Отслеживание предметных результатов на уроках физики. Цель: диагностика (промежуточный контроль, оценка, анализ) метапредметных результатов освоения образовательной программы по физике

Повышение квалификации учителей включает в себя несколько мероприятий. Одним из них выступает анализ уровня освоения общих программ. Его разработка основывается на представлении о составе и структуре результатов общего обучения. Рассмотрим их подробнее.

Общие проблемы

Они представляют собой универсальные виды деятельности. Сегодня школа все еще продолжает ориентироваться на предметные результаты. Она выпускает в настоящее время хороших исполнителей. Между тем современность ставит несколько иные задачи. Для их реализации необходимо качественное повышение квалификации учителей. Современность требует людей, готовых к самосовершенствованию, самостоятельному принятию решений. Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед педагогами стоит актуальная задача - развить у детей способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением Стандарт образования, действующий сегодня, устанавливает определенные требования. Их исполнение позволяет решить вставшие перед педагогом проблемы.

Метапредметные результаты (ФГОС)

Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:

  1. Умений планировать неречевое и речевое поведение.
  2. Коммуникативной компетенции.
  3. Умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.
  4. Способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (и отрицательные, и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели.
  5. Исследовательских действий. К ним, в числе прочего, относят навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами).
  6. Умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.
  7. Навыков смыслового чтения. К ним относят способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.

Метапредметные результаты обучения выступают в качестве "мостов", соединяющих все источники знаний.

Понятие

Стандарт образования предлагает качественно новый подход к Он предполагает устранение расколотости, разобщенности и оторванности различных научных дисциплин друг от друга. Метапредметы выступают в качестве новой специфической формы обучения. Она формируется поверх традиционных общих дисциплин. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала. Он также предполагает рефлексивную форму отношений к базовым элементам мышления. Любой метапредметный урок способствует развитию навыков самостоятельного освоения знаний. Здесь формируются условия для начала рефлексии ребенка. Он должен реагировать на собственные действия, осознавать, что он делал, как и что получил в итоге.

Универсальность подхода

Министерство образования, разрабатывая новые требования, исходит из существующих сегодня общественно-экономических условий. Универсальность предлагаемых подходов состоит в том, что дети получают знания об общих схемах, техниках, приемах, образцах мышления, лежащими над дисциплинами, но воспроизводящимися при работе с ними. Принцип метапредметности состоит в акцентировании внимания обучающихся на способах обработки и представления данных при изучении большого объема разнородного материала. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно усваивать знания. Министерство образования, формулируя новые требования, ориентируется на необходимость активного получения детьми социального опыта, способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Особенности анализа

Оценка метапредметных результатов представлена в качестве проверки планируемых показателей. Они представлены в разделах универсальных действий:

  1. Регулятивных.
  2. Коммуникативных.
  3. Познавательных.

Метапредметные результаты - это не только универсальные приемы для осуществления действий. Они выступают и как способы регуляции поведения, включая планирование, коррекцию и контроль. Достижение метапредметных результатов становится возможным благодаря основным компонентам педагогического процесса. Речь обо всех дисциплинах, базисном плане. Метапредметные результаты - это навыки, которые используют школьники при получении и усвоении знаний. Они применяют их и при решении проблем, возникающих в реальных условиях жизни.

Объекты анализа

Основное направление, в рамках которого анализируются метапредметные результаты, - это область формирования ряда познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. В их числе, в частности, умственные действия детей, ориентированные на проверку и управление своей работой. Оценке подвергаются:

  1. Способность воспринимать и сохранять учебные задачи и цель, самостоятельно трансформировать практическую проблему в познавательную.
  2. Навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения. Эти способности развиваются в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.
  3. Умение контролировать и адекватно оценивать собственные действия, корректировать их осуществление с учетом характера совершенных ошибок.
  4. Способность проявлять самостоятельность и инициативу в процессе усвоения материала.
  5. Умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников.
  6. Способность использовать в работе знаковые и символические средства для моделирования изучаемых процессов и объектов, создания схем решения практических и познавательных задач.
  7. Умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
  8. Способность проводить логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения по родовым критериям.
  9. Умение нести ответственность за результаты действий.

Специфика

Метапредметные результаты - это, по сути, ориентировочные действия. Они формируют психологическую основу и выступают как важнейшее условие успешности при решении школьниками поставленных перед ними задач. По своей природе они выступают как личностные результаты каждого ребенка. Из этого следует, что уровень их развития может подвергаться качественному измерению и анализу.

Варианты проверки

Личностные результаты могут анализироваться в ходе выполнения диагностических, специально сконструированных задач. Они ориентированы на проверку степени сформированности определенного вида УУД. Достижение результатов можно рассматривать в качестве инструментальной основы и условия успешности реализации познавательных и практических задач. Это означает, что в зависимости от показателей проверочных работ по математике, русскому и прочим дисциплинам с учетом ошибок, которые были допущены, можно сформировать вывод о степени развитости УУД. Достижение результатов может также проявляться в успешности исполнения комплексных задач на межпредметной основе. Таким образом, существует несколько процедур, в рамках которых можно провести анализ.

Начальная школа

Образование в младшем возрасте предполагает формирование способности ребенка к саморегуляции и принятие им ответственности за собственные поступки. В начальной школе выделяют регулятивные УУД, отражающие суть К ним относят умения:

  1. Принимать и сохранять цели, следовать им в процессе учебной работы.
  2. Действовать по определенному плану.
  3. Преодолевать непроизвольность и импульсивность.
  4. Контролировать ход и результаты деятельности.
  5. Различать объективные трудности в задачах и процессе усвоения знаний.
  6. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Кроме этого, метапредметные результаты показывают степень сформированности настойчивости и целеустремленности, жизненного оптимизма, подготовленности к трудностям.

Контроль

В качестве основных методов выступают тестирование, проектирование, наблюдение. Контроль может осуществляться в разных формах. Он может быть:

  1. Фронтальным.
  2. Индивидуальным.
  3. Групповым.
  4. В виде письменного опроса.
  5. Персонифицированным и неперсонифицированным.

В качестве инструментов выступают:

  1. Карта наблюдений.
  2. Задания УУД.
  3. Дневник (лист) самооценки.
  4. Тест.
  5. Карта мониторинга.

Три уровня компетенции

На первой ступени приобретаются регулятивные навыки:


Второй уровень предполагает получение познавательных способностей:

  1. Принимать и сохранять учебные цели.
  2. Трансформировать практические задачи в познавательные.
  3. Работать с информацией и ее источниками.
  4. Проявлять самостоятельность и инициативу.
  5. Использовать символические и знаковые средства.

На третьем уровне (коммуникативном) дети учатся:

  1. Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  2. Слушать и включаться в диалог.
  3. Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
  4. Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
  5. Владеть монологической и диалогической речи.
  6. Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

Итоги работы

По окончании курса у школьников должны сформироваться регулятивные УУД, с помощью которых дети:

  1. Самостоятельно организуют рабочее место.
  2. Следуют плану внеучебной и
  3. Определяют с помощью педагога.
  4. Следуют инструкциям преподавателя, алгоритмам, описывающим стандартные действия.
  5. Определяют план решения задач на уроках, в рамках внеклассной деятельности, в различных жизненных ситуациях в процессе взаимодействия с педагогом.
  6. Корректируют выполнение заданий.

С помощью сформированных познавательных УУД учащиеся:


Используя коммуникативные УУД, дети:

  1. Соблюдают в повседневной жизни правила и нормы этикета при общении.
  2. Читают про себя и вслух тексты из учебников, научно-популярных и художественных книг, понимают содержание, в том числе по заголовку.
  3. Оформляют свои мысли письменно или устно, учитывая собственные школьные и жизненные речевые ситуации.
  4. Участвуют в диалогах.

При итоговой проверке уровня освоения основной программы школьниками анализируются результаты, необходимые для продолжения обучения.

Заключение

Как видно, метапредметные результаты тесно связаны со всеми направлениями воспитательной и педагогической работы. В настоящее время они имеют ключевое значение для формирования необходимых навыков у школьников любого возраста. Метапредметы выражают идею рефлективности относительно дисциплин. Как правило, ребенок, изучая материал по химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия. На метапредметных уроках он делает другое. Школьник не запоминает, а прослеживает происхождение этих основных терминов и определений. Фактически он снова открывает эту сферу знаний для себя. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Однако это только начальный уровень. Проделав работу с различным предметным материалов, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.

Также очень важно для педагога установить тесный контакт с ребенком. Это особенно актуально на начальном этапе формирования УУД. От этого во многом будет зависеть стремление детей к дальнейшему самосовершенствованию, саморазвитию. В этой связи при работе нельзя акцентировать внимание на формирование конкретного навыка. Их развитие должно идти в комплексе и постоянно. Для успешной реализации задач учителю необходимо анализировать свою работу и деятельность школьников. С учетом тех или иных показателей должен формироваться план на предстоящий год.


2


Обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы реализуется путем включения в содержание и методический аппарат учебных текстов и заданий, направленных на реализацию требований.,


Единая методологическая основа системно-деятельностный подход Методические принципы построения системы: практическая направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика; связь учебного материала одного предмета с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования УУД; ориентация учебного материала, способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность; обеспечение возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной; возможности для дифференцированного и личностно ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества; обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира; возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ; использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов. Система учебников «Алгоритм успеха»


Методические особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС ООО и ФГОС СОО 1. Новая система оценивания УУД в образовательном пространстве школы 2. Требования ФГОС ООО и ФГОС СОО современному уроку 3. Формирование УУД при: обучении физике на примере УМК «Физика 7-11» авторов А.В.Грачева и др. обучении математике на примере УМК «Математика 5-6», «Алгебра. 7» и «Геометрия, 7» (авторы Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.




Виды универсальных учебных действий Личностные внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка Регулятивные целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Познавательные общеучебные; логические постановка и решение проблем Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; лидерство и согласование действий с партнёром; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



Оценка сформированности отдельных личностных результатов: готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках системы общего образования прилежание и ответственность за результаты обучения соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении Личностные качества


Особенности оценки метапредметных результатов Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Основные объекты оценки метапредметных результатов: Способность и готовность к освоению систематичес- ких знаний, их самостоятель -ному пополнению, переносу и интеграции способность к сотрудничеству и коммуникации способность к само- организации, саморегуляции и рефлексии способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития


Задачи контрольно-оценочных действий педагогов 1) создать следующие условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов: требования к результату изучения темы (оценочный лист); задания для самоконтроля учащихся своих действий в ходе изучения темы; задания для расширения, углубления отдельных вопросов темы; содержание проверочных, стартовых и итоговых работ (проектных задач); место и время, где можно предъявить результаты («продукты») деятельности учащихся; способы перевода качественных характеристик учения в количественные. 2) обеспечить самоконтроль выполнения всех указанных выше условий.


Контакты Методист-физик ИЦ «Вентана-Граф» Елькина Галина Владимировна Интернет-магазин vgf.ru

Метапредметный подход на уроках физики

Как известно, в новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметный подход предлагает такую переорганизацию предметного образования, когда за счет использования на уроках метапредметных технологий транслируется и необходимое предметное содержание – не как сведения для запоминания, а как знания для осмысления и использования. Школьники учатся разбираться в устройстве предметных действительностей, они при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции сталкиваются и тем самым разворачивают науку, наконец, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты. Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно. Использование метапредметных технологий способствует повышению интеллекта. Речь идет о том, чтобы повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной через повышение педагогического профессионализма. С другой стороны, не забить головы набором ненужных сведений из предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией и потому вокруг них, уже в их логике развертывания, а не в логике развертывания учебных тем можно заново группировать учебный материал. Отсюда – системомыследеятельностный подход. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале.

Основные идеи метапредметного подхода:

    Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;

Они учатся выражать с помощью схем:

То, что понимают,

То, что хотят сказать,

То, что пытаются промыслить,

То, что хотят сделать.

Основная цель процесса обучения:

    О бучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов.

    О бучение детей тому, как «живут» знаки в разных процессах мыследеятельности – коммуникации, понимания, мышления, рефлексии, действия.

    В ходе работы со знаками впервые создается и выстраивается метод , что в переводе с древнегреческого означает путь познания .

В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания.

В рамках метапредмета – «Знание » - формируется, свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знании), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация – это такой идеальный конструктор, который лежит в основе понятия) и т.д. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из них – техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники научатся выделять зону «незнаемого» в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, - это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Прежде всего потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

    «Знания» - понимание того, что главное, чему надо учить в школе, - это творческое мышление.

    Учащиеся в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но и сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные.

Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

Метапредмет «Проблема».

Научить человека видеть и понимать ситуацию в целом, вырабатывать собственную позицию и уметь отстаивать ее – вот основная задача метапредмета «Проблема».

Он обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности (субъектности) учащегося.

При попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мыслительно , но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения .

Учащиеся осваивают технику – видеть одно и то же явление одновременно с разных позиций .

Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач.

На метопредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.

    При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

    Тип философско-методологического философствования учащихся, в рамках этого метапредмета, связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи.

    Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;

    Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и “дидактических дрессировок;

    Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.

Метапредметные методы особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской):

    Метод смыслового видения;

    Метод вживания;

    Метод образного видения;

    Метод графических ассоциаций;

    Метод фонетических ассоциаций, комбинированный;

    Метод символического видения;

    Метод гипотез (рабочих, реальных);

    Метод наблюдений;

    Метод сравнений;

    Метод эвристических бесед;

    Метод ошибок;

    Метод регрессии

Направления деятельности учителя

Развитие личности и социальная адаптация (выступление учащихся в различных социальных ролях) при выполнении учебно-познавательной деятельности по физике в паре, группе, коллективе класса, разновозрастном учебном коллективе. Например, проведение уроков моделирования и конструирования при изучении нового материала:

    Мысленное (идеальное ) интуитивное это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования. Знаковое это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы

    Урок конструирования: его можно рассматривать как отдельный тип урока, либо как составную часть урока моделирования. Основная задача данного типа урока – на основе построения “содержательной абстракции и содержательного обобщения” сконструировать новое понятие (способ). Здесь идет групповая форма общения, а затем всем классом обсуждаются варианты решения и на их основе фиксируется в тетради способ (понятие). Урок как всегда заканчивается рефлексией, в результате которой дети формулируют те “открытия”, которые они на уроке сделали

Гуманитаризация содержания учебных курсов физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики (в т.ч. человека), природного и экологического характера.

Гуманизация отношений между субъектами процесса обучения, предполагающая отношение к каждому субъекту как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование цельного представления о мире (единой научной картины мира) и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства личности.

Структура осуществления “Метапредметности”

на уроках физики и во внеурочное время

1) Уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из других учебных предметов (физика, химия, астрономия, география,история и др.):

    Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).

2) Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции. Учащимся предлагается: поставить опыт, демонстрирующий суть физического явления, зависимость физических величин;

3) В течение года учащимся предлагается выполнить домашние исследования, сделать вывод;

4) Для формирования критического мышления, с целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме учащимся можно предложить при ответах использовать различные блок-схемы

5) Проведение мониторинга метапредметных результатов. “Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

    овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

    понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

    формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

    приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

    развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

    освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и методами решения проблем;

    формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию”.

Рефлексия результатов деятельности (проходит в различной форме на каждом занятии). Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; “лабиринты”;упорядочивание;“цепочки”;хитроумные решения составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д. С целью проверки уровня сформированности экспериментальных умений учащимся предлагается по заданию учителя провести лабораторные опыты по изученной теме. При этом в соответствии со структурой эксперимента необходимо исходить из предположения, что учащиеся, в первую очередь, должны выполнить следующие действия: сформулировать цель эксперимента; сформулировать и обосновать гипотезу; выяснить условия эксперимента; спроектировать эксперимент; отобрать необходимые приборы, материалы, инструменты; собрать установку; провести запроектированные опыты; провести расчеты; на основе анализа сделать выводы.

Диагностика метапредметных результатов. Достижение метапредметных результатов – освоение межпредметных понятий и овладение ОУУ (познавательные, коммуникативные и регулятивные). Виды диагностик. ОЦЕНКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Грамотность чтения (изд-во «Просвещение»). Пример 1 Познавательные ОУУ: чтение, работа с информацией, общелогические умения, методологические умения. Пример 2 ОЦЕНКА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Коммуникативные и регулятивные ОУУ – проектная деятельность. Пример 3.

Картинка 13 из презентации «Оценки по физике» к урокам физики на тему «Обучение физике»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока физики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Оценки по физике.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 714 КБ.

Скачать презентацию

Обучение физике

«Формы и методы обучения физике» - Новизна материала. Творческие задания. Необходимость учебных занятий. Приемы повышения интереса к изучению предмета. Дидактические игры. Использование различных приемов для повышения интереса к изучению физики. Три времени года. Родная мать. Информационные технологии. Дифференцированный подход. Постановка проблемы перед изучением новой темы.

«Методы обучения физике» - Эвристическая беседа. Содержание учебного материала. Работа с кроссвордами по физике. Две стороны занимательности. Формирование познавательных интересов. Уроки-семинары. Схема воспитания у учащихся увлечения учебным предметом. Ситуативный интерес. Организация учебной деятельности. Основная цель обучения.

«Мышление на уроках физики» - Приемы и методы развития пространственного мышления. Формированию многоаспектности. Педагогическая идея. Результативность. Мониторинг качества знаний. Образное мышление на уроках физики. Структура пространственного мышления. Теоретическая база опыта. Условия возникновения. Визитная карточка. Трудоемкость.

«Контроль по физике» - Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, предлагаю проверенный на практике способ достижения прочных знаний всего основного материала. Различные формы проведения фронтального опроса по физике. Тема « Закон Ома для участка цепи». Расчетные задачи. Проведение опроса в быстром темпе. Через небольшой промежуток времени (учебной четверти, полугодия) ученики плохо помнят усвоенный ранее материал.

««Физика» Тихомирова и Яворский» - Физика и оборона страны. Рабочая тетрадь. Понимать важнее, чем знать. Минимизация учебника. УМК по физике под редакцией Тихомировой С.А. и Яворского Б.М.. Поезд мчится, дорожная пыль не намокла. Чем привлек УМК под редакцией Тихомировой С.А. и Б.М Яворского. Вверх по дереву поднимаются две гусеницы с одинаковой по модулю скоростью.

«Оценки по физике» - Система оценки. Оценка достижения предметных результатов. Примеры заданий для итогового контроля. Основные показатели. Итоговая оценка. Диагностика метапредметных результатов. Три системы требований. ФГОС. Подходы к диагностике учебных достижений по физике. Круг задач. Планируемые результаты. Физика.

Всего в теме 24 презентации

«Оценка достижений метапредметных результатов, учащихся по физике в соответствии с ФГОС ООО»

Смертина Елена Васильевна
учитель физики
МКОУ СОШ с УИОП
п.г.т. Мурыгино Юрьянского района
Кировской области

«Доводы, до которых человек додумывается сам
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим»
Б. Паскаль.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования содержат систему требований к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре программы и к условиям ее реализации. Основанием для разработки системы оценки учебных достижений являются требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Требования к образовательным результатам предъявлены в стандарте в трех категориях:

личностные (воспитание гражданской идентичности, готовности к самооб-разованию, формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности, толерантности, освоение социальных норм, правил безо-пасного поведения и т.д.);

метапредметные (умения определять цели обучения, планировать пути их достижения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, владеть смысловым чтением, ИКТ-компетенции и т.д.);

предметные (цели-результаты по предметным областям и предметам)

Рассмотрим требованиях ФГОС к метапредметным результатам обучения. В настоящее время метапредметные результаты рассматриваются в качестве приоритетных результатов обучения, поскольку отражают интегральные способы деятельности, позволяющие оценить возможности учащихся использовать знания и умения как в «типовых» учебных задачах, так и на широком поле жизненных ситуаций. Эффективность обучения определяется не столько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью учащихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Метапредметные результаты рассматриваются в ФГОС основного и среднего общего образования как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

К метапредметным результатам на ступени основного общего образования относят освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,

познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. На ступени среднего образования к перечисленным выше требованиям добавляется «владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности».

Выделяют основные группы межпредметных понятий. Основанием для выделения межпредметных понятий в естественнонаучном образовании, являются атрибуты объекта познания – материального мира, природы. Для предметов естественнонаучного цикла такими атрибутами выступают следующие:


  • вещество и поле (как основные виды материи),

  • движение (способ существования материи),

  • взаимодействие (связь материальных объектов),

  • пространство и время (формы существования материи).
Вторая часть метапредметных результатов – универсальные учебные действия – представляет собой обширный спектр умений, формируемых в процессе как учебной, так и внеурочной деятельности.
Оценка метопредметных результатов учащихся:

1) самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать владение основами самоконтроля, самооценки.

Для развития оценочной самостоятельности можно применить критериальную оценку результатов учебной деятельности школьников, позволяющую развивать субъектную позицию ученика, формирует интерес и умение учиться, что делает ученика успешным в учёбе.

Критериальная оценка лабораторных работ.

Критерии оценивания лабораторных работ выдаются учащимся в начале урока. Они могут быть использованы как руководство к действию наряду с текстом учебника, описывающим конкретную работу. Критерии являются общими для всех лабораторных работ.

Например следующие критерии


  • Запись темы лабораторной работы, ее цели, оборудования. Оформление таблицы для записи результатов опыта (если есть).

  • Соблюдение парой правил техники безопасности. Сдача оборудования по окончании работы.

  • Измерение всех необходимых физических величин.

  • Запись данных в таблицу в требуемых единицах с учетом погрешности измерения.

  • Запись расчетных формул. Верное выполнение всех расчетов.

  • Формулирование и запись вывода на основании наблюдений и полученных данных (обратить).
Критерии, от работы к работе, не изменяются, формируется единство требований. Но изучение некоторых разделов физики добавляет отдельные критерии к списку.

Например, в работах по электричеству необходим такой критерий: начертить схему данного опыта, указать полярность у источника тока, амперметра, вольтметра и направление тока в цепи. При проведении работ по оптике: построить ход лучей в тонкой линзе и получить изображение предмета.

Каждый критерий оценивать двумя баллами. В случае, если он выполнен не полностью, что в лабораторных работах бывает довольно часто, можно заработать один балл. Используя конкретно прописанные критерии ребята могут оценивать себя сами. И это необходимый элемент в формировании учебной самостоятельности учащихся.
Примеры:

Критерии оценивания выступления


  • Соответствие материала теме

  • Степень владения материалом

  • Логика изложения материала

  • Соблюдение регламента

  • Культура речи
Критерии оценивания презентации.

  • Информативность

  • Соответствие теме

  • Качество иллюстративного материала

  • Логика составления презентации

  • Оформление работы

2)универсальные учебные действия

В программе для основной школы есть и специальные планируемые результаты интегрированного характера «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом», которые описывают основные читательские умения, формируемые в различных предметах на данной ступени образования.

Эти планируемые результаты сформулированы как итоговые для выпускников основной школы, то в полной мере они могут проверяться лишь в конце девятого класса или в начале обучения в десятом классе.

Выделяют два объекта:

Умения по работе с текстами физического содержания (ГИА 9 класс задания с развёрнутым ответом)

Умения по работе с графической информацией.

На содержании физики в наибольшей степени формируются умения по работе со следующими видами графической информации:


  • Графики (различных зависимостей физических величин). Особенности предмета позволяют использовать различные функциональные зависимости (графики линейной функции, параболы, гиперболы и т.д.). Кроме того только в рамках физики происходит обучение построению графиков с использованием абсолютных погрешностей физических величин. Главным преимуществом является возможность широкой интерпретации графической информации, так как на материале физики все графические зависимости отражают взаимосвязи физических величин в реальных процессах.

  • Таблицы. На материале физики используется табличное представление результатов экспериментов, а также использование разнообразных таблиц справочных данных. В первом случае основной упор делается на понимание характера зависимости величин, представленных в таблице, на умение преобразовывать табличные данные в график или символическую запись.

  • Схемы и схематичные рисунки. В рамках физики учащиеся обучаются работать с различными схемами (электрическими, оптическими), в которых используются стандартизованные обозначения элементов. Основное умение здесь – соотнесение схематичных изображений с реальными объектами.

3) межпредметные понятия

При оценивании используются заданий для оценки овладения межпредметными понятиями на основе предметов естественнонаучного цикла.

1) преобразование энергии

Какой из перечисленных ниже процессов сопровождается выделением энергии?

1) гниение органических веществ;2) фильтрование раствора соли

3) плавление льда;4) дистилляция воды

2) коэффициент полезного действия

Как известно, в процессе фотосинтеза в растениях образуются углеводы. Коэффициент полезного действия (КПД) процесса фотосинтеза составляет обычно 6-8%. Объясните, что это означает с точки зрения преобразования энергии, происходящей в процессе фотосинтеза.

4)владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности

Выполнения группового или индивидуального проекта, либо группового или индивидуального учебного исследования, в котором обучающийся принимал участие в течение последнего года обучения (на ступени основного общего образования участие в проекте осуществляется по желанию обучающегося, а на ступени среднего общего образования – является обязательной частью итоговой оценки).

Содержание курса физики основной школы строится на последовательном изучении различных явлений: механических, тепловых, электромагнитных, квантовых. В каждом разделе изучаются физические явления, характеризующие их величины, законы и закономерности, решаются задачи и выполняются лабораторные работы. При различном содержании идет постепенное формирование одних и тех же умений и, соответственно, достижение одних и тех планируемых результатов на разном содержании. То же самое можно сказать и о курсе физики средней школы.

Накопление оценок должно строиться таким образом, чтобы зафиксировать в конце изучения каждого раздела физики очередной рубеж ученика в достижении всего спектра планируемых результатов. Оценочные процедуры по теме или разделу необходимо подбирать таким образом, чтобы они предусматривали раздельное оценивание разных планируемых результатов. В зависимости от принятой учителем системы контрольно-оценочной деятельности в рамках одной темы (раздела) могут проводиться несколько контрольных мероприятий или одна тематическая работа. В первом случае это могут быть, например: отдельные тестовые работы по усвоению понятийного аппарата темы; работа по решению задач; одна из лабораторных работ, которая используется в качестве контроля сформированности определенных экспериментальных умений; а работа с информацией может проверяться, например, в рамках поурочной работы с учебной и справочной литературой, выполнения различных проектных работ и т.д. Во втором случае может использоваться итоговое зачётное мероприятие по теме (разделу). Однако содержание зачетной работы должно отражать все группы планируемых результатов. Результаты последовательных этапов промежуточной аттестации по физике должны отражать динамику достижения предметных и метапредметных планируемых результатов.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Достижение метапредметных результатов определяют сегодня как «ключевые компетентности».