты животного мира. Животный мир в пределах территории России является государственной собственностью. Одной из характерных особенностей животного мира является миграция его объектов через границы субъектов РФ и государственную границу.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

Разграничение государственной собственности на животный мир на два ее вида -- федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации -- осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

Редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

Обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

Населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

Подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

Отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

Естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

Исходя из международно-правовой концепции сохранения биоразнообразия, формируемое российское законодательство о животном мире основывается на принципе устойчивого существования и устойчивого использования животного мира. Под устойчивым существованием животного мира в Законе «О животном мире» понимается существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени. Устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию.

Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Законом «О животном мире» являются государственный учет, государственный кадастр (ст. 14), государственный мониторинг объектов животного мира (ст. 15), нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания (ст. 17), государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания (ст. 18), экологическая экспертиза (ст. 20), государственный контроль в данной области (ст. 16).

Основные требования по охране и использованию животного мира направлены на:

Сохранение видового многообразия животного мира;

Охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;

Сохранение целостности естественных сообществ животных;

Научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира;

Регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству.

2. Право пользования животным миром. Порядок предоставления объектов животного мира в пользование

Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Согласно действующему законодательству (см. ст. 34 Закона «О животном мире») юридические и физические лица могут осуществлять следующие виды и способы пользования животным миром:

Рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

Добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

Использование полезных свойств жизнедеятельности животного мира -- почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

Изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

Извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.

Законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, могут быть предусмотрены и иные виды пользования животным миром. Животный мир на территории Российской Федерации предоставляется в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Предоставление осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством (Федеральным законом «О животном мире», гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ). Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации.

Пользование животным миром прекращается (полностью или частично) в случаях:

Отказа от пользования;

Истечения установленного срока пользования;

Нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование им;

Возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;

Использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;

Ликвидации предприятия, учреждения, организации -- пользователей животным миром.

Решение о прекращении пользования животным миром может быть обжаловано в суде в установленном порядке.

Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира; целенаправленное использование средств, полученных от реализации конфискованных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Экономическое стимулирование указанной деятельности включает: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства об охране и использовании животного мира.

Коренные малочисленные народы и этнические общности, если среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в данной области наделяются особыми правами. Они вправе применять традиционные методы добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если таковые не ведут прямо или косвенно к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство их, не нарушают среду обитания и не представляют опасности для человека. Это право такие граждане могут осуществлять как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников, собирателей, рыболовов и др. Коренные малочисленные народы и этнические общности, а также граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользования животным миром на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности.

Право на приоритетное пользование животным миром включает:

Предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к указанным группам населения и их объединениям;

Льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности;

Иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Таким же правом обладают и иные граждане, постоянное проживающие на данной территории и включенные на законных основаниях в одну из таких групп населения.

Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В этой связи они наделяются следующими правами:

Получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством РФ;

Проводить общественную экологическую экспертизу;

Осуществлять общественный контроль;

Проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;

Содействовать реализации соответствующих государственных программ.

Участие международных общественных организаций в охране и использовании объектов животного мира на территории Российской Федерации регламентируется ее международными договорами.

3. Правовые меры охраны животного мира. Ограничения и запреты на добычу. Охрана среды обитания животных

Как предусмотрено ст. 11 Закона «О животном мире», государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Последние состоят из федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и их территориальных (бассейновых) подразделений. Они образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания. Их полномочия и структура определяются Правительством РФ на основе требований Закона «О животном мире».

Важную роль в охране животного мира и регулировании его использования играет Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, выполняющее наряду с другими задачами и функциями разработку и реализацию мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Оно, в частности, осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства.

Значительна роль в охране и рациональном использовании животного мира Министерства природных ресурсов РФ, одной из задач которого является проведение единой научно-технической политики в области водного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных ресурсов, установления водоохранных зон и соблюдения хозяйственной деятельности в пределах этих зон. Большую роль в охране животного мира и рациональном его использовании играют государственные комитеты РФ по рыболовству и охране окружающей среды, на которые возложено осуществление государственной политики в области охраны и использования животного мира и окружающей природной среды в целом.

Основными принципами государственного управления в области охраны и использования животного мира являются:

Обеспечение устойчивого существования и использования животного мира;

Поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

Осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

Недопустимость совмещения деятельности по государственному контролю за использованием животного мира и охраной его и среды обитания с деятельностью по использования объектов животного мира;

Привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

Отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

Платность пользования животным миром;

Приоритет международного права в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Государственный учет объектов животного мира и их использования, а также государственный кадастр этих объектов ведутся в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Статьей 55 ФЗ «О животном мире» предусмотрены три вида ответственности за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира: административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Однако должностные лица, рабочие и служащие, нарушающие законодательство об охране и использовании животного мира, могут нести также дисциплинарную и материальную ответственность в порядке и размерах, предусмотренных трудовым законодательством РФ. Закон «О животном мире» (ст. 55) предусматривает следующие виды нарушений законодательства РФ об охране и использовании животного мира, влекущие предусмотренную законом юридическую ответственность:

Нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз в РФ животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красную книгу;

Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, других препаратов, причинивших ущерб животному миру;

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания;

Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;

Нарушение правил китобойного промысла;

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы объектов животного мира, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

Нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности;

Нарушение режима охраны объектов животного мира в государственных природных заповедниках и заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;

Нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды их обитания;

Сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания.

Предусмотрено также, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира. В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях.

Заключение

Развитие оружия и транспортных средств позволяло человеку проникать в самые отдаленные уголки земного шара. И всюду освоение новых земель сопровождалось беспощадным истреблением животных, гибелью ряда видов. Охотой был полностью уничтожен тарпан европейская степная лошадь. Жертвами охоты стали туры, очковый баклан, лабрадорская гага, бенгальский удод и многие другие животные. Вследствие нерегулируемой охоты на грани исчезновения оказались десятки видов зверей и птиц. В начале нашего столетия интенсификация китобойного промысла (создание гарпунной пушки и плавучих баз по переработке китов) привела к исчезновению отдельных популяций китов, резкому падению их общей численности.

Огромное влияние на экологическое состояние водоемов оказывают плотины на реках. Они преграждают путь на нерест проходным рыбам, ухудшают состояние нерестилищ, резко уменьшают приток питательных веществ в дельты рек и прибрежные части морей и озер. Для предотвращения негативного влияния плотин на экосистемы аквальных комплексов принимается ряд инженерных и биотехнических мер (строятся рыбопроходы и рыбоподъемники, обеспечивающие движение рыбы на нерест). Наиболее действенный способ воспроизводства рыбного стада заключается в строительстве рыборазводных заводов и рыбопитомников.

Поскольку отношение людей к природе существует только через производственные отношения, то экологопользование связано в каждой стране с существенными в ней социально-экономическими отношениями. Различие социально-экономических систем, обусловливающие и различие эколого-правового регулирования различных стран, требует внимательного анализа правоприменительной практики.

Список использованной литературы

1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 485 с.

2. Бринчук, М.М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник для высших юридических учебных заведений / М.М. Бринчук. - М.: Юристъ, 2001. - 688 с.

3. Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 720 с.

4. Кузнецова, Н.В. Экологическое право: учебное пособие / Н.В. Кузнецова. - М.: Юриспруденция, 2000. - 168 с.

5. Игнатьева И.А.Проблема систематизации законодательства об охоте и правотворческий опыт субъектов Российской Федерации // Экологическое право.- 2006.- №5.

6. Краев Н.В., Краева В.Н., Матвейчук С.П. Заключение ГНУ ВНИИОЗ Россельхозакадемии на проект Федерального закона №66299-5// Экологическое право.- 2008.- №4.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и виды пользования объектами животного мира. Гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны и использования животного мира. Правовая охрана животного мира в Саратовской области.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Животный мир как объект правовой охраны. Организационно-правовые инструменты регулирования использования и охраны животного мира. Основные правила рыболовства. Искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2011

    Эколого-правовые требования к осуществлению хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море РФ. Порядок организации и проведения государственного контроля в области охраны окружающей среды. Охрана объектов животного мира.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Установление действующим законодательством страны правового режима для объектов диких, домашних и сельскохозяйственных животных. Полномочия органов государственной власти и субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2014

    Порядок разработки и утверждения нормативов в области охраны окружающей среды. Государственные органы, осуществляющие экологическое нормирование. Юридические последствия нарушения требований экологических нормативов. Использование и охрана животного мира.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2013

    Характеристика животного мира. Правовой режим объектов животного мира. Правовое определение диких животных. Отличие диких животных от домашних. Принципы интродукции и реинтродукции животных. Правовое регулирование распространения и численности животных.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2016

    Обязанности предприятий по охране животного мира, предусмотренные законодательством. Порядок оценки и возмещения нанесенного вреда. Особенности предоставления недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Лесное законодательство.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Налог на добычу полезных ископаемых, водный налог. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Правовые основы института природоресурсных платежей в обеспечении рационального природопользования.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2016

    Органы, осуществляющие государственное регулирование земельных отношений и их компетенция. Контроль за соблюдением законодательства по охране земель. Предоставление земельных участков во временное пользование для организации крестьянских хозяйств.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2016

    Государственная политика России в сфере обеспечения качества продукции животного происхождения. Государственное регулирование сертификации (декларирования) продукции животного происхождения в Челябинской области. Практика сертификации ООО "Равис".

С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного, технического, лекарственного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масштабов экономической деятельности, освоения земель, вырубки лесов, загрязнения окружающей природной среды, а также хищническая эксплуатация животного мира приводят к сокращению численности многих видов животных, уменьшению разнообразия живых организмов.

Охрана и рациональное использование животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную государственную задачу, выполнение которой направлено на удовлетворение экономических, экологических и духовных потребностей общества (ст. 1 Федерального Закона «О животном мире»). И, в первую очередь, здесь важно правовое регулирование указанной проблемы.

Животный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 ФЗ «О животном мире»).

Из данного понятия животного мира следует, что животные, которые относятся к объектам правовой охраны, должны обладать рядом признаков.

Во-первых, речь идет только о диких животных и, во-вторых, о тех, которые обитают в состоянии естественной свободы (на суше, в воде, в атмосфере и в почве). Отношения по поводу сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также животных, содержащихся в неволе, регулируются не экологическим, а гражданским и иными отраслями законодательства. В-третьих, животные могут находиться на территории страны временно или постоянно. Этот признак учитывает особенности жизнедеятельности мигрирующих видов животных.

Под животными понимаются все организмы животного происхождения: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млекопитающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов морского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы.

Таким образом, понятие животного мира охватывает не все живые организмы, находящиеся на территории страны, но является достаточно широким, поскольку распространяется не только на наиболее ценную в экономическом отношении часть дикой фауны - объекты охоты и рыболовства (диких зверей, птиц и рыб), - но и на многих других ее представителей.

Право собственности на животный мир

Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью . Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), нарушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственности на животный мир, недействительны. Оборотоспособность диких животных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государственными органами .

Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания, могут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности . Владение, пользование и распоряжение такими объектами регулируется гражданским законодательством .

Правомочия собственника в отношении животного мира осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

В соответствии с Федеральным Законом «О животном мире» и Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» к федеральной собственности относятся следующие объекты животного мира:

  • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;
  • обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения (в заповедниках, национальных парках и др.);
  • населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
  • подпадающие под действие международных договоров ;
  • относящиеся к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
  • мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ .

От имени Российской Федерации и ее субъектов право собственности реализуют соответствующие государственные органы - общей компетенции (Федеральное Собрание , Президент РФ, Правительство РФ , местные администрации) и специально уполномоченные органы. Государство в лице своих компетентных органов предоставляет животный мир в пользование различным субъектам.

Понятие и виды права пользования животным миром

Долгосрочная лицензия должна содержать сведения о пользователе, видах, объектах, сроках , условиях пользования животным миром, границах территории , акватории, необходимой для пользования.

Пользователь также должен заключить договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для пользования животным миром с органом исполнительной власти соответствующей территории (акватории).

При наличии нескольких претендентов может проводиться конкурс.

Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Она выдается специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.

Именная разовая лицензия дает право на однократное использование животных с указанием их видов и количества, места и срока пользования.

Право пользования животным миром является платным. Система платежей включает в себя:

  • плату за пользование животным миром;
  • штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Плата за пользование животным миром поступает в бюджеты РФ и ее субъектов и расходуется на цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием животного мира и среды его обитания. Пользователи животным миром уплачивают также сбор за выдачу лицензии (ст. 53 Закона о животном мире).

Пользование животным миром может осуществляться бесплатно, если это не требует получения лицензий. Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о животном мире (ст. 33). Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.

Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязанности пользователя животным миром, которые составляют содержание рассматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъектов пользования.

Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):

  • пользоваться предоставленными им объектами животного мира;
  • пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории в установленном порядке, если эти объекты содержатся в полувольных условиях;
  • собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;
  • выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;
  • заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;
  • вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира, а также реализовывать произведенную продукцию и изделия;
  • на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления деятельности, связанной с пользованием животным миром;
  • предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;
  • оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира по согласованию с владельцами (пользователями) земель, лесного фонда и органами по охране животного мира.

Пользователи животным миром обязаны:

  • осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;
  • соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;
  • применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
  • не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира;
  • осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
  • проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
  • оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
  • обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
  • применять при пользовании животным миром гуманные способы.

Основаниями прекращения права пользования животным миром являются юридические факты, перечисленные в ст. 47 Закона о животном мире:

  • отказ от пользования;
  • нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром;
  • возникновение необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;
  • использование территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;
  • ликвидация предприятия , организации, учреждения-пользователей животным миром.

Право пользования животным миром прекращается путем аннулирования соответствующими органами лицензии на пользование объектами животного мира.

Правовая охрана животного мира

Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета , государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы , ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира. Организация и осуществление указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира». Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции, особое место среди которых занимают специализированные подразделения - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.

Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

  • проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия ;
  • задерживать нарушителей законодательства о животном мире, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы ;
  • производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;
  • изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;
  • хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;
  • применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

  • организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;
  • сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);
  • охрана среды обитания животных.

1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.

Особое значение имеет установление запретов и ограничений на использование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводства определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о животном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рассмотрением правового регулирования использования животного мира.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий , сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые занимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ . Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологических коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных коллекций зоологических университетов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.

Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.

Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Постановлением Правительства РФ от «О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».

8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

За нарушения положений законодательства, устанавливающего требования по охране и рациональному использованию животного мира, может наступать юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Задача охраны и грамотного использования животного мира реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.

Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране жи­вотного мира будут разработка и реализация федеральных и территори­альных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Стоит сказать - пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет ис­пользуемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представ­лять данные данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для ϲʙᴏевременного выявления изменений в со­стоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий нега­тивных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообра­зия, рационального использования животного мира*.

* Подробнее о государственном кадастре и мониторинге объектов животного мира см. гла­вы 4, 5 данного учебного пособия.

Организация и осуществление указанной деятельности регламентирует­ся Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственно­го учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объек­тов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.

Обязательной мерой охраны животного мира будет государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных реше­ний, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязатель­ной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостиму­ляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклимати­зации и гибридизации данных объектов. Стоит заметить, что она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по ох­ране животного мира.

Для обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и граж­данами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди кᴏᴛᴏᴩых занимают специализированные подраз­деления - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.*

* Постановление Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного ми­ра и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67.

Должностные лица данных органов наделены широкими полномочиями при осуществлении ϲʙᴏих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

Проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользо­вания животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

Задерживать нарушителей законодательства о животном мире, состав­лять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указан­ных нарушителей в правоохранительные органы;

Производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, оста­новку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;

Изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и дру­гие орудия добывания объектов животного мира, в т.ч. транспортные средства, а также ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие документы;

Хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;

Применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

Во исполнение данной статьи Закона о животном мире и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом «Об оружии» Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 133 были утверждены правила использования и приме­нения служебного оружия и специальных средств должностными лицами органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государ­ственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной служ­бы лесного хозяйства России и их территориальных органов.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе не­посредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной сре­ды их обитания. По϶ᴛᴏму меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

Организация рационального использования животного мира, регули­рование численности животных и их воспроизводства;

Сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

Охрана среды обитания животных.

1. Регулирование рационального использования животного мира. Важно понимать - оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и ис­пользования животного мира, кᴏᴛᴏᴩое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и пра­вил их рационального использования и охраны.

Особое значение имеет установление запретов и ограничений на исполь­зование объектов животного мира. Стоит сказать, для их сохранения и воспроизводст­ва определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о живот­ном мире) Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рас­смотрением правового регулирования использования животного мира.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, вле­кущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населен­ных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенство­вании существующих и внедрении новых технологических процессов, вве­дении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристичес­ких маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны преду­сматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий эле­ктропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в т.ч. в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире)

Для охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хо­зяйственном отношении животных выделяются защитные участки террито­рий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуще­ствления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их про­ведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и раз­рушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законода­тельства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных терри­ториях.

3. В наибольшей степени полное и эффективное сохранение животных сообществ мо­жет быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах данных территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также вся­кая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. Стоит сказать, для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство кᴏᴛᴏᴩых в естественных условиях невоз­можно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о живот­ном мире) При ϶ᴛᴏм лица (как юридические так и физические), кᴏᴛᴏᴩые за­нимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обра­щаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по пре­дотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 № 997, кᴏᴛᴏᴩым утверждены «Требования по предот­вращению гибели объектов животного мира при осуществлении производст­венных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопро­мышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объ­ектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные про­цессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате измене­ния среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозабор­ные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строитель­ства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия эле­ктромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, долж­ны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусма­триваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубо­проводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издает­ся Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Стоит заметить, что они содержат сведе­ния о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезно­вения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире)

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида живот­ных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсемест­ное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются пе­речни (список) животных, занесенных в Красную книгу.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологиче­ских коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных кол­лекций зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.

Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собст­венности подлежат государственному учету.

Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Поста­новлением Правительства РФ от 17.07.96 «О порядке государственного уче­та, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».

8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

Статья 1 Закона о животном мире (далее - Закон о ЖМ) определяет его как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а объект ЖМ - как организм животного происхождения, т. е. дикое животное или популяцию диких животных. Из Закона также следует, что под использованием объектов ЖМ понимается изучение, добывание или получение каким-то другими способами пользы от этих объектов для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека посредством изъятия30 их из среды обитания или без такого. При этом объекты ЖМ, изъятые из среды обитания по установленным в России правилам, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или других формах собственности. К видам и способам пользования Закон о ЖМ (ст. 34) относит следующую деятельность юридических лиц и граждан: охоту; рыболовство (включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих); добычу объектов ЖМ, которые не отнесены к объектам охоты и рыболовства; извлечение и использование полезных свойств жизнедеятельности объектов ЖМ - почвообразователей, естественных санитаров ОС, опылителей растений, биофильтраторов и т.п.; изучение, исследование и другое использование ЖМ в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов ЖМ.

Деятельность, которая направлена на сохранение биологического разнообразия, обеспечение устойчивого существования и на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов ЖМ, является охраной ЖМ.

В соответствии со ст. 4 Закона о ЖМ к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты:

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а так же занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

Обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

Населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

Подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

Отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

Естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

Государственное управление в области охраны и использования ЖМ, сохранения и восстановления среды его обитания зиждется на следующих основных принципах:

Обеспечение устойчивого существования и использования ЖМ;

Поддержка деятельности, которая направлена на охрану ЖМ и среды его обитания;

Недопущение жестокого обращения с животными при осуществлении пользования ЖМ в соответствии с общими принципами гуманности;

Недопустимость совмещения деятельности по реализации государственного контроля за использованием и охраной ЖМ и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов ЖМ;

Привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны объектов ЖМ;

Отграничение права пользования ЖМ от права пользования другими природными ресурсами;

Платность пользования ЖМ;

Приоритет международного права в области использования и охраны ЖМ и среды его обитания.

К мерам государственного управления в области охраны ЖМ и сохранения среды его обитания относится государственная экологическая экспертиза, проведение которой предшествует принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации хозяйственного решения, которое могло бы повлиять на объекты ЖМ и среду их обитания. Она, например, обязательна для удобрений, пестицидов, биостимуляторов роста растений и материалов, обоснования объемов (лимиты, квоты) изъятия объектов ЖМ и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Другой мерой государственного управления в этой области является установление ограничений и запретов на использование объектов ЖМ (ст. 21 закона о ЖМ). Так, может быть ограничено, приостановлено или полностью запрещено на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки пользование ЖМ, а также определенными его объектами.

Для примера можно рассмотреть распоряжение Главы Одинцовского района Московской области от 19 апреля 2002 г. № 314-р "Об усилении охраны рыбных запасов в весенний период 2002 г. на водоемах Одинцовского района", в соответствии с которым с 15 апреля до 15 июня 2002 г. устанавливается проведение двухмесячника по охране рыбных запасов, в течение которого запрещается: лов рыбы на Палецком озере, на нерестовых участках реки Москвы и на прудах общего пользования; проведение всех видов работ на рыбохозяйственных водоемах; проведение спортивных соревнований по лову рыбы и другим видам спорта на всех рыбохозяйственных водоемах Одинцовского района; использование маломерного моторного флота, за исключением судов спецслужб, имеющих разрешения установленного образца, выданные уполномоченными на то организациями; движение всех плавсредств, в том числе гребных, в специально обозначенных местах нереста рыбы и в непосредственной близости от них.

Такие решения может принять орган исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Федерации в пределах своей компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания. Примерами актов субъектов Федерации, регулирующих охрану объектов ЖМ, могут быть: Закон г. Москвы от 30 июня 1999 г. "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы", законы Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 октября 1998 г. "Об оленеводстве" и от 3 июня 1998 г. "О рыболовстве в Ямало-ненецком автономном округе" и др. Кроме того, сохранение объектов ЖМ может достигаться путем изменения вида пользования ЖМ с запрещением изъятия объектов из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия таких объектов в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Важное значение имеет сохранение среды обитания объектов ЖМ. Поэтому любая деятельность, которая влечет за собой ее изменение и ухудшение условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, которые обеспечивают охрану ЖМ. Любая хозяйственная деятельность, если она связана с использованием объектов ЖМ, должна осуществляться так, чтобы сами объекты ЖМ, разрешенные к использованию, не ухудшали бы собственную среду обитания и не причиняли вреда лесному, сельскому, и водному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве объектов, связанных с деятельностью предприятий или жизнедеятельностью населенных пунктов (гл. VII Закона об ООС), в обязательном порядке должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов ЖМ и по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. Закон о ЖМ важное значение отводит мероприятиям, обеспечивающим сохранение путей миграции объектов ЖМ и мест их постоянной концентрации, особенно в период размножения и зимовки, при строительстве таких крупных сооружений, как аэродромы, железнодорожные, шоссейные, трубопроводные и др. транспортные магистрали, линии связи, ЛЭП, плотины и др. Правительством РФ утверждены по этому поводу соответствующие документы.

Известно, что в природоохранном законодательстве выделяют ООПТ. Внутри таких территорий для охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения ценных объектов ЖМ, применяются специальные меры их охраны, для чего выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления жизненных циклов объектов ЖМ (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На этих защитных участках запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или устанавливаются специальные сроки и технологии их проведения. Собственнику, владельцу или арендатору участка, на котором выделяются защитные территории выплачивается компенсация. Кроме того, в соответствии со ст. 24 закона о ЖМ редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты ЖМ заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Федерации, что означает запрет любых действий, которые могли бы привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов ЖМ. Оборотоспособность31 диких животных, занесенных в Красную книгу РФ, допускается только в исключительных случаях32 по разрешению (распорядительной лицензии), которое выдается специально уполномоченным государственным органом по ООС в строго установленном порядке. Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания на указанных защитных участках территорий и акваторий могут вносить предложения об организации видовых заказников. Объекты ЖМ, обитающие на территориях государственных заповедников, национальных парков и на других О ОПТ, охраняются в соответствии с режимом особой охраны таких территорий.

Субъекты Российской Федерации в лице своих органов исполнительной власти обязаны создавать необходимые условия для сохранения и разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, например, путем организации и специализации зоопарков и создания питомников. Случаи содержания указанных животных в неволе, а затем выпуск их в естественную природную среду допускаются в исключительных случаях, которые также регламентируются актами Правительства РФ.

Закон о ЖМ предусматривает полное или частичное прекращение пользования ЖМ в случаях: нарушения законодательства об ООС и условий пользования ЖМ, предусмотренных лицензией; возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов ЖМ для их охраны; использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование ЖМ; ликвидации предприятия - пользователя ЖМ.

Охрана и использование объектов ЖМ регулируется и экономическими методами, к которым относятся: регулирование экономических отношений в этой области между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и природопользователями, а также между пользователями ЖМ и пользователями другими видами природных ресурсов; формирование системы платежей за пользование ЖМ; создание стабильной экономической основы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов ЖМ; экономическая защита государственных интересов в области охраны и использования объектов ЖМ; экономическая защита пользователей ЖМ. Для обеспечения действенности экономических методов сформирована структура экономического регулирования охраны и использования объектов ЖМ, которая включает в себя: учет и экономическую оценку объектов ЖМ; экономически обоснованную систему платежей за пользование ЖМ; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов ЖМ33; экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства России об охране и использовании ЖМ; целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконного добывания объектов ЖМ, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также от добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Другим методом экономического регулирования охраны и использования объектов ЖМ является экономическое стимулирование, которое заключается в установлении налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов ЖМ и среды их обитания; предоставлении юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов ЖМ; премировании должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану ЖМ за выявленные нарушения законодательства России об охране и использовании ЖМ.

За нарушение законодательства России об охране и использовании ЖМ предусматриваются все виды ответственности: административная (ст. 8.29., 8.35.-8.37. КоАП РФ), гражданско-правовая (ст. 1064, 1068 ГК РФ), и уголовная (ст. 256-259 УК РФ). Закон о ЖМ устанавливает ответственность юридических лиц и граждан за:

Нарушение порядка осуществления пользования ЖМ и незаконного ввоза в Россию животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам ЖМ, занесенным в Красные книги;

Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании объектов ЖМ;

Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб ЖМ;

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов ЖМ или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов;

Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования ЖМ;

Нарушение правил китобойного промысла;

Ввоз в Россию и вывоз за ее пределы объектов ЖМ, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

Нарушение требований по предотвращению гибели объектов ЖМ в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;

Нарушение режима охраны объектов ЖМ в государственных природных заповедниках, заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других ООПТ и акваториях;

Уничтожение или повреждение аншлагов и других знаков, устанавливаемых пользователями ЖМ или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

Нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование ЖМ и разрешений на изъятие объектов ЖМ из среды их обитания;

Сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов ЖМ, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов ЖМ, их воспроизводства и качества среды их обитания.

Ущерб, нанесенный объектам ЖМ и среде их обитания, возмещается юридическими лицами и гражданами добровольно или по решению суда (общей юрисдикции или арбитражного) в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба ЖМ, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам ЖМ и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.34.

Если ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов ЖМ сельскому, водному и лесному хозяйству, предотвратить невозможно, то в том случае, если пользователь ЖМ является членом фонда экологического страхования, убытки возмещаются из средств этого фонда. В случае изъятия объектов ЖМ из природной среды с нарушением законодательства, они безвозмездно изымаются или конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания, если же это сделать невозможно, то в соответствии с гражданским законодательством, они подлежат реализации с возмещением государству ущерба, нанесенного ЖМ незаконным изъятием.

  • 8. Экологическое законодательство.
  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 63. Правовая охрана животного мира.

    Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспече­ние устойчивого существования животного мира, а также на создание усло­вий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животно­го мира.

    Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране жи­вотного мира являются разработка и реализация федеральных и территори­альных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

    Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет ис­пользуемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представ­лять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в со­стоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий нега­тивных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообра­зия, рационального использования животного мира * .

    Организация и осуществление указанной деятельности регламентирует­ся Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственно­го учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объек­тов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.

    Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных реше­ний, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязатель­ной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостиму­ляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклимати­зации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по ох­ране животного мира.

    В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и граж­данами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подраз­деления - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др. *

    Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

    Проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользо­вания животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

    Задерживать нарушителей законодательства о животном мире, состав­лять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указан­ных нарушителей в правоохранительные органы;

    Производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, оста­новку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;

    Изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и дру­гие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;

    Хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;

    Применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

    Во исполнение данной статьи Закона о животном мире и в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 133 были утверждены правила использования и приме­нения служебного оружия и специальных средств должностными лицами органов Министерства сельского хозяйства и продовольствияРФ, Государ­ственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной служ­бы лесного хозяйства России и их территориальных органов.

    Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе не­посредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной сре­ды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

    Организация рационального использования животного мира, регули­рование численности животных и их воспроизводства;

    Сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

    Охрана среды обитания животных.

    1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и ис­пользования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и пра­вил их рационального использования и охраны.

    Особое значение имеет установление запретов и ограничений на исполь­зование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводст­ва определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о живот­ном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рас­смотрением правового регулирования использования животного мира.

    "