Конспект занятия подготовительный этап постановки звука с. Конспект индивидуального логопедического занятия

Конспект индивидуального логопедического занятия на подготовительном этапе звука [Л]

Занятие№3.

Ф.И:

Возраст:

Нарушение: ламбдацизм

Вид дефекта: отсутствие звука

Речевое заключение: ФФНР

Тема: Звук [Л]

Этап: подготовительный

Форма: индивидуальное логопедическое занятие

Цель: подготовить ребенка к правильному произнесению звука [Л].

Задачи:

    Коррекционно-образовательная: познакомить ребенка с артикуляционным профилем звука [Л]; научить выделять звук [Л] на слух в словах, через игру «поймай звук».

    Коррекционно-развивающая: познакомить ребенка со специфическими артикуляционными упражнениями для постановки звука [Л]; формировать правильную воздушную струю через упражнение «задуй свечку».

    Коррекционно-воспитательная: вызвать интерес ребенка к логопедическому занятию.

Оборудование: артикуляционный профиль звука [Л], зеркало, свечка.

Ход занятия:

    Организационный момент

Здравствуй! Ты сегодня пришла на логопедическое занятие. А знаешь что мы будем делать здесь? Мы будем «играть со словами» и учиться произносить звук [Л], чтобы твоя речь была красивой.

    Артикуляционная гимнастика

Сейчас я покажу тебе артикуляционный профиль и объясню, где должен находиться наш язычок, чтобы правильно произносить звук [Л]. (кончик языка упирается в верхние зубы или бугорок за верхними зубами – он называется альвеолы. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята. Боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.)

А теперь мы поиграем с нашим язычком. Смотри как делаю я, а потом повторяй за мной, при этом смотри в зеркало.

    «окошко». Открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно». Удерживать под счет до 5. Повторить 3-5 раз.

    «месим тесто». Улыбнуться, высунуть язык, пошлепать по нему губами «пя-пя-пя».

    «чашечка». Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки», т.е слегка приподнять кончик и края языка. Удерживать под счет до 5. Повторить 3-5 раз.

    «вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

    «качели». Улыбнуться, открыть рот. Поднимать кончик языка к носу, затем к подбородку под счет. Следить, чтобы упражнение выполнялось без помощи нижней губы.

    «грибок». Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.

А теперь мы выполним самое главное артикуляционное упражнение для постановки звука [Л] - «Парус». Улыбнись, широко открой рот, кончик языка подними и поставь на альвеолы. Удерживай язык в таком положении, а я буду считать до 8. Когда я досчитаю, то ты можешь отпустить язычок.

Молодец, у тебя неплохо получается.

Сейчас мы выполним упражнение «Свеча». Представь, что это свечка и ее нужно задуть, но не сразу. Сначала она будет стоять около тебя, а потом постепенно свеча отодвигается все дальше и дальше. Это значит, что тебе нужно дуть все сильнее и сильнее. Попробуем?

Игра «поймай звук». Я буду называть тебе слова, а ты хлопнешь в ладоши когда услышишь звук [Л]. (стол, стул, рок, слон, лук, мука, дятел, солнце, пила, дверь)

    Домашнее задание

Повтори артикуляционную гимнастику и выполняй упражнение «задуй свечи».

    Итог занятия

Молодец. Ты не плохо справилась со всеми заданиями. На следующее занятие к нам придет гость. Мы будем ждать тебя.

Тема: «Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»

Цели :

1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, закрепление словаря по теме «Животные».

2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звука «Л», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Ход занятия :

I. Организационный момент.

Игра «Покажи, как двигается животное». Логопед показывает картинку с изображением животного, а ребенок показывает движение (развитие общей моторики)

II. Подготовительная часть.

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчик. Козочка. Змея»

Чередуем пальчиковые позы сначала на правой руке, потом на левой, на обеих руках одновременно (параллельно с показом логопеда)

2. Мимическая гимнастика. «Зайчик»

Зайчишка-мальчишка такой озорной,
Сначала нахмурит он брови с тобой,
Потом удивится, потом восхитится,
А напоследок развеселится!

3. Развитие артикуляционной моторики.

Движения челюстью вниз-вверх, вправо-влево «Бегемот разинул рот»
- движения губ «Лягушка» — «Слоник»
- движения для языка «Лопата», «Чашка», «Индюк», «Маляр», «Лошадка»

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,
Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем.
5.Развитие силы голоса.
Бегемот откроет рот,
Песенку он нам споет:

Пропеваем гласные звуки:
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы красиво и правильно будем говорить звук «Л».

Давай вспомним, как гудит самолет. (Логопед демонстрирует произношение звука «Л», ребенок воспроизводит)

2. Анализ артикуляции звука (по схеме).

Губы открыты
- Зубы разомкнуты
- Кончик языка поднят за верхние зубы
- Воздушная струя идет по бокам языка
- Голос звенит (рука на горле)

3. Характеристика звука (по схеме).

Согласный (есть преграда: язык, зубы)
- звонкий (голос звенит)
- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)

4. Автоматизация звука на материале слогов.

Наш самолет необычный, он может не просто гудеть «Л-л-л», он может еще напевать песенки:

Ал-ла-ла-а-а
Ал-ло-ло-о-о
Ал-лу-лу-у-у
Ла-ла-ла-а-а
Ло-ло-ло-о-о
Лу-лу-лу-у-у

5. Автоматизация звука на материале слов.

На самолете прилетели разные животные (логопед выкладывает картинки, проговаривает названия животных, выделяя звук «Л», ребенок повторяет)

Лошадь
Лось
Слон
Белка
Волк
Козел
Осел

Какой звук есть во всех этих словах? Правильно, звук «Л»

6. Физминутка.

Животные у нас очень веселые: прохлопаем, протопаем, пропрыгаем, прошагаем эти слова: ло-шадь, лось, слон, бел-ка, волк, ко-зел, о-сел. (деление слов на слоги)

7. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Сейчас мы наших животных расселим в домики, но чтобы узнать, кто в каком домике живет, нужно определить, где находится звук «Л» в этих словах: в начале, в середине или в конце (используются схемы на место положения звука в слове, синяя фишка).

8. Автоматизация звука на материале предложений.

Давай придумаем предложения с любым из этих слов. (если ребенок не придумывает, логопед предлагает свои варианты):

Волк пошел на охоту.
Белая лошадь ест сено.
Белка залезла в дупло.
Козел пасется на лугу.
Лось пил из болота.

9. Автоматизация звука на материале текста. Развитие фонематического слуха.

Послушай стихотворение, выкладывай фишку на стол, как только услышишь звук «Л»:

В полнолуние под елкой
Волк завоет на луну,
Нету лося, белки, телки,
Плохо, голодно ему!

Давай проговорим стихотворение вместе. Логопед следит за правильным произношением звука «Л».

IV. Заключительная часть.

Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно говорить? Правильно, звук «Л». Давай вспомним как получается звук «Л» и какой он (анализ артикуляции и характеристика звука). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и дает хороший настрой на следующее занятие.

Кошелева Виктория Николаевна,
учитель-логопед,
МКДОУ детский сад «Рябинка»
ХМАО-ЮГРА Кондинский район,
п.Куминский

Индивидуальное занятие

«Постановка звука «Л»

(Подготовительный этап)

Коррекционно-развивающие цели:

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение представлений о мебели, ее назначении;

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Стимулирование речевой активности;
  • Воспитание желания заниматься.

Оборудование: Самолет, предметные картинки: стол, стул, кресло, диван, тахта; ладошка, лампа, лампочка; стол, стул, упал, пол. Индиви-дуальные доски, мел, символ звука [Л], фишки синего цвета, схема слова.

Ход занятия:

Оргмомент

Что видишь справа? Что у тебя слева?

Стань лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя.

Развитие слухового восприятия

Послушать звуки за окном, в коридоре.

Что ты слышишь?

О чем говорит улица?

Упражнения на дыхание

Игровое задание «Мячик - ямочка».

Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух - образовалась ямочка.

Статическое упражнение на развитие ротового выдоха «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] на одном выдохе.

Упражнения для губ

«Сердитые сторожа». Хозяйка посадила сердитого пса сторожить огород. Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав.

«Сердитый бульдог». Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

Упражнения для языка

«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.

«Язычок пришел в гости к зубкам». Широко открыть рот, кончик языка прижать к верхним зубам и удерживать под счет 5-7.

Артикуляция звука [Л]

Губки слегка в улыбке;

Зубки сближены;

Узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

Горлышко работает.

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛ…..

Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ…; Самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл…

Развитие фонематического восприятия

«Поймай звук». Выделение звука [Л] из слогового ряда за, л а, шу, л у, чи,

л ы. а л , л а, ра, ор, л у, ур, у л , л о…

Есть ли звук [Л] в словах: ме л , рак, л ук, по л , сор, сто л , упа л , дяте л ,

л уна, со л овей?

Определение позиции звука [Л] в словах л адошка, л ампа, л ампочка;

Сто л , сту л , упа л , по л .

Развитие моторики пальцев рук

Полюбуйтесь-ка, друзья - Попеременно хлопать: в ладоши –

Это комната моя. в кулачки.

Это стол, а это стул. Загибать мизинец, затем безымянный

Палец правой руки.

Вот на кресле кот заснул, Загибать средний палец.

Вот тахта, чтобы спать, Загибать указательный палец.

И диван, чтоб отдыхать. Загибать большой палец.

Итог занятия


Конспект индивидуального занятия.

Тема: «Звук [С]. Подготовительный этап»

Цели:

    Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния для звука [с] в полном объеме.

    Формировать длительную направленную воздушную струю.

    Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

    Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.

    Продолжать учить образовывать форму родительного падежа имен существительных.

    Развивать мимическую и интонационную выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.

    Закрепить названия основных цветов.

Оборудование:

Книга со сказкой «Колобок» с иллюстрациями; карточки с артикул. упражнениями; предмет­ные картинки (сосна, санки, насос или чайник); мячи, неровные дорожки; разрезная картин­ка с изображением мяча.

1. Организационный момент.

Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы будем рассказывать сказку. Ты узнал эту сказку? Как она называется? Колобок

2. Артикуляционная гимнастика.

Жили – были дед да баба. Жили они в домике за высоким забором. (Выставляется символ артикуляционного упражнения «Заборчик») Жили они, не тужили. По утрам они чистили свои зубки. Вот так….(упр. «Почисти зубки») Бабка месила тесто и пекла деду блинчики. (Упр. «Блинчик). Дед очень любил блинчики, чтоб не обжечься дул на них. Вот так….(упр. «Остуди блинчик») Жила у бабки с дедкой кошка. Она выгибала свою спинку. Вот так….(упр. «Киска спинку выгибает») Кошка ловила мышей, потому что они мешали ей спать, все время пищали: «Пи пи пи». Вот испекла бабка как-то не блины, а колобок, да положила его на окно студиться. Скучно стало лежать колобку, он прыг, да покатился по дорожке.

3. Восприятие звука в начале слов

Повстречал колобок …Кого? Зайца. Что сказал заяц колобку?

Выполни мое задание, тогда я тебя не съем.

(Логопед выставляет картинки: сосна, санки. Просит внимательно слушать и говорить: «ДА», только когда слово будет названо правильно.)

Фанки танки шанки ханки сянки хянки санки тянки санки щанки

Фафна хахна сосна фасна шашна сясьна сосна сашна сахна тасна

4. Формирование длительной направленной воздушной струи.

Заяц любит играть в футбол. Давай забьем ему гол.

5. Восприятие звука в потоке звуков

Покатился колобок дальше. А навстречу ему волк. У волка прокололось колесо, ему надо его накачать насосом. Насос свистит ССССС. Волк будет накачивать колесо, а ты, если услышишь, что насос работает правильно, хлопни в ладоши.

6. Развитие мелкой моторики

Помоги медведю пройти по узкой дорожке, а то он очень неуклюжий. (Хождение пальчиками по шершавой дорожке)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мишке помогать.

Раз, два, три, четыре, пять

Будут пальчики шагать.

Пальчиковая гимнастика с мячиками.

Эта ручка - правая,

Эта ручка - левая.

Дети показывают правую, затем левую ладонь. На ладонях мячики.

Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.

Попеременно сжимают и разжима­ют ладони.

Будет сильной правая,

Будет сильной левая.

7. Развитие целостного восприятия, закрепление основных цветов.

Шла лисичка, обронила свою игрушку, а собрать не может. Помоги лисичке, она тогда не съест нашего колобка. Какого цвета получился твой мяч?

8. Итог

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец, а кто помогал рассказывать – умница!!!

Кого встретил колобок первого? (зайца)……

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие .
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

  • Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

  • Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

  • Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

  • Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.



Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

  • Трубач

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

  • в слогах

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .

  • в словах

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

  • в текстах

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.