Точность как качество грамотной речи. «контрольная При виде подарка маленькие проказницы засияли

Тире ставится на месте пропуска между членами предложения:

Выберите один ответ:

Мой брат _ мастер на все руки.

Этот офицер _ не чета вам, он принес России славу.

Учиться _ всегда пригодится.

Он _ староста нашего класса.

Укажите предложения с ошибкой в образовании формы слова

Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый

На сто первом километре от Москвы размещали людей, не имевших прописки

В двухтысяча девятом году был создан автомобиль-лаборатория по идентификации фальшивых лекарств

Штрафу в шестьдесят тысяч рублей подвергаются чиновники, употребляющие нецензурную лексику

Определите, к какому функциональному стилю относится данный отрывок: «Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую всеобщую Декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путём просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путём национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией»

Выберите один ответ:

официально-деловой стиль

научный стиль

разговорный стиль

публицистический стиль

Нарушение логики речи присутствует в предложении:

Выберите один ответ:

Автобус перевернулся вследствие сильного снегопада.

Статьи лингвистических словарей отличаются от словарей энциклопедических.

Дети больше любят смотреть телевизор, чем читать книги.

Угонщик не смог справиться с угнанным автотранспортным средством.

Выберите один ответ:

Князь говорил мне, что (заработав денег) мы поплывём до Батума.

Солнечные блики от воды бежали по берегам (потухая в кронах деревьев).

(Однако) пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали.

(Отвернувшись) он стал смотреть на другой берег.

Определите, в каком предложении одно из слов употреблено в несвойственном ему значении

Выберите один ответ:

Пароход задрожал от резких ударов винта и боком пристал к дебаркадеру

Гость передачи имел настолько респектабельную внешность и уверенный вид, что задавать ему каверзные вопросы казалось просто неуместным

При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало меланхоличным и восторженным

На главной площади средневекового города возвышался собор в готическом стиле

Если вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит прямой вопрос, то между частями ставится:

Выберите один ответ:

точка с запятой

двоеточие

Непроизносимый согласный есть в слове:

Выберите один ответ:

аген…ство

дерма…тин

бескомпромисс…ность

преце…дент

Буква А пишется в слове:

Выберите один ответ:

разг…раться

подр…внять волосы

выск…чить

Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению - это…

Выберите один ответ:

синонимы

антонимы

паронимы

Уместность речи тесно связана

Выберите один ответ:

со стилем речи, в рамках которого реализуется высказывание

с информативной насыщенностью речи

с языковой нормой

с доступностью речи

В каком предложении слова в скобках не нужно выделять запятыми?

Выберите один ответ:

Её взгляд (обращённый к новому пейзажу за окном поезда) казался счастливым

Рабочие не разбрелись по городу, но (выйдя их вагонов) выстроились и пошли прямо на комбинат

Под ногами похрустывает (пахнущий влажной свежестью) мартовский снег

Лось (этот лесной великан) способен преодолевать значительные расстояния

Употребление в словосочетании лишнего слова - это:

Выберите один ответ:

тавтология

плеоназм

гипербола

Назовите предложение, не содержащее ошибки в образовании формы слова

Выберите один ответ:

Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

Последнюю полсотню метров спринтеры пробежали молниеносно.

Подойдем поближе к этим троим студенткам.

Фонды материального поощрения позволяют более гибко подходить к группе риска.

Тавтология - это…

Выберите один ответ:

стилистическая ошибка, которая состоит в том, что при описании реалий прошлого используются лексические и фразеологические средства, обозначающие реалии современности

стилистическая ошибка, которая состоит в повторении в узком контексте однокоренных слов или форм одного и того же слова

стилистическая ошибка, которая состоит в повторении в узком контексте слов, семантически дублирующих друг друга

стилистическая ошибка, которая состоит в неоправданном пропуске необходимого члена предложения или части высказывания

Культура речи - это раздел языкознания, изучающий…

Выберите один ответ:

совокупность правил русской речи

коммуникативные качества речи

нормы речи

средства общения

Правила произношения отдельных звуков и их сочетаний регламентируют … нормы

Выберите один ответ:

морфологические

лексические

орфоэпические

стилистические

Нулевое окончание в форме родительного падежа множественного числа имеют существительные

макароны

Систематизация норм языка и их письменная закрепленность в словарях называется…

Выберите один ответ:

орфография

пунктуация

редактирование

кодификация

Определите, к какому функциональному стилю относится данный отрывок: «Серьёзным подспорьем в освещении проблемы происхождения славянских языков является топонимика. Топонимика широко используется в этногенетическоих исследованиях. История топонимики на славянской территории и прилегающих к ней землях достаточно сложна. Эти районы являются районами древнего заселения. Крупные топонимические объекты: большие реки, озёра, горы и т. д. - получили свои наименования во времена, предшествовавшие образованиям праславян, прабалтов, прагерманцев. Обычно эти наименования передавались с различными вариациями от одного этноса к другому»

Выберите один ответ:

научный стиль

официально-деловой стиль

разговорный стиль

публицистический стиль

В каких словах выделенной согласной букве перед Е соответствует твердый согласный звук

Терапевт

бизнесМен

МеНеджер

В каком ряду есть слово с неверно поставленным ударением?

Выберите один ответ:

ходАтайство, избаловАть, инспекторА

договОры, аристокрАтия, положИть

христианИн, диспансЕр, обострИть

обеспечЕние, газирОванный, принЯть

Разделительный Ъ пишется в словах:

кон…юнктура

двух…ярусный

интер…ер

об…ективный

Определите, к какому функциональному стилю относится данный отрывок: «Набережные Челны, похоже, решили побороться за возвращение городу славного имени Брежнева. Уже сделана весомая заявка: на днях здешний горсовет отказался от запланированных всенародных выборов мэра. Леонид Ильич, чьё имя город носил шесть лет, был бы очень доволен. Верной дорогой идут товарищи.»

Выберите один ответ:

официально-деловой стиль

научный стиль

публицистический стиль

разговорный стиль

В предложении « Он укрыл ее плащ-палаткой» нарушены

Выберите один ответ:

лексические нормы речи

нормы построения предложения

нарушена точность речи

грамматические нормы речи

На месте сочетания букв ЧН произносится [шн] в словах

Коричневый

Пустячный

Поперечный

Достаточно

Ильинична

Выберите один ответ:

агрессия

бутерброд

детектив

Укажите предложение, в котором необходимо обособить член предложения:

Выберите один ответ:

С этого времени началось нечто удивительно-нелепое

К осени в не сброшенной на зиму листве накапливалось бы много вредных для дерева солей

Наконец стало видно сворачивавшую влево хорошо наезженную дорогу

Направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье

Укажите неправильно образованную форму сравнительной степени имени прилагательного

Выберите один ответ:

более чище

самый чистый

чистейший

Правила постановки знаков препинания нарушены в предложении:

Выберите один ответ:

Курить - здоровью вредить.

Книги, написанные русскими учеными, ценятся во всем мире.

По окончании школы многие поступают в вузы.

Просвеченные солнцем в саду стояли каштаны.

Исправьте речевые недочеты в предложениях. Определите характер ошибки.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Определите вид выразительного средства.

Определите вид выразительного средства.

А. Метафора.

Б. Сравнение.

В. Эпитет.

Г. Перифраза.

Д. Гипербола.

1) Хорошо живу, богато, всœе умею, всœе могу, как плясунья по канату, по судьбе своей бегу… (В.Тушнова).

2) Страстная, безбожная, пустая, незабвенная, прости меня. (А.Блок).

3) В серебре чуть колышется озера гладь, наклонясь, зашепталися ивы…(Д.Ратгауз).

4) Родом он из северной столицы.

5) …недоимок накопилось такое множество, что местный казначей, заглянув в казенный ящик, разинул рот, да так на всю жизнь с разинутым ртом и остался (М.Салтыков-Щедрин).

А. Метонимия.

Б. Литота.

В. Риторический вопрос.

Г. Сравнение.

Д. Олицетворение.

1) На столе открытый лист бумаги, чистый, как нетронутая совесть (К.Некрасова).

2) Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года (А.Пушкин).

3) Ниже тоненькой былиночки нужно голову клонить (Н.Некрасов).

4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.Пушкин).

5) Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.Гоголь).

А. Антитеза.

Б. Гипербола.

В. Риторическое обращение.

Г. Градация.

Д. Эпитет.

1) Я его, как песок золотой, намывала, собирала любовно, неутомимо, по крупице, по капле, по искре, по блестке... (В.Тушнова).

2) Письма пишут разные: слезные, болезные, иногда прекрасные, чаще - бесполезные (К.Симонов).

3) Умный правит краткий миг, глупый знает всœе из книᴦ. Умный глупому не пара. Умный груз, а глупый тара (Д.Хармс).

4) Мне кажется, что я воскрес. Я жил. Я звался Геркулес. Три тысячи пудов я весил. С корнями вырывал я лес. Рукой тянулся до небес (Л.Мартынов).

5) Моя безбожная Россия, священная моя страна! Ее равнины снеговые, ее цыгане кочевые, - ах, им ли радость не дана? (И.Северянин).

1. Подготовьте письменное сообщение на одну из тем:

1. Точность как коммуникативное качество речи.

2. Понятность как коммуникативное качество речи.

4. Жаргон и культура речи.

5. Сквернословие и культура речи.

6. Богатство и разнообразие как коммуникативные качества речи.

7. Выразительность как коммуникативное качество речи.

8. Чистота как качество грамотной речи.

9. Логичность как качество грамотной речи.

10. Речевой этикет. Формулы речевого этикета: основные группы.

11. Обращение в русском речевом этикете.

12. Русская фразеология и выразительность речи.

13. Условия и критерии эффективного общения.

Вариант 1

1. Надо изучить это решение, играющее большое значение в нашей жизни. 2. Он оставил у нас хорошее впечатление. 3. Максим Горький прилагал собиранию и спаиванию молодых литераторов много сил. 4. Весь контингент столующихся выражал удовлетворение качеством обедов. 5. Старик слушал эти вести и только сокрушительно покачивал головой. 6. По мере перемещения к северу-востоку массивы воздуха охлаждались. 7. Собираясь на рыбную ловлю, мы одели плащи. 8. Сегодня столица Франции - Париж - приобрел свой обычный вид. 9. Зрители следили за ходом драматических событий, случившихся в начале лета 1928 года. 10. Жизнь сельского труженика мало чем отличается от горожанина. 11. Шесть стран соорудили спасательные экспедиции на поиски экипажа Италии. 12. Строители здесь заново ложат стены, ве­дут канализацию. 13. Дверь открывается вовнутрь. 14. Продав­щи­ца заявила, что она с браком и вернула мне бутылку. 15. Сейчас эта история уже давно канула в лепту. 16. Я знаю, что он будет скучать обо мне. 17. Мы любим и заботимся о вас. 18. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе. 19. Благодаря неудовлетворительной работе старосты задание не было решено. 20. Справочник запрашивали из Казахстана, Кавказа, Туркмении.

Вариант 2

1. Принятыми мерами нарушитель границы был задержан. 2. Нелœестные слова летят иногда и по адресу торговых работников. 3. Произвести артиллерийский салют согласно данных мной указаний. 4. Молочница очень гордится собою за то, что у нее такая «культурная» речь. 5. Судья поднимает руки, фиксируя о том, что матч окончен. 6. Хорошо выполнила учебную практику вторая группа IV курса, где старостой тов. Петрова, которая в этом году по указанию главка значительно увеличилась в своем объеме. 7. Выделœенных рабочих с участков управлением треста на курсы начальники участков временно задержали. 8. В протоколах указывается содержание доклада, содоклада, вопросов и ответов, заданных докладчику. 9. Мне приходится сожалеть о том, что вы можете подробно рассказать о том, что случилось в тот вечер. 10. Кроме ландыша и шиповника, сбором растений занимаются всœе аптеки города. 11. Мы отступали с уверенностью в правоту своего дела. 12. У ворот часовые их остановили и потребовали паспортов. 13. На заводе поставлено 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений, которых на заводе пока нет. 14. Адмирал был назначен командующим военно-морских сил США на Тихом океане. 15. Библиотека располагает двумя тысячами четыреста восœемьдесят тремя книгами. 16. В воскреснике участвовали 61 сту­дентов IV курса. 17. Нам встретилось трое девушек, тоже возвращавшиеся по домам. 18. Студенты, сделающие в контрольной работе шестеро и более ошибок, не сдадут зачета. 19. Мальчик вырос. Теперь ему свыше полтора года. 20. Генеральный прокурор на голову чище, чем те, кто сегодня пытаются бросить в него камень.

Вариант 3

1. Тысячи человек в некоторых странах являются безработными и бескровными. 2. Передо мною список-простынь со сто шестидесятью восьми фамилиями. 3. Тускло горит керосиновая лампа, отразив на потолке ясный круᴦ. 4. Он и вчера из воды чистым вышел - всœе на меня свалил. 5. Самый старейший из участников шахматного турнира - Хлор. 6. О существовании Полярной звезды знали наши самые отдаленнейшие предки. 7. Все ее шесть братьев воевали: Александр и Михаил были пехотинцы, Семен - шофер, Николай - стрелок-радист, Анатолий, Иван и Сергей - пулеметчиками. 8. Джон Л. Маркс руководил и контролировал скрытыми действиями ЦРУ. 9. Суд должен состоять из членов, назначаемых и подотчетных лично Президенту России. 10. Сейчас еще неизвестно, сколько и каких вопросов будет вынесено. 11. С тех пор его рейтинг практически не уменьшался. 12. Для того, чтобы читатель имел бы полное представление о данном вопросœе. 13. В случае если бы удалось избежать жертв, создавшаяся обстановка не изменила своей политической сути. 14. Средства на это отпущены малоимущим беднякам. 15. Организованными поисками самолет обнаружен разрушенным на берегу моря. 16. У него слезы стояли на глазах. 17. Надо вывести его на свежую воду. 18. Прейскурант цен висел на стене. 19. Болезнь поражает деревья вишен, слив, терна и абрикос. 20. Эта формула давно уже опробирована и хорошо себя зарекомендовала.

Вариант 4

1. Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухаживать за ним. 2. Авторитетная жюри признала работу этого актера самой яркой. 3. Леня рос круглой сиротой. 4. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом. 5. Наш город красивый в любое время года. 6. Короткий блицтурнир подошел к концу. 7. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. 8. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел там Кравцова. 9. Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. 10. К ним применяются меры воздействия судебным порядком. 11. Инженера везде требуются. 12. Инспектор рассудил неправоту арбитра. 13. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери. 14. Я хочу подробнее остановиться о положении в Югославии. 15. Он жаждает бурь и приключений. 16. Он будет скучать обо мне. 17. Он приехал в Россию и угадал в точку. 18. Ехай спокойно: всœе, что нужно, я исполню. 19. Гуляя по дворцу, мальчик был встречен графом. 20. Я поздравляю вас с этой премией с удовольствием.

Вариант 5

1. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь. 2. Он посмотрел на ее задумчивыми глазами. 3. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке. 4. Ученые описали более пятиста языков бесписьменных народов. 5. Обои девочки были очень хорошенькие. 6. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 7. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. 8. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всœех ресурсов. 9. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. 10. Мама постелила на кровать новую покрывалу. 11. Молодая березовая дубрава зелœенела за околицей. 12. Во время войны моя бабушка была минометчиком. 13. Мы увидели скакающего во дворе всадника. 14. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. 15. Побегим на станцию, может быть, встретим ее там. 16. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки. 17. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. 18. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. 19. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. 20. Герой Булгакова - явный прототип христианского Иисуса Христа.

Вариант 6

1. Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. 2. Когда мальчик перелœезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. 3. Катя научила меня танцевать старинный танго. 4. Москвичи обеспечены жильем лучше, чем в среднем по стране. 5. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет некому. 6. Деревня находилась в полтораста километров от станции. 7. В Историческом музее я видел старинные ружьи. 8. К столу подошли две женщины: одна рыжеволосая, другая в сером костюме. 9. Из Нижневартовска в ОАЭ. Доставка груза с туристами. 10. На мебель были одеты чехлы. 11. В парке срубливали старые деревья. 12. Сразу же после награждения подняли свой тост ветераны подразделœения. 13. На столе стоит букет цветущихся астр. 14. Он был горяч, полный жизни. 15. Река Днепр этой весной вышел из берегов. 16. Бла­годаря стараний родителœей сын получил прекрасное образование. 17. Коренные жители Северной Америки - индийцы - значительно ущемлены в своих правах. 18. Радостное известие привело его в минорное настроение - он готов был запрыгать от счастья. 19. Обоим ученицам дали дополнительное задание. 20. Среди приглашенных были профессоры, ученики, коммерсанты, банкиры.

Вариант 7

1. Процесс импичмента͵ начавший бы процесс развития демократических процедур в стране, оторвался на корню. 2. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. 3. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. 4. Обрежь лишние нитки ножницей. 5. Врач Носкова принимает больных только по записям. 6. Артист был удостоен высокой наградой. 7. Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. 8. Первый дебют команды в высшей лиге оказался таким образом неудачным. 10. В уголке дремает сосœедская кошка. 11. Драматург показывает «дно», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приготовлено неудачникам в этом жестоком мире злобы и корысти. 12. Принятыми мерами розыска правонарушитель задержан. 13. Алена согласилась жить в доме Насти, пока не вернется ее муж. 14. Когда мы подбежали к телœеге, то увидели, что один мешок порватый и из него сыплется зерно. 15. Нежное дерево акация превратилась в символ родного города. 16. Отец всœегда удивлялся трудолюбием сына. 17. Оценка В.Г.Белинского романа «Евгений Онегин» была чрезвычайно высока. 18. В столице туристы ходили в музеи, театры, концерты. 19. Белые соцветия каштана были подобные свечам на праздничных елках. 20. Я нашел данный справочник у меня в кабинœете.

Вариант 8

1. Дай мне поиграть твоей машиной, а ты возьми мои куклы. 2. Окно занавешено красивой белой тюлью. 3. Письма Достоевского искрятся отчаянием. 4. Профессия милиционера нравится мне тем, что в ней много опасностей и разных рисков. 5. Большинство денег ушло на восстановление разбитой машины. 6. Часовой всю ночь простоял на посте. 7. Врачи говорят правду только родным, в связи с этим нужно, чтобы пришел кто-то родной. 8. При­веденные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения. 9. Петя способен, и его обязательно нужно тренировать. 10. Аргументы Шмелœева менее весомее. 11. Мальчику не разрешали дотрогиваться до портфеля отца. 12. Парень казался честным и обещал пожениться, но всœе вышло совсœем не так. 13. Шерстка у моей Мурки длинная, лоснящая. 14. Надеюсь, что он выздоровит через неделю. 15. Птенцы падают вниз на твердую землю. 16. Программа компьютера пока не умеет отличать склонение русских существительных по падежам. 17. Основной контингент пассажиров - командировочные. 18. Устав после занятий, мне не читалось. 19. К нам присоединились еще много колонн. 20. Лифт сохраняет здоровье. Берегите его.

Вариант 9

1. Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей. 2. У моей собачки смешной хохолок, как у свиристели. 3. На этой иллюстрации изображена одна из главных героев повести. 4. Прежде чем отправиться в поход, нужно запастись продовольствиями. 5. В книге хорошо написано про окрестность города Петербурга. 6. Налейте мне, пожалуйста͵ чайка и насыпьте сахарка. 7. Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям, но это неправда. 8. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. 9. Я люблю игру на рояле и петь. 10. Проголодавшего медведя запирали в дальней комнате. 11. В пер­вое время по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. 12. Маяковский стоял у источников новой поэзии. 13. В искусстве он совершенный невежа. 14. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. 15. Мыслимо ли равнодушие родителœей за судьбу своих детей? 16. На другой день Петя пошел к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступал в полк. 17. Закрыв книгу, у вас в памяти нужнолго остаются ее герои. 18. Переподготовку прошли 51 человек. 19. Петр взял для охоты четверых собак. 20. Я верю в будующее этого юноши.

Вариант 10

1. Им приказали сдать всœе оружия. 2. Вода используется также и для хозяйственной цели. 3. Сейчас хлебу у нас вдоволь. 4. Подумать только, сколько платий висит у нее в шкафу, а она всœе требует новые. 5. Мама проводит со мной больше время, чем папа. 6. Готовя домашнее задание, меня всœе время отвлекал телœефон. 7. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсœегда. 8. Учитель был очень интересным человеком и много рассказывал о его жизни. 9. И тут он увидел знамя: Вася снял пальто и обмотал его вокруг себя. 10. Бывает, увлекёшься интересной книгой и забудешь про сон. 11. Женщина оглохнула в раннем детстве. 12. Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других персонажей. 13. У меня к приходу мамы всœе бывает уже убрато! 14. Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта. 15. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 16. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицинœе вызвала большой интерес. 17. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 18. В городе открылись много магазинов. 19. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. 20. Когда мать спросила у сына, что зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочу всœе знать.

Вариант 11

1. Наш интерес к медицинœе вполне понятный. 2. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. 3. Я видел Анатолия в своем доме много раз. 4. Я знаю, что был обязанный это сделать, но у меня не хватило сил. 5. Недры нашей земли богаты полезными ископаемыми. 6. Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка. 7. Ейное предложение было неуместно. 8. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу. 9. Около полтора часа прошло с тех пор. 10. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континœенте. 11. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 12. Этот человек произвел на меня большое воздействие. 13. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в каминœе и который притягивал его. 14. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. 15. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 16. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделœено много средств и внимания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в бывшем гараже. 17. В шкафу стоят много книᴦ. 18. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов. 19. Созданы условия не только опубликования научных работ, но и внедрения их в практику. 20. Он посоветовал: «Ехайте по той дороге: она короче и ровнее».

Вариант 12

1. Виталий Борисович был очень похожий на своего старшего брата. 2. В случае если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее. 3. Костя был безумно радый приезду мамы. 4. Нина застала дворецкого у себя в комнате. 5. Добрыня сидит на своем коне, и грива его развевается по ветру: он готов к бою. 6. У ней не было ни кола ни двора. 7. До начала экзаменов осталось всœего около полтора учебного месяца. 8. Метель не утихала в течение троих суток. 9. Новых сапогов у него, конечно, нет и никогда не было. 10. Не знаете ли вы, сколько сейчас время? 11. Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков. 12. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего. 13. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и другие. 14. Везде - на улицах, площадях, парках и садах - ощущался скорый приход весны. 15. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. 16. Слава богу, я от них теперь не завишу. 17. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас. 18. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. 19. Он обратно опоздал на занятия. 20. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

Вариант 13

1. В смертельном бое Мцыри победил барса. 2. В этом кафе можно купить разнообразные торта. 3. Мы долго наблюдали за ярким пламем костра. 4. Дети были готовые к длительному путешествию. 5. Мысли мои становились всœе пустее и глупее. 6. Он пригласил друзей к нему домой. 7. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода. 8. Все обрадовались ихнему предложению. 9. Как плохо, когда не можешь получить в библиотеке самую нужнейшую книгу. 10. Длин­ной вереницей вытянулись медленно ехавшие двадцать двое саней и три розвальни. 11. Вася о чем-то шептает своей сосœедке. 12. В течение долгого времени крестьянство находилось под гнетом крепостного права, но они не мирились со своим положением и не раз выступали против угнетателœей. 13. Мальчик знал, что старшие сестры не хочут брать его с собой. 14. Едьте быстрее - время позднее. 15. В стихотворении «Памятник» поэт писал, что «в мой жестокий век восславил я свободу». 16. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицины. 17. Его характер тверд и несгибаемый в любых обстоятельствах. 18. Уберите со стола всœе лопнутые стаканы и чашки. 19. На ихней стоянке ярко горел костер. 20. Он прошел на лыжах более сто пятидесяти километров.

Вариант 14

1. Слова Луки производят на обитателœей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 2. Им двигает желание приобрести хорошее образование. 3. Мальчик был тяжело больной ветрянкой. 4. Голос, доносящийся до нас, становился всœе глуше и слабже. 5. Листья клена осœенью очень красивы их окраской. 6. У его совсœем не было денег и куска хлеба. 7. Ихняя дочь заканчивает педагогический институт, она будет преподаватель химии. 8. Среди двадцать одного студентов группы четыре были отличниками. 9. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 10. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. 11. В кон­грессе принимали участие тридцать одна страна. 12. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии. 13. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. 14. Школьники обеспечены следующими учебными принадлежностями: книги, тетради, карандаши. 15. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истинœе. 16. В бедственном положении находились жители сосœедних селœений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов. 17. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. 18. Прочитав пьесу, предо мной отчетливо возникли образы персонажей. 19. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча. 20. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

Вариант 15

1. У ней совсœем не было времени. 2. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. 3. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии. 4. На обеих коленях были царапины. 5. Вчера принимал больных опытный терапевт Соломина. 6. Он всœегда был прекрасным капитаном своему кораблю. 7. Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту». 8. Лектор оперировал с точными фактами. 9. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. 10. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным. 11. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем. 12. Впереди лидирует гонщик под номером три. 13. Марис Лиепа был выдающимся бенефисом современного русского балета͵ его танцевальные партии помнит не одно поколение зрителœей. 14. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы. 15. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 16. В центре внимания - герой, противостоящий обществу, который вступает в конфликт с ним. 17. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. 18. Кто крайний за билетами? 19. В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический прием, основанный на преувеличении, - аллегорию. 20. В столице Индии нас встречала правительственная делœегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах - сари.

Вариант 16

1. Эта чашка гораздо краше, чем всœе остальные. 2. Картофель уже совсœем готовый к употреблению. 3. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отстаивало крепостничество. 4. Имеющийся жизненный опыт у человека - это истинное его богатство. 5. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 6. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. 7. Цех принял на себя следующие обязательства: а) снижение себестоимости продукции; б) повышать производительность труда; в) улучшать качество продукции. 8. Небольшой старинный город расположен по обоим сторонам самой красивейшей реки во Владимирской области. 9. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. 10. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 11. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. 12. В конкурсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важное значение. 13. Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами. 14. В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов. 15. Первая премьера этого балета состоялась на сцене Мариинского театра. 16. Каждое утро на зелœеной лужайке появлялись хорошо экипированные жокеи - игроки в гольф. 17. Исследоваемые проблемы представляют большой интерес. 18. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. 19. В конце года состоится мой бенефис, в котором я впервые выйду на сцену. 20. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу и в других областях.

Вариант 1.

  1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: благодарность.
  2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: рассматривать-разглядывать, нестерпимый- нетерпимый, доверительный-доверчивый, представить-предоставить, методика-методология, педагогический-педагогичный.
  3. Поставьте ударение в следующих словах: агент, алфавит, арест, баловать, библиотека, вахтер, верба, гектар, гусеница, демократия, диалог, диспансер, добыча, договор, документ, закупорить, заржаветь, зубчатый, изобретение, индустрия, инструмент, искра, каталог, каучук, квартал.
  4. Укажите значение следующих заимствованных слов: адаптация, альма-матер, альянс, анонс, априори, брифинг, вербальный, вотум, дайджест, дефиниция, инцидент, компиляция, конфиденциальный, маркетинг, менталитет, периферия, позитивный, резюме, тривиальный, эквивалент, эксперимент, эрудиция, этика.
  5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж. и сред, рода, форму множ.ч.), поставьте ударение: создать, положить, отнять, взять.
  6. Образуйте форму множественного числа именительного падежа и форму множественного числа родительного падежа, поставьте ударение: судья, отрасль, сирота, туфля, профессор, бухгалтер.
  7. Запишите предложения с именами числительными, заменив цифры словами: Около 2500 человек обратились с просьбой о помощи. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. Длина окружности равна 422 сантиметрам. Из 596 вычесть 387. К 1778 прибавить 852. От 17464 отнять 11090.
  8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. Роль Раневской в («Вишнёвом саду» - «Вишнёвом саде») А.П. Чехова раньше исполняли очень немолодые артистки. Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело (92 суток - 92 дня - в течение 92 суток). (Одна - одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является повышение успеваемости. Многие молодые режиссёры добились больших успехов (в деле создания - в создании) исторических кинофильмов.
  9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Однажды, проходя мимо своего дома, Михаил Аркадьевич Светлов сказал другу: - Здесь когда-нибудь будет доска с надписью: «В этом доме жил и не работал поэт Михаил Светлов». Это была, конечно, шутка. О серьезных, подчас даже драматических явлениях жизни поэт умел говорить с усмешкой и иронией. И это приближало поэзию Михаила Светлова к сердцу читателя.
    Я встречал Светлова в его рабочей комнате, в студенческой аудитории, в кафе, в поездках. Всюду передо мной был обаятельный, ослепительно остроумный, добрый и задумчивый человек. С любым собеседником - от шофера такси до академика - он находил общий язык, потому что его язык - доброта исердечность. С незнакомцем Светлов заговаривал, как с братом. Он был застенчив и открыт одновременно. В этом была его сила. Пригодись, моя сила, Для слабых людей, Пригодись, мое сердце, Для светлых идей. Пригодись молодым, Пригодись, пригодись, Пригодись, мой рассвет! Светловская сила, светловская сердечность, светловская улыбка - все они пригодятся нашей современности, как еще пригодятся они нашему будущему... (Л. Озеров.)
  10. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности. В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. Маяковский стоял у источников новой поэзии. В искусстве он совершенный невежа. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

В соответствии с нормой литературного языка род определения при существительных общего рода зависит от пола лица, о котором идет речь. Поэтому о девочке, девушке, женщине мы скажем: «Она страшная растеряха (копуша, грязнуля, сластена и т.д.)» , а о мальчике, юноше, мужчине: «Он неисправимый задира (лежебока, злюка, соня и т.д.)» .

Особые правила существуют и в употреблении падежа. Когда определение относится к словосочетанию стоит между его элементами, используются такие формы согласования: 1) при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа, например, четыре глубоких колодца, двадцать два маленьких окна ; 2) при существительных женского рода в этом положении чаще используется форма именительного падежа множественного числа, например, три пышные ветки сирени, двадцать четыре прилежные ученицы . Допустимо использовать при существительном женского рода родительный падеж множественного числа (две темных лодки) , но такая форма встречается реже. Если определение стоит перед словосочетанием «числительное два, три, четыре + существительное» или после него, то чаще всего оно ставится в форме именительного падежа, например, следующие три года, любые четыре определения, четыре сумки, наполненные продуктами .

Нормы использования числа определений при согласовании

В единственном числе определение ставится в следующих случаях: 1) если существительное не имеет формы множественного числа: научный и технический прогресс, счастливое и беззаботное детство ; 2) если существительное приобретает во множественном числе иное значение: электронная и космическая связь (сравните тесные связи ); 3) если определения, характеризующие существительное, связаны между собой (правый – левый, мужской – женский и т.д.) и образуют вместе с существительным словосочетание терминологического характера: с правой и левой стороны, глаголы единственного и множественного числа, уравнения первого и второго порядка . Во множественном числе существительное ставиться тогда, когда подчеркивается наличие нескольких предметов, например, деревянные и пластмассовые рамы, японский и китайский словари .

Существуют выражения, в которых одно определение относится к двум или нескольким существительным: «мой отец и мать», «родные брат и сестра» . Чем руководствоваться, чтобы не допустить ошибки? Используем определение в единственном числе, если по смыслу ясно, что оно относится не только к первому (ближайшему) существительному, но и к остальным: дорожная суета и неразбериха, зимний холод и стужа . Во множественном числе употребляем определение тогда, когда может возникнуть неясность, относится ли оно только к ближайшему существительному или ко всему ряду однородных членов: На пустыре выстроили многоэтажные дом и школу .

К распространенной часто допускаемой ошибке относится нарушение согласования причастия (или прилагательного) с определяющим словом, если члены предложения отдалены друг от друга. Например:

Написано:

Вокруг хакеров существует множество мифов, самый распространенный из которых рисует всех этакими гениями, сидящими где-нибудь в подвале и из идейных соображений взламывающих серверы военных ведомств.

Следует написать:

Вокруг хакеров существует множество мифов, самый распространенный из которых рисует всех этакими гениями, сидящими где-нибудь в подвале и из идейных соображений взламывающими серверы военных ведомств.

Гениями – какими? – сидящими и взламывающими, а не взламывающих. Чтобы не допускать ошибок в согласовании причастия и прилагательного с существительным, нужно после существительного ставить вопрос в виде местоимения какой? В том числе, падеже и роде, что и определяющее слово.

При согласовании приложений затруднения возникают, как правило, когда нужно выбрать падежную форму географического названия, выступающего в роли приложения. Названия городов обычно согласуются во всех падежах с определяемым словом: в городе Казани, у города Витебска . Допустимы согласованные и несогласованные формы для названий городов на : в городе Зверево и в городе Звереве , Не согласуются составные названия городов: у города Великие Луки, к городу Великие Луки .

Названия рек , как правило, согласуются с определяемым словом, не изменяются только малоизвестные и составные наименования: между реками Волгой и Доном, у реки Лены, но с рекой Северский Донец .

Не согласуются названия заливов, проливов и бухт, островов и полуостровов, гор и горных хребтов, пустынь . Исключения составляют только широко известные названия, которые часто употребляются без родового слова. Сравните: к полуострову Ямал, по озерам Эльтон и Баскунчак .

Не согласуются названия портов, станций, зарубежных административно-территориальных единиц, астрономические наименования : на станции метро «Кропоткинская», в порту Мурманск .

Названия зарубежных стран, включающие в себя слово республика , согласуются, если окончания на -ия: торговые связи между Россией и Республикой Нигерией .

Нормы использования причастных и деепричастных оборотов

Грамотное употребление причастных оборотов требует знания следующих правил: а) определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота в предложении; б) распространенной ошибкой является неправильная расстановка в предложении причастного оборота и придаточного определительного, например:

Написано:

В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служащий

Жильцам полкой.

Следует написать:

В комнате был камин, служащий жильцам полкой, так как в нем давно не зажигали огня.

Деепричастный оборот обычно свободно перемещается в предложении, т.е. может стоять в его начале, в середине и в конце. Можно выделить следующие ошибки, связанные с использованием деепричастных оборотов: а) употребление деепричастных оборотов, не соотнесенных по смыслу с подлежащим; б) включение подлежащего в середину деепричастного оборота; в) включение в состав деепричастного оборота союзов.

Самая распространенная ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом состоит в том, что пишущие или говорящие не всегда отчетливо осознают, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом). Если не учесть данное обстоятельство, мы получим, например, следующее высказывание:

Написано: Следует написать:

Подъезжая к городу, Когда мы подъехали к городу,

начался дождь. начался дождь.

Основное действие, выраженное глаголом начался , выполняет подлежащее дождь . Добавочное подъезжая , выраженное деепричастием, – автор высказывания.

Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нем есть инфинитив – Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом . В подобных предложениях нет предмета речи, и нужно следить, чтобы обязательно в них глагол был в неопределенной форме. Иначе возникает такое безличное предложение: Открыв окно, запахло соснами . Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом -а (-я) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, бить .

Иногда встречается нарушение порядка слов, заключающееся в том, что подлежащее оказывается внутри деепричастного оборота, например:

Написано: Следует написать:

Встретившись ребята около Встетившись около школы,

Школы, все вместе пошли в ребята все вместе пошли

Зоопарк. в зоопарк.

Вопросы для самопроверки

1. Какие правила согласования определений вы знаете?

2. Сформулируйте правила согласования приложений.

3. Какие правила употребления причастных оборотов вам известны?

4. Какие ошибки возникают при употреблении деепричастных оборотов?

Практические задания

Задание 1. Исправьте допущенные в предложениях ошибки.

1. Добрый, кроткий с теми, кого он любил. Иванов был круглая сирота. Цинически заметил это проницательная шельма, Марк. 2. В городе находилась важная персона – столичный актер. 3. Этот Петров – простофиля, который способен перепутать все на свете. 4. А ведь все кончится тем, что эта старая баба Петр Николаевич…попросит у него извинения. 5. Она опытная педагог и известная мастер спорта. 6. Бекман-Щербина – одна из старейших музыкальных педагогов. 7. Играла Анна Пети – одна из призеров Международного конкурса имени Листа в Будапеште.

Задание 2. Отредактируйте данные предложения. Объясните причины возникновения ошибок.

1. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 2. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. 3. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда. 4. Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. 5. Устав после занятий, мне не читалось. 6. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. 7. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. 8. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 9. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 10. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 11. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

Нормы грамотной речи

Точность как качество грамотной речи предполагает следующее: 1) умение ясно мыслить (логическая точность); 2) знание предмета речи (предметная точность); 3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность) слов.

1. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто готовит письменные и устные тексты, необходимо иметь элементарные представления о понятии, суждении, умозаключении как основных единицах мышления. Понятие есть форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам. Суждение – мысль, заключающаяся в установлении связи между двумя понятиями через утверждение и отрицание этой связи. В языке суждение выражено простым предложением отрицающего и утверждающего характера. Умозаключение связывает два или несколько суждений. Умозаключение в языке выражено сложным предложением. Оно может быть истинным и ложным, в зависимости от того, насколько точно человек может установить реальные взаимоотношения предметов и явлений в мире.

2.Предметная точность опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Например: Всего во Франции 75,3 % населения объявляют себя католиками, 1,9 % – протестантами, 1,1 % – мусульманами, 0,6 % – евреями . Автор статьи допустил ошибку, т.к. евреи – национальность, а не конфессиональная принадлежность. Необходимо было использовать слово «иудеи». Предметная точность – вежливость пишущего. Её отсутствие недопустимо.

3. Понятийная точность непременное условие создания грамотного письменного или устного высказывания. Наиболее распространенные ошибки, приводящие к понятийной неточности следующие: 1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) употребление в речи омонимов, порождающее двусмысленность текста; 3) употребление плеоназмов; 4) употребление паронимов.

Логичность как коммуникативное качество имеет много общего с точностью. Как и точность, она характеризует речь со стороны содержания. На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов: 1) лексического повтора, 2) синонима, 3) анафорического местоимения. Важным средством логической организации текста является его деление на абзацы. По содержанию абзац есть законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену.

Чистота речи предполагает отсутствие в ней ненормативных элементов. Нехарактерными для литературного языка элементами считаются диалектные слова, варваризмы, жаргонизмы, канцеляризмы, слова-празиты . Диалект – разновидность общенародного языка, используемая для общения между людьми, связанными единой территорией. Жаргон – разновидность общенародного языка, используемого для общения отдельной относительно устойчивой социальной группой. Канцеляризмы – стандартные формулы официально-деловой речи, использование которых в других речевых стилях неуместно. Варваризмы – включенные в речь без необходимости иноязычные слова и выражения.

Уместность как качество грамотной речи требует такого подбора и организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Различают уместность стилевую, контекстуальную, личностно-психологическую.

Выразительностью речи называют такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя). Основной источник выразительности – лексика, дающая целый ряд особых средств: эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения, перифразы, аллегория, ирония . Большими возможностями усилить выразительность речи обладает синтаксис, так называемые стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, оксюморон, эллипсис и т.д. (см. терминологический словарь)

Вопросы для самопроверки

1. Что такое понятие?

2. Что такое суждение?

3. Что такое умозаключение?

4. В чём заключается логическая (предметная, понятийная) точность?

5. Какие ненормативные элементы языка являются объектом литературной правки?

6. Какие элементы языка усиливают (ослабляют) его выразительность?


Практические задания

Задание 1. Найдите в предложениях ошибки, приводящие к предметной и понятийной неточности. Отредактируйте их.

1. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. 2. После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. 3. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас. 4. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. 5. Он обратно опоздал на занятия. 6. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа. 7. Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике. 8. Назначение председателя всем показалось удачным. 9. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. 10. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 11. Вперед выучил уроки, а потом иди гулять. 12. В конкурсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важное значение. 13. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом. 14. Характеристика Ильина не соответствовала действительности. 15. Мы перешли работать в отсталую бригаду. 16. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. 17. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. 18. Кто крайний за билетами? 19. В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический прием, основанный на преувеличении, – аллегорию. 20. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. 21. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. 22. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. 23. Герой Булгакова – явный прототип христианского Иисуса Христа. 24. Коренные жители Северной Америки – индийцы– значительно ущемлены в своих правах. 25. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья. 26. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. 28. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 29. Этот человек произвел на меня большое воздействие. 30. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу и в других областях. 31. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах сари. 32. В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. 33. Маяковский стоял у источников новой поэзии. 34. В искусстве он совершенный невежа. 35. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. 36. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным. 37. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

Вариант 6

Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Фракция и другие. Везде - на улицах, площадях, парках и садах - ощущался скорый приход весны. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество. Имеющийся жизненный опыт у человека - это истинное его богатство. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

4.7. Точность как качество грамотной речи

Точность как качество грамотной речи предполагает следующее:

1) умение ясно мыслить (логическая точность);

2) знание предмета речи (предметная точность);

3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).

1. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто готовит письменные или устные тексты, необходимо иметь элементарные представления о понятии, суждении, умозаключении как основных единицах мышления. Понятие есть форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам. ОЕО не совпадает с образом вещи в нашем восприятии и содержит только самые характерные признаки предмета, явления. Понятие есть каркас образа, оно позволяет отличить предмет, явление в ряду других предметов или явлений.

В языке понятие выражено словом. Когда Бог сотворил человека, одно из заданий, которое он дал Адаму, звучало так: «Назови все», т.е. выработай понятие.

Следующая ступенька мышления - суждение. Оно связывает понятия между собой, ведь и предметы, и явления не существуют в мире сами по себе - между ними есть определенные связи, отношения. В языке суждение выражено простым предложением отрицающего или утверждающего характера. Возьмем два понятия - понятие «дождь» и понятие «движение». Попытавшись связать их, установить между ними отношения, мы можем создать, в зависимости от конкретных обстоятельств, Два суждения - «Дождь идет» и «Дождь не идет». Каждое будет соответствовать обстановке данного дня, времени года, положению географической точки, в которой мы находимся.

Суждение устанавливает самый простой вид связи между понятиями, в реальном же мире эти связи многогранны и очень сложны, поэтому необходимо подниматься на новую ступень мышления, учиться создавать умозаключения. Умозаключение связывает два или несколько суждений. Приведём самый простой пример, используя уже созданное нами суждение «Дождь идет (не идет)». Создадим еще одно суждение из понятий «осень» и «движение» - «Осень наступила (не наступила)». Свяжем суждения в умозаключения - «Наступила осень, и пошли дожди» или «Осень еще не наступила, и дожди пока не идут». Умозаключение в языке выражено сложным предложением. Оно может быть истинным или ложным, в зависимости от того, насколько точно человек может установить реальные взаимоотношения предметов и явлений в мире. Приведем хрестоматийный пример ложного умозаключения. Мальчик» стоя в комнате у окна, говорит матери: «Мама, посмотри, листочки колышутся, и поэтому дует ветер». Связи установлены неверно, и умозаключение ложно.

2. Предметная точность опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Приведем пример из газеты «МК» от 25 декабря 1996 г.: «Всего во Франции 75,3% населения объявляют себя католиками, 1,9% - протестантами, 1,1% - мусульманами, 0,6% - евреями». Автору статьи невдомек, что еврей - национальность, а не конфессиональная принадлежность, и необходимо было использовать слово «иудеями». Предметная точность - вежливость пишущего человека. Её отсутствие недопустимо. Основой предметной точности могут стать только обширные знания.

3. Хорошей речи необходима и понятийная точность. Поиск нужного слова - мучительный процесс, и об этом не раз писали наши классики. В.В. Маяковский «изводил единого слова ради тысячи тона словесной руды». Н.А. Некрасов в одном из писем Л.Н. Толстому сетовал: «Мне жаль моей мысли, так бедно я её поймал словом... Бывало, я был к себе неумолим и просиживал ночи за пятью строками. Из этого времени я вынес убеждение, что нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т.п. Вздор! Слово есть всегда, да ум наш ленив». Неленивости ума поучимся у А.С. Пушкина. Вот гений подбирает эпитет драматургу А.А. Шаховскому («Евгений Онегин»). Сначала двустишие звучит так:

Там вывел неутомимый Шаховской Своих комедий пестрый рой.

Определение «неутомимый» было заменено Пушкиным, очевидно, по той причине, что «неутомимость» драматурга (а он написал 52 пьесы!) уже была выражена словом «рой». Пушкин ставит на это место слово «острый», но меняет затем и его на «колкий». Дело в том, что произведения Шаховского не были социально острыми: драматург продвигает на русскую сцену приемы легкой французской комедии. В результате работы всего над одним словом появляются строки, в которых каждое слово несет свою собственную нагрузку и не повторяет семантики других:

Там вывел колкий Шаховской Своих комедий пестрый рой.

Итак, понятийная точность - непременное условие создания грамотного письменного или устного высказывания. Наиболее распространенные ошибки, приводящие к понятийной неточности, следующие:

1) употребление слова в несвойственном ему значении; «Глава фирмы пристально следит за чистотой в своем офи-

се». Слово «пристально» употреблено без учета присущего ему в языке значения - «сосредоточенно», «напряженно». Сосредоточенным и напряженным, т.е. пристальным взглядом можно смотреть на кого-либо, следить же за чем-то можно внимательно.

2) употребление в речи различного рода омонимов, порождающее двусмысленность текста;

«Депутаты городской думы Новороссийска приняли закон об упразднении транспортных судов». Омонимичные формы родительного падежа множественного числа существительных «суд» и «судно» делают предложение двусмысленным.

3) употребление плеоназмов (от греч. pleonasmos - преизбыток) - включение в речь лишних, избыточных по смыслу слов.

«Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам». Одним из значений существительного «сессия» является следующее: период экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях, поэтому употребление в предложении уточнения «к экзаменам» избыточно.

4) употребление паронимов (от греч. para - возле + onima

- имя), сходных по звучанию, но не совпадающих по значению слов. Приведем небольшой список толкований паронимов исконно русского и заимствованного происхождения, которые представляют наибольшую трудность:

- абонент (лицо, человек) - абонемент (документ);

- демократичный (подобный демократии, демократу - суд, поступок, закон) - демократический (относящийся к демократии, демократу - строй, система, основа);

- дефектный (испорченный, с дефектом) - дефективный (имеющий физические или психические недостатки, ненормальный);

- дипломатичный (тонко рассчитанный) - дипломатический (относящийся к дипломатии);

- динамичная (подвижная) - динамическая (имеющая отношение к динамике);

- запасный (имеющийся в качестве запаса) - запасливый (обеспечивающий себя запасом);

- оборотный (предназначенный для оборота) - оборотливый (ловкий в делах для личной наживы);

- осудить (выразить неодобрение, признать дурным чтолибо) - обсудить (разобрать, обдумать, высказывая свои соображения);

- наследие (то, что получено от прежних эпох, от прежних деятелей или явлений культуры) - наследство (имущество, переходящее после смерти своего владельца к другому лицу);

- невежа (человек, не соблюдающий правил вежливости) - невежда (человек, у которого отсутствуют знания в той или иной области);

- ныне (теперь, в настоящее время) - нынче (то же, что и сегодня);

- расчётный (имеющий отношение к расчёту - счёт, лист) - расчётливый (бережливый, действующий с расчётом);

- советник (то же, что и «советчик», но и название некоторых должностных лиц) - советчик (тот, кто советует);

- сыскать (найти, отыскать) - снискать (приобрести, найти);

- сытый (вполне утоливший свой голод) - сытный (питательный, хорошо насыщающий);

- цельный (из одного вещества, куска, сплошной) - целый (весь без изъятия, полный);

- экономика (хозяйственная жизнь страны, района) - экономия (проявление бережливости человеком).

Более подробно с паронимами можно познакомиться в следующих словарях:

1. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. - М., 1971.

2. Вишнякова OJ3. Словарь паронимов русского языка. - М., 1984.

Упражнения

Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

Вариант 1

Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. Он обратно опоздал на занятия. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золочёном амплуа.

Вариант 2

Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике. Назначение председателя всем показалось удачным. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. В конкурсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важное значение. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

Вариант 3

Характеристика Ильина не соответствовала действительности. Мы перешли работать в отсталую бригаду. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. Все герои произведения имеют свей индивидуальные черты. Кто крайний за билетами? В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический приём, основанный на преувеличении, - аллегорию.

Вариант 4

Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. Герой Булгакова - явный прототип христианского Иисуса Христа. Коренные жители Северной Америки - индийцы - значительно ущемлены в своих правах. Радостное известие привело его в минорное настроение - он готов был запрыгать от счастья.

Вариант 5

В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу и в других областях. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах - сари.

Вариант 6

В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. Маяковский стоял у источников новой поэзии. В искусстве он совершенный невежа. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

4.8. Логичность как качество грамотной речи

Логичность как коммуникативное качество имеет много общего с точностью. Прежде всего, как и точность, она характеризует речь со стороны содержания. Каковы характерные черты логичной речи? Сочетания слов и словосочетания не должны быть противоречивыми. Если в природе нет голубых помидор и меховой воды, то подобные словосочетания не могут считаться логичными. Отсутствие логики наблюдается и в предложении «Легкоатлеты напряженно готовятся к спартакиаде, к соревнованиям». В понятие «спартакиада» понятие «соревнования» входит в качестве видового в родовое, поэтому возникает, во-первых, плеоназм (избыточность), во-вторых, невозможны перечислительные отношения между словами «спартакиада», «соревнования». Следующая ступенька создания логичного текста - логические связи в предложении. Мы уже упоминали о строении русского повествовательного предложения, в котором сообщается новая информация: тема (исходные данные высказывания) должна в этом случае предшествовать реме (коммуникативному центру, сообщающему что-то новое, неизвестное собеседнику). На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов: 1) лексического позтора, 2) сиконима, 3) анафорического местоимения (от греч. anaphora - вынесение наверх), местоимения, указывающего на предшествующее слово, отсылающее к ранее сказанному.

Важным средством логической организации текста является его деление на абзацы (нем. Absatz от глагола absetzen - отодвигать). Абзац - отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. По содержанию абзац есть законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену. Логичность текста зависит и от общей его композиции, законы которой будут рассмотрены нами в главе VI «Основы классической риторики».

Упражнения

Расположите предложения в приведенных абзацах из книги B.C. Поликарпова «История науки и техники» (Ростов н/Д, 1999) в соответствии с требованиями логичности.

Вариант 1

Чтобы решить эту фундаментальную проблему, был выработан целый ряд понятий: «врожденные идеи», «космическое бессознательное», «космическое сознание», «коллективные представления», «бессознательные структуры», «бессознательное как речь другого», «архетипы коллективного бессознательного».

Сейчас на смену индустриальной цивилизации приходит постиндустриальная, что позволяет говорить о революции в человеческой психике на пороге XXI века, о чем писал в начале нашего столетия Р. Бекк.

Все они связаны с революцией в психике человека, формирующимися новыми межличностными отношениями между индивидами.

Это предвидение уже начинает сбываться, ибо сейчас внимание акцентируется на целостном подходе к исследованию реально существующего класса ультрасознательных надындивидуальных явлений, касающихся проблем дискретностинепрерывности сознания и взаимоотношения функционирования человеческого мозга и психики (стр. 294).

Вариант 2

Во всяком случае, археологические раскопки показывают, что первые медные орудия (кирка, кинжал и небольшой топор), похожие на каменные, относятся ещё к энеолиту, т.е. переходному периоду от каменного века к бронзовому (от 4 до 3 тыс. лет до н.э.).

Переход от каменных орудий к металлическим и соответственно от возделывания растений к земледелию имел колоссальное значение в истории человеческого общества.

«Основными достижениями эпохи неолига, - отмечается в «Хронике человечества», - являются новый способ обработки камня, строительство из глины и камня, столярное и гончарное ремесла и такие технические изобретения, как гончарный круг, обжиг керамики и обработка металлов».

Археологические материалы свидетельствуют, что для изготовления орудий и оружия человек прежде всего стал употреблять медь, хотя золото он, видимо, знал ещё раньше.

Начало обработки металлов, другого важнейшего открытия, восходит к VIII тысячелетию до н.э. (стр. 78).

Вариант 3

Расчёты будут производиться в «цифровых деньгах».

В большинстве своем эксперты едины в том, что информационная и коммуникационная техника будет по-прежнему стремительно развиваться и к 2013 году проникнет в новые сферы кашей повседневной жизни.

С помощью домашних компьютеров можно будет не только рассылать электронную почту и совершать банковские операции в режиме online, но и делать покупки в «электронных супермаркетах», которые будут открыты круглые сутки.

Так, в «умных домах» компьютер будет самостоятельно управлять системами отопления, кондиционирования воздуха и освещения и следить за их исправным функционированием.

Почти все эксперты считают, что эта картина будущего станет реальностью ещё до 2010 года.

Мультимедиа и виртуальная реальность по-прежнему будут завоевывать квартиры и позволят «вживую» ездить в путешествия и смотреть спортивные состязания.

Вариант 4

Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле.

Из всех изобретений, введенных на Западе в период средневековья, самое разрушительное - порох - имело наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношении.

Быть может, впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, что применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызывало яркую вспышку и легкий взрыв.

Секрет его изготовления заключается в том, чтобы, добавляя к углю и сере селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха.

Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам, и византийским грекам, но, вероятнее всего, он был изобретен в Китае,

В Китае в течение нескольких столетий она использовалась только для фейерверков и ракет (стр. 196).

Вариант 5

Согласно подсчетам писателя-фантаста Г. Альтова, из 86 частных предсказаний «дилетанта* Г.Уэллса сбылось свыше 30, почти наверняка сбудется 27 и только 9 оказались ошибочными.

Около двух веков назад известный немецкий философ Ф. Шеллинг в своем произведении «Философия искусства» рассматривает фундаментальную проблему предвосхищения искусством открытий в науке.

Если же взять таких фантастов, как Жюль Берн и А. Беляев, то их прогностический потенциал приближается к 90%.

На современном уровне познания можно утверждать, что сама природа искусства (художественного мышления) позволяет успешно соревноваться писателям (и другим представителям искусства) с учеными специалистами в предвидении будущего, в том числе и в узко специальных вопросах (стр. 311).

Вариант 6

Закон плавучести тел по сей день носит имя Архимеда. Наибольший вклад эллинистическая наука внесла в меха-

нику, причем первый импульс, вероятно, исходил из области техники.

Им введено понятие центра тяжести и разработаны методы его определения для различных тел, дан математический вывод законов рычага; ему приписывают слова: «Дай мне,

% где встать, и я сдвину Землю».

\\ Архимед (287-212 гг. до н. э.) являлся одной из величайших фигур греческой математики и механики и последним из действительно самобытных греческих ученых.

В частности, он определил соотношение объемом шара и описанного около него цилиндра, оказавшееся равным двум третям.

Архимед положил начала статике и гидростатике, причем последняя нашла широкое применение при проверке изделий

из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей.

Будучи первоклассным математиком и механиком, Архимед решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов (стр. 160).

4.9. Чистота как качество грамотной речи

Территориальные диалектные (от греч. dialektoa - говор, наречие) слова - это слова, присущие народному говору, группе говоров или наречию и отсутствующие в литературном языке. Говором называют наименьшую территориальную разновидность языка, которая используется в качестве средства общения населением небольшого региона, не имеющего территориально выраженных языковых отличий. Группа говоров, близких по языковым особенностям, составляет наречие, являющееся наиболее крупной единицей диалектологического членения языка. В русском языке два наречия: севернорусское (северное) и южнорусское (южное). Между ними проходит полоса говоров, которые называют среднерусскими. Именно на их базе сформировался современный русский литературный язык.

Диалектные слова подразделяются на три группы. Первую составляют собственно диалектизмы, которые понятны только жителям той местности, где они возникли и распространены: биспой - «седой», «серебристый» (архангельский говор), зобать - «есть» (рязанский говор), «Каманина» - название ежевики (воронежский говор). Вторую группу составляют диалектизмы, встречающиеся не только в отдельных говорах, но в целом в наречии: для севернорусского наречия характерны слова «баско» (красиво), «рига» (сарай для сушки скапоз), «потолок» (чердак). Южнорусскому наречию свойственны слова, не встречающиеся на севере: «кочет» (петух), «баз» (загон для скота), «кошара» (помещение для овец). Через просторечие диалектные слова могут проникнуть в литературный язык и стать общеупотребительными. Таким путем пришли в XIX столетии в просторечие и литературный язык следующие слова: просторечные - «задира», «измываться»,