Успех городов: массовые мероприятия, которые вдохновляют. Организация массовых мероприятий Массовые мероприятия проводимые в мире

Не секрет, что успех любого мероприятия зависит прежде всего от качества его организации. Организовать мероприятие, которое дарит позитивные эмоции, - непростая задача. А когда эти эмоции надо подарить сразу огромному числу людей, зарядить позитивом больше десяти тысяч человек?! Например, организовать большой музыкальный фестиваль в центральном парке города. И при этом обеспечить их безопасность, комфорт и хорошее настроение. Тогда задача усложняется во много раз. Причем сложной она становится еще только на моменте планирования мероприятия и его согласования. Именно об этих согласованиях мы постараемся рассказать в этой статье.

Все массовые мероприятия можно разделить на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты) и культурные, спортивные, театральные мероприятия, включая мероприятия частного характера. Организация первой группы мероприятий носит в основном разрешительный порядок и регулируется законодательством о собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях (мы подробно писали о них в номере сайт 4-2012). Вторая группа мероприятий носит в основном уведомительный характер.

Основным городским актом, устанавливающим процедуру согласования массовых мероприятий в Москве, является Распоряжение мэра Москвы №1054-РМ от 5 октября 2000 г. «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве». Организаторами указанных мероприятий могут быть юридические или физические лица, являющиеся инициаторами мероприятия и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения.

Согласно данному документу, мероприятия делятся на две группы: до 5000 и свыше 5000 человек. Уведомление о намерении провести массовое мероприятие в зависимости от количества его участников направляется для рассмотрения:

  • за 45 дней - на массовое мероприятие с количеством участников свыше 5000 человек либо если массовое мероприятие проводится на территории нескольких административных округов - в мэрию Москвы;
  • за 30 дней - на массовое мероприятие до 5000 человек - префектам или главам управ (на совсем небольшое по численности мероприятие) соответствующих административных округов Москвы.

Уведомление должно содержать информацию о названии мероприятия, программу с указанием места, времени, условий организационного, финансового и иного обеспечения его проведения, предполагаемого количества участников, контактной информации организаторов мероприятия. Уведомления рассматриваются в течение 10–15 дней, по результатам выносится распоряжение о согласии либо отказе в согласии на проведение массового мероприятия.

Массовые мероприятия, проведение которых связано с определенными рисками (например, при осуществлении торговли или организации фанзоны) должно быть обеспечено присутствием полиции, неотложной медицинской, противопожарной и иной необходимой помощью.

При планировании и рекламе мероприятий следует также обратить внимание на закон о рекламе (№38-ФЗ от 13 марта 2006 г.) и законодательство об устройстве фейерверков (Постановление правительства Москвы от 24.06.2003 №494-ПП «О местах проведения праздничных артиллерийских салютов и мерах по упорядочению в г. Москве устройства фейерверков негосударственными организациями»).

Вот основные организационные составляющие успеха. Дело только за знанием и четким соблюдением всех регулирующих норм и актов, слаженной работой организаторов и оперативным взаимодействием с администрацией.

Ключевые определения

Массовое мероприятие - требующее согласования с органами исполнительной власти города разовое массовое культурно-просветительное, театрально-зрелищное, спортивное или рекламное мероприятие, проводимое с 8:00 до 23:00.

Организатор массового мероприятия - юридические или физические лица, являющиеся инициаторами проведения массового мероприятия и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения.

Объект проведения массового мероприятия - здание или сооружение либо комплекс таких зданий и сооружений, включая прилегающую территорию, временно предназначенные или подготовленные для проведения массовых мероприятий, а также специально определенные на период их проведения городские площади, улицы, водоемы и другие территории.

Администрация объекта проведения массового мероприятия - юридическое, физическое лицо, в управлении которого находится объект проведения массового мероприятия.

Супертехнологичная площадка с крупнейшими проекционными поверхностями в мире! Светодиодные экраны в аренду от 2500 р./м2! В наличии на складе в Москве

Обратите внимание

1. Мероприятия, на которых осуществляется торговля или возможны иные действия, связанные с получением прибыли, должны быть обеспечены полицейским, медицинским, противопожарным и иным сопровождением (осуществляется на договорной основе).

2. Уборка места проведения мероприятия и прилегающей территории, обслуживание мобильных туалетов - на основании уведомления Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы (осуществляется на договорной основе).

3. Администрация объекта проведения мероприятия:

  • принимает распорядительный документ с указанием конкретных задач для всех служб объекта, участвующих в проведении мероприятия;
  • не менее чем за 5 дней до даты проведения мероприятия составляет акт готовности объекта;
  • за сутки и за 4 часа до начала массового мероприятия совместно с представителями правоохранительных и противопожарных органов, органов исполнительной власти проводит обследование объекта, включая предприятия торговли и общественного питания;
  • за 1,5 часа до начала мероприятия утверждает расстановку лиц, ответственных за определенные места, выставляет контрольно-распорядительную службу;
  • информирует по окончании мероприятия должностных лиц, принимавших распоряжение о согласии на его проведение.

4. Проведение фейерверков.

Устроитель фейерверочного показа (только юридическое лицо) должен иметь:

  • лицензию на право проведения фейерверочных показов, а также согласованную с ГУ МВД по г. Москве и Главным управлением МЧС России по г. Москве выкопировку схемы места проведения фейерверочного показа с обозначением пусковой площадки и границ охранной зоны;
  • специалистов, заключивших с ним трудовые договоры и соответствующих квалификационным требованиям по проведению фейерверочных показов;
  • автотранспорт, пригодный для перевозки используемой пиротехнической продукции и оборудования;
  • пусковое оборудование для проведения фейерверочных показов;
  • технологическую документацию, регламентирующую безопасность выполняемых работ;
  • разрешение на проведение фейерверка, выданное Департаментом региональной безопасности г. Москвы (запрос рассматривается не менее чем за 5 дней, разрешение выдается не менее чем за 4 дня до проведения фейерверка).

5. Ответственность организаторов

Административная или уголовная - в зависимости от деяния.

Основные законодательные акты для организатора массовых мероприятий

1. Распоряжение мэра Москвы №1054-РМ от 5 октября 2000 г. «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве».

2. Постановление правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. №869-ПП «О мерах по организации и проведению праздничных артиллерийских салютов и фейерверочных показов в городе Москве».

4. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях №195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (КоАП РФ).

В настоящее время различные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественной активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредственном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства.

Массовым признается мероприятие доступное неопределенному числу граждан.

На практике все массовые мероприятия условно подразделяются на общественно-политические, культурно-массовые, спортивно-зрелищные и религиозные обряды. Они различаются по целям их организации, характеру и количеству участников и зрителей, местам проведения, по степени влияния на охраняемые общественные отношения и другим факторам.

К общественно-политическим мероприятиям относятся демонстрации, митинги, шествия, съезды политических партий и общественных организаций, выборы депутатов различных уровней, президента страны и др. Этому виду мероприятий присущи, как правило, высокий уровень организации, качественная однородность состава участников, официальность, а также общность мотивов и стереотипов поведения людей.

В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004года № 54 – ФЗ, публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Публичные мероприятия подразделяются на:

- собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;



- митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

- демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

- шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

- пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Организатором публичного мероприятия могут быть: один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организатором публичного мероприятия :

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся :

Территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

Путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

Территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Культурно-массовые мероприятия : народные гулянья; выставки, вернисажи; карнавалы, маскарады; театрализованные представления, фестивали; ярмарки, концерты и др. Для этих мероприятий характерны различные формы поведения людей, складывающиеся в условиях произвольно формирующихся общностей граждан, стремящихся удовлетворить свои культурные, эмоциональные и духовные потребности. Однако, несмотря на неоднородность состава, различия в образовании, возрасте, наличие различных интересов и устремлений, в целом поведение лиц, посещающих упомянутые мероприятия, укладывается в общепринятые нормы.

Спортивно-зрелищные мероприятия: международные и всероссийские состязания по различным видам спорта; олимпийские игры; спартакиады всех масштабов; кроссы, пробеги, эстафеты, гонки и др. Характерной чертой рассматриваемых массовых мероприятий является присутствие определенного контингента спортивных болельщиков, так называемых фанатов, принадлежащих к различным спортивным клубам. Как правило, их поведение характеризуется пристрастным отношением к своей команде, доходящим до фанатизма.

Религиозныемероприятия: религиозные праздники; траурные процессии. В последние годы благодаря демократическим преобразованиям в стране значительно возрос интерес населения к религии. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и относящихся к ним территориях (на кладбищах, крематориях) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Соревнования, фестивали, концерты, флешмобы, конференции, туристские слёты, парады и шествия заключают в себе определённую содержательную составляющую и, вместе с тем, это массовые мероприятия, при проведении которых нужно придерживаться определённых требований.

Что такое массовое мероприятие

Массовое мероприятие - это сбор значительного числа людей с целью участия в каком-либо событии, которое носит характер патриотического призыва, праздника, рекламы, зрелища, деловой встречи либо досугового времяпрепровождения.
Места проведения массовых мероприятий различны:

  • скверы и парки;
  • площади и городские улицы;
  • общественные корпуса;
  • театральные залы;
  • концертные площадки;
  • спортивные залы.

Организация культурно-массовых мероприятий способствует реализации потребностей жителей политического, культурного, экономического и религиозного характера.

Формы массовых мероприятий

Существуют различные группы и формы массовых мероприятий:

  • Государственные и политические: заседания акционеров, научно-практические конференции, конгрессы, парады, шествия.
  • Культурно-массовые: общегородской вечер для выпускников, театрализованные постановки, народные праздники, ярмарки и выставки, карнавальные шествия, фестивальные выступления, концертные программы, шоу-программы.
  • Спортивно-зрелищные: спортивные матчи, спартакиады, автогонки и ралли, легкоатлетические кроссы, олимпийские игры.
  • Мероприятия религиозного характера: праздники, церемониальные процессии.
  • Частные: банкеты, свадьбы, юбилейные торжества.

Все мероприятия могут проходить на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне. Способ возникновения подобных действ делится на две большие группы:

  • Спонтанные.
  • Организованные.

Они могут проводиться одноразово или периодически, обеспечивая возможность участия ограниченного количества людей или общедоступность.

Как провести массовое мероприятие

Подготовкой и проведением мероприятий занимается целый ряд структур:

  • Органы местного самоуправления.
  • Учреждения, относящиеся к различным ведомствам и формам собственности.
  • Руководители учреждений, на территории которых оно осуществляется.

Массовое мероприятие - это чёткое соблюдение главных условий, порядка и требований к его проведению, сохранение личной безопасности каждого присутствующего.
Проведение культурно-массовых мероприятий предусматривает неоспоримую роль здравоохранения, автотранспортных и торговых предприятий, учреждений бытового обслуживания, информационных и интернет-ресурсов.

Если проводится подготовка широкомасштабных событий, администрация муниципалитета может сформировать координационные советы и штабы, координирующие и контролирующие всех участников. На такие комитеты возлагается обязанность по разработке соответствующих планов, сохранению правопорядка, срочной эвакуации зрителей и участников, если возникнет угроза для их жизни и здоровья.

Что нужно учитывать

Когда обсуждается порядок проведения массового мероприятия, то нужно взять во внимание условия его проведения:

  • График движения общественного муниципального транспорта (все присутствующие должны иметь возможность в конце воспользоваться общественным транспортом).
  • Погодно-климатические условия.
  • Стоянки для автомобильного транспорта.
  • Удобство подхода к основному месту с учётом ограничения доступа автотранспортных средств.
  • Наличие камер хранения.
  • Возможность оказания первичной медицинской помощи.
  • Работа точек питания и реализации безалкогольных напитков (в жаркую погоду - освежающих, в холодную - согревающих).
  • Наличие санузлов.

Инструкция по организации и проведению

  • Советы добровольных спортивных организаций и спорткомитет обязаны согласовать проведение необходимых обследований с администрацией муниципалитета, инженерными структурами, санитарной эпидемиологической станцией, правоохранительными органами, отделами по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Итогом обследований должны стать соответствующие акты.
  • Организаторы обеспечивают процесс проведения мероприятия (соблюдение персоналом правил пожарной и назначение ответственных лиц), должным образом уведомляют администрацию муниципалитета о том, где, когда и в какое время будет проводиться мероприятие, указывают название, формат, данные о количестве участников, контактные данные.
  • Руководители, в чьём ведомстве находятся здания и сооружения, обязаны обеспечить надёжность используемых трибун и иных конструкций, возможность всеобщей эвакуации, если возникнет опасность для жизни и здоровья окружающих.

Характерные черты массового мероприятия

Формат общественного мероприятия определяет его характерные черты. Условно любое общественно массовое мероприятие можно отнести к одному из основных видов по месту проведения:

  • Закрытые. В этом случае узкий круг конкретных приглашённых собирается в отдельном помещении, доступ гостей ограничен пригласительными билетами, социальный уровень и интересы собравшихся приблизительно одинаковы.
  • Открытые. Такой формат предоставляет любому желающему возможность принять участие в планируемых событиях. Тем самым значительно увеличивается риск создания опасных ситуаций.

Наиболее ярко неоднородность состава присутствующих проявляется при проведении спортивно-зрелищных мероприятий:

  • Болельщики принадлежат к соперничающим спортклубам, их контингент чётко обозначен.
  • Яркие, фанатичные пристрастия к своему клубу либо команде проявляются в выкриках, лозунгах, скандировании определённых фраз.
  • Возрастной и социальный состав, уровень образованности и культуры, ценностные ориентиры присутствующих могут сильно разниться, это может приводить к конфликтным ситуациям.

Потенциальные угрозы

Массовое мероприятие - это наиболее доступная возможность удовлетворения потребностей большой группы людей. Вместе с тем, это и потенциальная угроза жизни и здоровью всех участников, болельщиков, зрителей. Связано это с несколькими факторами:

  • Замкнутое пространство повышает опасность нарушения правопорядка со стороны группы людей, сформированной спонтанно либо организованно.
  • Изменение привычного ритма, динамика событий могут спровоцировать случаи конфликтов между отдельными гражданами либо определёнными их группами. Особенно способствуют этому специфические форматы неформальных мероприятий.
  • При значительном скоплении людей появляется возможность совершения краж, порчи имущества.
  • Коллективный сбор определённого контингента лиц (радикально настроенные болельщики, соперничающие партии, рок-фанаты) может аккумулировать проявление негативных эмоций.
  • Даже кратковременная нестандартная ситуация может способствовать проявлению паники, приводящей к большому числу жертв.
  • Появляется реальная угроза осуществления террористического акта в результате воплощения преступных либо антиобщественных планов.

Меры безопасности со стороны организаторов

За безопасность присутствующих в первую очередь отвечает организатор. Если система безопасности не будет сформирована должным образом, то даже самое яркое, зрелищное, интересное и важное по содержанию мероприятие потеряет свою значимость и может привести к печальным последствиям.

Обеспечение безопасности массовых мероприятий проводится за счёт оборудования пунктов, где будут размещаться участники, зрители, служба охраны, а также средства для тушения пожара.

В надлежащем состоянии необходимо содержать соблюдать санитарно-гигиенический режим на всей территории. Для служебного автотранспорта должен быть организован свободный проезд к сооружениям и источникам водоснабжения на случай опасности возникновения пожара. На центральных местах должны быть размещены эвакуационные планы и указатели эвакуационных выходов.

Обеспечение безопасности сотрудниками правоохранительных органов

Общественно-массовые мероприятия предусматривают соблюдение общественной безопасности, которую осуществляют правоохранительные органы. На что именно должны они обращать внимание?

  • Сотрудники органов внутренних дел обязаны не допускать граждан в состоянии наркотического, токсического либо алкогольного опьянения.
  • Особое внимание должно уделяться лицам, желающим пронести с собой любые виды оружия.
  • Если нормы наполняемости помещения становятся предельно допустимыми, то сотрудники правоохранительных органов должны предъявить к организаторам требование прекратить пропуск посетителей (зрителей, болельщиков) на территорию, где будет проходить мероприятие.
  • Если появится предполагаемая угроза, все присутствующие должны быть эвакуированы из зрительного зала, с трибун.
  • В процессе пресечения случаев нарушения правопорядка необходимо исключить возможность появления паники.

Правила поведения присутствующих

Правила поведения во время спортивно-зрелищных и культурно-массовых мероприятий определяются типовыми правилами и запрещают:

  1. Приносить с собою оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства, алкогольные напитки, большие сумки.
  2. Выбегать на поле либо сцену, находиться в проходах или на лестницах.
  3. Нарушать порядок: распивать алкоголь, оскорблять и унижать присутствующих, проявлять признаки экстремизма.

Массовое мероприятие - это та уникальная ситуация, когда человек может почувствовать себя в кругу единомышленников, оказаться причастным к важным государственным, религиозным либо иным событиям, с интересом и пользой провести свой досуг.

Организация и проведение культурно-массовых мероприятий

Культурно-массовое мероприятие – понятие очень широкое и включает в себя проведение праздников, фестивалей, торжеств. На культурно-массовых мероприятиях органически соединяются искусство и спорт, духовная и физическая культура, что заставляет зрителей глубоко сопереживать искусству артистов театра, кино и эстрады, оперы, балета и цирка, приводит к достижению новых вершин в творчестве артистов и нового качества воздействия на зрителя. Культурно-массовые мероприятия - многожанровые зрелища, в которых сочетаются мастерство огромного числа профессиональных и самодеятельных артистов и коллективов: солистов-певцов и хоров, коллективов классического балета и народного национального танца, артистов цирка и музыкантов (как солистов, так и целых оркестров – малых и больших, сводных и образцово-показательных) и т.д.

Все работники исполнительских искусств являются действующими лицами культурно-массового мероприятия. С их непосредственным участием создаются патриотические и комические, ритуальные и театральные, эпические и исторические спектакли; рождаются яркие зрелища, в которых используются цветные костюмы, вымпелы, флаги, другой разнообразный инвентарь.

Не случайно сегодня режиссеры культурно-массовых мероприятий, где бы они не работали – в большом городе или маленьком поселке, они стремятся к объединению театрализованных и физкультурно-спортивных средств, как способу более активного и более мощного художественного воздействия на людей.

Современная ситуация характеризуется значительными сложностями в организации культурно-массовых мероприятий. Одной из острейших проблем остаются такие проблемы, как: 1) рациональное строительство, размещение и использование концертных площадок; 2) оснащение музыкантов музыкальными инструментами.

Наряду с фактами очевидного дефицита концертных площадок и репетиционных помещений наблюдается тенденция столкновения различных интересов вокруг этих объектов проведения культурно-массовых мероприятий. Наиболее характерными конфликтами в этом плане являются:

Борьба различных ведомств за владение помещениями, их реконструкцию (например, ведомство культуры и спорта, музыкальной общественности, органов охраны памятников и др.);

Трудность совмещения интересов коммерческих фирм, реконструирующих объекты культурно-массовых мероприятий, и работников исполнительских искусств, которые пользуются плодами этой реконструкции, т.е. происходит потеря концертными и театральными объектами своего облика, стилевого единства, акустических и эстетических характеристик;

Сложность, неразработанность концепции культурных комплексов, сосредоточенных на одном объекте и совмещающих в себе функции проката концертных программ, зрелищных и развлекательных мероприятий, обеспечения репетиций музыкальных концертов и т.д.

Сегодня в выигрыше оказались те, кто мобилен в передвижении, легок на вариации, способен удовлетворять самые разнообразные вкусы и запросы. Это, как правило, артисты эстрады, небольшие ансамбли, всевозможные шоу-группы. Солидные коллективы, требующие больших материальных затрат на перемещение и организацию культурно-массового мероприятия, в условиях рынка стали абсолютно неконкурентоспособными. Рассмотрим более подробно проблемы, имеющие место в организации труда работников исполнительских искусств.

9.6. К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ «МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ» И «ПУБЛИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ»

Мараев Темирхан Идрисович, капитан полиции, адъюнкт. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются понятия «массовое мероприятие» и «публичное мероприятие», дается разграничение этих понятий. Вопросы охраны общественного порядка органами внутренних дел при проведении массовых мероприятий.

Ключевые слова: массовое мероприятие, публичное мероприятие, охрана общественного порядка, органы внутренних дел.

ON THE ISSUE OF THE DELIMITATION OF THE CONCEPTS OF "MASS ACTION" AND "PUBLIC EVENT"

Maraev Temirkhan Idrisovich, Police Captain, adjunct. Place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: [email protected]

Annotation: The article discusses the concept of "mass action" and "public event", given the distinction of these concepts. Questions of protection of public order law-enforcement bodies during public events. Keywords: the massive event, public event, the protection of public order, law-enforcement bodies.

Публичное мероприятие - это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также - способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан и по своему содержанию относятся к социальным явлениям, порождающим особые условия для охраны общественного порядка на той территории, где они проводятся.1

Массовое мероприятие - это организованное действие (совокупность действий), совершающееся в общественных местах, с участием больших масс (групп) людей в целях удовлетворения их потребностей в экономической, политической, социально-культурной, духовной и других сферах.2

В законодательстве Российской Федерации официально закреплено понятие «публичное мероприятие», в свою очередь понятие «массовое мероприятие» в законодательстве нигде не отмечено. Так, что же в законодательстве понимается под понятием «публичное мероприятие».

Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Анализируя понятие «публичное мероприятие» можно сделать вывод, что само понятие имеет узкую направленность, которое выражается в конкретных фор-

1 Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

2 Фармон, В.П. Обеспечение правопорядка в ходе массовых

мероприятий / Вестник МВД России. 2007. № 1.

мах проведения, а именно собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, нежели понятие «массовое мероприятие», которое выражается в различных формах проведения, где основными признаками являются: массовость людей и общественное место.

Массовое мероприятие может проводиться в любом месте, кроме случаев, если на место проведения не наложено ограничение или полный запрет на проведение подобных мероприятий. Местом проведения могут выступать улицы, пешеходные зоны, скверы, площади, дороги, здания (включая прилегающую территорию к ним), стадионы, концертные залы, а также иные места, предусмотренные для проведения массовых мероприятий.

По территориальному признаку мероприятия могут быть районного, межрайонного, городского, областного, республиканского и государственного масштаба, что в существенной степени обусловливает объем привлекаемых для охраны общественного порядка сил и средств.3

От места проведения массового мероприятия зависит масштаб мероприятия, который определяется количеством граждан принимающих в нем участие и соответственно количество сотрудников органов внутренних дел. Массовые мероприятия по территориальному признаку можно разграничить на следующие уровни: районный, межрайонный, городской, областной, республиканский и государственный.

Массовое мероприятие - можно охарактеризовать следующими основными признаками:

Количество участвующих граждан;

Наличие общественного места;

Организованность его проведения;

Общая цель.

Массовые мероприятия, с учетом их интересов можно разделить на следующие виды:

Массовые общественно-политические мероприятия;

Культурно-массовые мероприятия;

Массовые религиозные мероприятия;

Спортивно-массовые мероприятия;

Массовые специальные мероприятия;

Иные массовые мероприятия.

Обстановка, складывающаяся при проведении массовых мероприятий, существенно отличается от обычной, повседневной охраны общественного правопорядка на улицах и в других местах. Этой обстановке свойственны следующие особенности:

Изменяется обычный ритм жизнедеятельности населения, вводятся ограничения на движение транспорта и пешеходов, на торговлю отдельными видами товаров в районе проведения массового мероприятия;

Сосредоточение больших масс людей на ограниченной территории само по себе создает трудности в обеспечении общественного порядка и безопасности;

Состояние оперативной обстановки во многом зависит от состава участников массового мероприятия, их отношения к нему, эмоциональной возбужденности, наличия или отсутствия противоречий между группами участников;

Большое влияние метеорологических условий, в частности, резкое ухудшение погодных условий в кон-

3 Коркин А. В. Методика расчета сил и средств органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении культурно-массовых и публичных мероприятий. Екатеринбург.: УрЮИ МВД России, 2008.

ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Мараев Т.И.

це мероприятий, проводимых на открытых стадионах, может создать угрозу безопасности;

Массовые акции нередко используются различными преступными группами для достижения своих целей. Например, разжигания конфликтов на национальной почве;

Особая обстановка требует использования дополнительных сил и средств органов внутренних дел большой подготовительной работы, организации взаимодействия с другими государственными органами, общественными объединениями.4

Перечисленные обстоятельства учитываются при организации охраны общественного порядка в рассматриваемых условиях и в конечном счете обусловливают выбор приемов и методов деятельности полиции, включая конкретные меры воздействия на поведение участников и зрителей массовых мероприятий с целью приведения его в соответствие с требованиями правовых и иных социальных норм, а также при привлечении сил и средств других министерств и ведомств.

В целях обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий органы внутренних дел не редко сталкиваются с введением режима ограничения, т.к. в обычном режиме невозможно добиться соблюдение общественного порядка. В ряде случаев приходится прибегать к огораживанию или оцепление территории проведения мероприятия, проводить досмотровые мероприятия участников с ограничением свободного входа без досмотра, не допускать на территорию проведения граждан, не имеющих отношение к мероприятию. Кроме этого на ограниченную территорию проведения массового мероприятия не допускаются лица, находящиеся в алкогольном опьянении и с крупными багажом. При проведении крупных массовых мероприятиях возможно полное или частичное перекрытие транспортного потока с возможными путями объезда. Также могут вводиться ограничения по торговле алкогольной продукций.

Массовые мероприятия возможно разделить на две категории запланированные и незапланированные. Запланированные массовые мероприятия проводятся в соответствием с законодательством Российской Федерации, где организаторы или инициативные группы обращаются в органы местного самоуправления с предоставлением информации о проводимом мероприятии, а именно: о месте проведения, цели и программы проведения, количества участников и другие необходимые сведения. По результатам согласования, информация о мероприятии доводится до сведения органов внутренних дел. К незапланированным массовым мероприятиям можно отнести несогласованные акции, которые проводятся спонтанно в любом месте без уведомления органов местного самоуправления. Несогласованные акции, как показывает практика, проводятся неформальными организациями и отдельными протестующими группами граждан, целью которых является привлечение к себе внимания людей, средств массовой информации, с использованием транспарантов провокационного содержания, звукового или шумового сопровождения с возможным перекрытием транспортного потока. Несогласованные массовые мероприятия нередко перетекают в массовые беспорядки и погромы, угрожающие безопасности

4 Голованев И.В. Особенности расчета сил ОВД при охране общественного порядка во время проведения массовых публичных мероприятий /Вопросы совершенствования деятельности МОБ: Сборник № 9 - ГУООП МВД РФ - М. 2002.

граждан, а в ряде случает государственной стабильности и безопасности.

Примером массового мероприятия, переросшего в массовые беспорядки можно привести: «Марш миллионов», проходивший 6 мая 2012 года на Болотной площади. Так, 6 мая 2012 года в г. Москве на Болотной площади было согласовано проведение массового мероприятия «Марш миллионов» с заявленным количеством участников до 5 тысяч человек (количество участников в несколько раз превысило заявленное).

Если рассматривать психологию и проработать данный вопрос можно отметить такое явление, как возможность формирования «группы», «толпы» и «массы». Известный ученый Э. Канетти связывает возникновение или формирование массы с повышением у людей чувствами солидарности и страха, «втягивающими в себя вся и всех».5 В связи с этим такие основы присуще толпе, в которую на основе переживаемых факторов входят люди. К таким факторам можно отнести эмоциональное состояние, которые может выражаться в повышенной агрессии, проявление жестокости, состояние озлобленности или наоборот радости.

Массы людей подвержены легкому внушению. Находясь в общей массе, люди могут быть раздражительными, импульсивными, изменчивыми, иметь повышенные эмоции и иметь одностороннюю цель. Такое состояние массы людей, как правило, в большей степени имеет свойство преувеличения оценки тех событий, которые происходят на самом деле. Находясь под воздействием постоянных эмоций, человек подвержен воздействию общей массе, т.к. это обусловлено общей сплоченностью и единством. Несмотря на наличие у человека разносторонних взглядов, во время нахождения в массе он будет придерживаться только одного мнения - мнения массы (толпы).

Для поддержания состояния массы людей необходимо наличие ее лидера или можно выразиться оратора, которой в любой момент может поднять ее настроение, эмоции и повести ее за собой. Управляя толпой оратор может одной фразой призвать ее к совершению противоправных действий, а при возникновении каких-либо препятствий на пути, у толпы сразу же может возникнуть повышенная агрессивность, ненависть, ярость.

В толпе человек понимает лишь «волевой язык коллективной воли» и подчиняется ее приказам, «следуя архаичным правилам... воли толпы».

Выражение коллективных настроений и эмоций приводит в большинстве случаев граждан к потере контроля над своими действиями и поступками, они склонны к потребности подчинения толпы. Примером, такой толпы можно привести различные празднования и гуляния людей, которые отмечают свои профессиональные праздники (день студента, день воздушно-десантных войск и др.), финалом которых является употребление алкогольных напитков и нарушение общественного порядка. Такого рода мероприятия сопровождаются органами внутренних дел с задействованием большого количества сил и средств.

Учитывая все перечисленные обстоятельства, одной из основных задач органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности является противодействие экстремизму и терроризму.

В результате вышеизложенное можно сделать вывод о том, что масштаб массовых мероприятий зависит от

5 Канетти Э. Масса // Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998. С. 317)

следующих факторов, как количество участников, место проведения, значимость, количество сил и средств задействованных в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности. Все эти факторы влияют на построение организации охраны общественного порядка и общественной безопасности силами органов внутренних дел.

Учитывая то, что в российском законодательстве отражено только узкое понятие «публичное мероприятие», которое включает в себя только определенные виды мероприятий, в законодательство целесообразно включить понятие «массового мероприятия», которое намного шире и включает в себя широкий спектр проводимых мероприятий в обществе (общественно-политические, религиозные, спортивно-массовые, культурные-массовые и др.).

Массовые мероприятия представляют собой высокоорганизованные действия массы людей, проводимые в общественных местах с целью выражения своего мнения по различным направлениям общественной жизни.

Кроме этого понятие «публичное мероприятие» стоит включить в структуру понятие «массовое мероприятие». Помимо этого, законодательно необходимо закрепить каждый вид массовых мероприятий. Наличие пробелов в законе влекут за собой появление новых видов массовых мероприятий, которые никак не регулируются, а порой и перерастают в несогласованные акции. В настоящее время ряд таких массовых мероприятий не имеют своего отражения в законодательстве (например: встреча депутата со своими избирателями).

В российском законодательстве отражаются только вопросы публичных мероприятий, их организация и проведения, а вопросы о порядке организации и проведении культурно-массовых, религиозных, спортивно-массовых и иных мероприятий в федеральных законах не отражены.

Список литературы

1. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 09.03.2016)

2. Голованев И.В. Особенности расчета сил ОВД при охране общественного порядка во время проведения массовых публичных мероприятий /Вопросы совершенствования деятельности МОБ: Сборник № 9 -ГУООП МВД РФ - М. 2002.

3. Коркин А. В. Методика расчета сил и средств органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении культурно-массовых и публичных мероприятий. Екатеринбург.: УрЮИ МВД России, 2008.

5. Канетти Э. Масса // Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998. С. 317)

6. Фармон В.П. Обеспечение правопорядка в ходе массовых мероприятий / Вестник МВД России. 2007. № 1.

Рецензия

на статью слушателя 3 факультета Академии управления МВД России, Мараева Т.И., К вопросу о разграничении понятий «массовое мероприятие и «публичное мероприятие»

Представленная на рецензию статья затрагивает весьма актуальную тему. На сегодняшний день массовые мероприятия проводятся все чаще и чаще, вследствие чего необходима их четкая правовая регламентация. Эта проблема несомненно требует детального рассмотрения со стороны как ученых-исследователей, так и практических работников органов внутренних дел.

Важно отметить, что статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих теоретический и практический интерес, написана простым и доступным языком, читать её интересно, хорошо структурирована, представляется очень своевременной, отмечает важную актуальную проблему.

Статья слушателя 3 факультета Академии управления МВД России, Мараева Т.И. «К вопросу о разграничении понятий «массовое мероприятие и «публичное мероприятие» имеет важное теоретическое значение и практический интерес, в связи с чем, может быть опубликована.

Доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции А.С. Ускова