Проросли друг в друга. Подлинная история любви Всеволода и Лидии Санаевых

Как выглядит окружающий мир в глазах мальчика, который стал предметом семейных распрей? Ребенок испытывает одиночество, боль, а иногда и чувство вины. Все это ложится тяжелым камнем на его душе и не уходит бесследно. Таково было детство режиссера, актера и сценариста Павла Санаева. В своем первом художественном произведении он оставил о пережитом отзывы. «Похороните меня за плинтусом» - это не мемуары или воспоминания, а попытка простить близких людей за ту боль, которые они причиняли ему из любви и слабости, эгоизма и самоотверженности.

Предыстория

Павел Санаев - продолжатель актерской династии. В шестом классе он исполнил одну из главных ролей в киноленте своего отчима Ролана Быкова «Чучело». Фильм посвящен был непростым взаимоотношениям среди подростков. В этой картине мать Павла сыграла роль школьного учителя. Для начинающего актера участие в съемках фильма Ролана Быкова стало не только началом творческого пути, но и знакомством с окружающим социальным миром. До первого появления на съемочной площадке Павел испытывал острый Дело в том, что мальчик первые годы своей жизни был огражден не только от общения со сверстниками, но даже от необходимой ему материнской любви.

Как появилась книга

В старших классах Павел начал создавать некие литературные наброски. Написанное он дополнял, исправлял, и лишь спустя восемь лет было готово полноценное художественное произведение, которое получило название «Похороните меня за плинтусом».

Отзывы о книге были как положительными, так и отрицательными. Некоторые полагали, что повесть Санаева - занимательное произведение, не лишенное черного юмора. Другие видели в колоритных и весьма неприятных образах, желание автора отомстить своим родным за причиненные обиды. Третьи всем сердцем жалели мальчика, который оказался в столь невыносимых условиях.

Несмотря на то что в книге изображены родители Елены Санаевой, то есть - родные бабушка и дедушка автора нашумевшей книги, следует помнить, что не документальным, а художественным произведением является повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о книге, как о желании писателя очернить своих родных, едва ли можно назвать объективными. Имена близких людей писатель изменил. Главного героя зову Саша Савельев. Мать - Ольгой. У отчима и вовсе нет имени. Бабушка и дедушка называют его не как иначе как карликом-кровопийцей.

Образ бабушки

Санаев написал книгу, материалом для которой послужил его собственный опыт. Образ главной героини - эксцентричной и неуравновешенной бабушки - взят из жизни, но дополнен элементами художественного вымысла. Эта женщина терроризирует восьмилетнего Сашу своей любовью и безграничной заботой, и он, наконец, приходит к выводу, что вскоре его настигнет смерть, а потому ему вдруг в голову мысль, что необходимо оставить небольшое, но четкое завещание, в котором единственным требованием будет «Похороните меня за плинтусом».

Отзывы о книге, которую написал внук, Всеволод и Лидия Санаевы не оставили, потому как ушли из жизни до того, как она была издана. Художественное произведение заканчивается смертью бабушки. В реальной жизни Лидия Санаева скончалась за несколько лет до издания книги ее внука. Сам же автор однажды признался, что никогда бы не смог издать свою повесть при ее жизни.

Лидия Санаева

Повесть начинается с главы «Купание». Читатель уже с первых строк понимает, что книга посвящена отнюдь не доброй и ласковой бабушке. Хотя заботой она своего внука совсем не обделяет. На протяжении всей повести бабушка пророчит своему внуку множество бед, желает «сгнить в тюрьме» и предсказывает скорую мучительную смерть. Проклятие и ругательства женщина произносит, не отрываясь от выполнения своего долга. Она готовит Саше диетический завтрак, устраивает ему сложные банные процедуры, пичкает таблетками. В общем, делает все, чтобы мальчик ушел из жизни не так рано, как бы она хотела…

И в книге, и в интервью автор повести утверждает, что в ней он изложил далеко не всю правду о своих ранних годах. Бабушка в действительности выбирала выражения куда более жесткие. Но предоставлять столь неприглядные подробности нет смысла. Ведь книга не о безумии, а о любви, которая убивает, калечит, наносит неизгладимую душевную рану.

Бабушка ежедневно напоминает внуку о том, что жить ему осталось совсем немного. Хотя безумно любила его. Регулярные разговоры о болезнях и смерти не могут не отразиться на восприятии окружающего мира. Саша, не смотря на свой юный возраст, начал думать о смерти как о чем-то вполне обыденном. И, безусловно, ему не приходит в голову, что поведение самого близкого человека в его жизни несколько отличается от стандартного, присущего психически здоровому человеку.

Критика

В конце девяностых годов Павлу Санаеву удалось опубликовать свое произведение в одном из литературных журналов. Лишь в 2003 году в отдельном издании появилась повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о книге были разнообразными. В детских воспоминаниях присутствует юмор и грусть. Они могут нравиться, и способны раздражаться. Но в том, что книга создана человека талантливым, вряд ли можно усомниться.

Фильм

В 2009 году была экранизирована повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о фильме Санаев оставил крайне негативные. Кинолента автору культовой книги не понравилась, прежде всего, потому, что актриса, сыгравшая главную женскую роль, не справилась с задачей. В этом, несомненно, вина режиссера. Светлана Крючкова - выдающаяся советская и российская актриса - сыграла бабушку на одной ноте. Каждый человек, который читал произведение, не мог не признать, что созданный экранный образ имеет мало общего с литературным. Сама же актриса в интервью заявила, что многие важные эпизоды были вырезаны по настоянию продюсера фильма.

На роль Лидии Санаевой изначально планировали взять ее дочь. Но после того как автор повести и сценария отказался от работы, все изменилось. На главную роль пригласили другую актрису. Впоследствии Елена Санаева признала, что ей бы было невыносимо тяжело играть собственную мать.

Всеволод Санаев

Дедушка Саши Савельева - человек мягкий и во всем уступающий своей жене. Его прототипом является Всеволод Санаев - советский актер, известный по фильмам «За нами Москва», «Возвращение Святого Луки», «Забытая мелодия для флейты» и другие.

Отец матери Саши играет важную роль в повести «Похороните меня за плинтусом». Отзывы о фильме Павла Санаева несколько отличаются от мнения зрителей и кинокритиков относительно одноименной книги. Тот, кто читал автобиографическую повесть Санаева, как правило, неодобрительно воспринимает картину Сергея Снежкина. Но дедушку главного в фильме персонажа сыграл выдающийся актер Алексей Петренко. И образ, который он создал на экране, пожалуй, не уступает литературному.

Именно с помощью этого персонажа писатель смог показать размах самодурства и безумия бабушки. Большая часть произведения посвящена изображению отношения и быта в доме, в котором проживает Саша. И если взрывам агрессии и неадекватному поведению бабушки мальчик не может препятствовать в силу своего возраста, то муж ее теоретически способен на это. Но он все больше отмалчивается, заискивает перед ней, безропотно выполняет все ее требования. И только раз, он взрывается, уходит из дома. Для того чтобы спустя несколько часов вернуться снова. Домашнюю тиранию он не способен побороть. На это не хватает сил и упорства и у матери главного героя.

Во время чтения повести, бабушка, несмотря на все свои странности, вызывает жалость. Трагедия ее заключается не только в психическом расстройстве, но и в безразличии мужа, который в молодые годы не уделял своей жене должного внимания. Она в одиночку боролась за жизнь первого ребенка. Но мальчик умер, а спустя несколько лет на свет появилась Ольга - мать Саши - девочка болезненная и упрямая. Отец все больше отсутствовал на гастролях, в творческих командировках. Он и не заметил, как жена его превратилась в пожилую истеричную женщину.

Елена Санаева

Эта актриса является прототипом Ольги - матери Саши. детям советского периода в первую очередь запомнилась по роли Лисы Алисы в фильме, в котором она сыграла сказочную роль в дуэте со своим мужем.

Образ Ольги изображен с помощью внутренних переживаний мальчика в повести «Похороните меня за плинтусом». Книга, отзывы критиков о которой нередко посвящены прекрасному художественному стилю автора, на сегодняшний день не была достойно экранизирована.

В фильме режиссера Сергея Снежкина мать Саши по непонятным причинам более напоминает депрессивную слабую даму, которая вместо того, чтобы бороться за своего сына, распивается коньяк со своим возлюбленным. После чего пара бросается в пляс. Доверия куда больше вызывает героиня Светланы Крючковой. Даже несмотря на ее истерические крики и своеобразные проклятие. она проявляет, хотя и довольно своеобразную, заботу о мальчике.

Что думает о фильме сам Павел Санаев? «Похороните меня за плинтусом», отзывы о котором встречаются крайне восторженные, был раскритикован автором повести. Изначально предполагалось, что режиссером киноленты будет сам Санаев. Но в последний момент автор произведения отказался, поскольку был не уверен, что сможет уделить на создание картины столько сил, сколько было потрачено на написание книги. Продюсерам пришлось искать другого режиссера. Им стал Сергей Снежкин, мнение которого расходилось с позицией автора сценария не только относительно актерского состава. Снежкин существенно изменил и сюжет.

В фильме по сценарию Санаева задействованы замечательные актеры. Но даже их талантливая игра не смогла спасти картину, которую автор повести назвал «чернухой». В фильме присутствуют натуралистические подробности, которые, по мнению критиков, лишние. И главное, не соблюдена главная идея Павла Санаева. Образ бабушки в фильме слишком однозначен.

Что думают об экранизации произведения Санаева исполнители главных ролей в киноленте «Похороните меня за плинтусом»? Отзывы о фильме актеров разнообразны. Исполнительница главной роли утверждает, что ее образ был существенно изменен в результате монтажа. сыгравшая мать Саши, своими впечатлениями от съемок фильма не делилась. Однако большая часть зрителей полагают, что выбор режиссера в пользу этой актрисы был не самым удачным.

Карлик-кровопийца

Этот персонаж почти не присутствует в книге, но является, все же, центральным. Именно из-за карлика-кровопийцы мать бросила своего сына. И именно из-за него больная старуха вынуждена выхаживать болезненного «гниющего» мальчика. По крайней мере, в этом с ранних лет убеждает внука бабушка-тиран. Но Саша однажды уже видел этого жуткого карлика, и не нашел в нем ничего отталкивающего.

Своему отчиму, режиссеру и актеру посвятил Павел Санаев повесть «Похороните меня за плинтусом». Отзывы критиков об этом произведении иногда, возможно, и были не благоприятные. Не пристало человеку из семьи знаменитостей выносить сор из избы. Но образ отчима, который впоследствии оказался отнюдь не жутким, автор изобразил с глубоким уважением и любовью. Мудрым, талантливым и понимающим описал его Санаев в своей первой повести. Таким же писатель изобразил своего отчима в художественном произведении о злоключениях Раздолбая. Книга «Похороните меня за плинтусом - 2», отзывы о которой были не столь бурными, все же заняла достойное место в современной литературе.

Всеволод Санаев — советский и российский актер. Он обладал какой-то природной органичностью, умением быть достоверным в любой роли. По мнению критиков был очень правдивым в своем творчестве, обладал особенной чистотой тона и тонким слухом. Наверное этим и объясняется та всенародная любовь к этому артисту и слова благодарности, которые ему говорили просто встречные прохожие.

Всеволод Санаев сыграл более девяноста ролей, причем самых разных, иногда совершенно противоречивых героев. Его работы были главными и эпизодическими, но это не имеет никакого значения, ведь в каждого своего персонажа актер вкладывал частичку своей широкой души.

Детские и юношеские годы

Родился Всеволод Санаев 25.02.1912 года в Туле. Семья была многодетной, у родителей кроме Всеволода было еще 11 детей. Достаток в семье был небольшой и жили они на рабочей окраине города. В школе у Всеволода были проблемы, учеба ему не особо давалась, да и рвения к обучению за ним не наблюдалось. Поэтому его отец, Василий Санаев принял единственно верное решение – нечего просиживать штаны, нужно идти работать. Так Всеволод попал на фабрику по производству гармоней, на которой много лет трудился и его отец.

Фото: Всеволод Санаев в молодости

Всеволод сразу был подмастерьем, который должен был собирать и настраивать музыкальный инструмент. Когда парню исполнилось шестнадцать, он уже был настоящим мастером и уже сам обучал двух учеников будущей профессии сборщика. На этой фабрике Всеволод проработал с 1926 по 1930 год, постоянно чувствуя какой-то дискомфорт, зачастую возникающий тогда, когда душа не лежит к этой работе.

Знакомство с искусством

Первая встреча с театром в биографии Всеволода состоялась когда он еще был в детстве, во время спектакля Московского художественного театра, приехавшего на гастроли в Тулу. Тогда давали чеховского «Дядю Ваню», и мальчику очень понравилась игра артистов. Но сцена была от него так далеко, что и мечтать о ней было напрасно.

Но мечты о театре не давали покоя, и вот юноша уже посещает тульский любительский театр под рабочим названием «Серп и молот» в качестве слушателя. Оказалось, что у него есть актерские способности, поэтому после достижения определенных результатов Всеволод решил попробовать свои силы в драматической студии. Ему удалось туда поступить, хоть и пришлось немало потрудиться.

В 1930-м Всеволода Санаева принимают во вспомогательный состав труппы театра, работавшего при тульском патронном заводе. Он поражает зрителей своим мастерством перевоплощения и спустя всего год уходит в Тульский государственный академический театр им.Горького. Чтобы расти профессионально, Санаеву нужно учиться.

Москва

В театре у Всеволода был наставник, который и помогал молодому человеку подготовиться к поступлению на рабфак в столице. Семья была категорически против, его родителям казалось несерьезным увлечение сына, они были уверены, что их наследник выберет себе простую рабочую профессию. Но парень настоял на своем и уехал покорять столицу.

После окончания рабфака Санаев поступает в театральный техникум к Н.Плотникову. Ему катастрофически не хватало денег, рассчитывать на помощь родителей было напрасно, да и в некоторой степени стыдно, поэтому каждый вечер Всеволод отправлялся на подработку.

Санаев был упорным в достижении своей цели, поэтому не остановился на одном техникуме, и после его окончания стал студентом ГИТИСа, поступив на курс к знаменитому режиссеру М.Тарханову.

В 1943 году Санаев начинает работать в театре им.Моссовета, в 1946-м переходит в Государственный театр киноактера. В 1952 году актер уходит во МХАТ, но ничего хорошего из этого не получилось. У него было слишком мало ролей и соответственно небольшая зарплата, на которую невозможно было содержать семью. Как раз в то время сильно заболела жена и деньги нужны были срочно. Санаев обращается к тогдашнему директору театра А.Тарасовой с просьбой об уходе. Его отпустили, понимая, что пока корифеи МХАТа остаются на своих местах, Санаеву в этом театре ничего не светит. Он ушел из театра в 56-м.

Кино

Дебютным фильмом актера Санаева стала картина «Волга, Волга», снятая в 1938 году, где ему предложили сразу две незначительные роли. В этом фильме он был музыкантом и лесорубом. А спустя два года Всеволод снялся в картине «Любимая девушка», в которой сыграл простого работягу Добрякова. Роль была большой и достаточно серьезной, но актер справился блестяще.

Фильмография актера насчитывает почти 90 фильмов, два телеспектакля и озвучивание одного мультфильма. Последняя работа актера — картина «Забытая мелодия для флейты», снятая вышла в 1988 году. Всеволод Санаев всегда жалел о том, что у него никогда не было комедийных ролей, и что он ни разу не спел в кино. А на вопрос, чем бы он занимался в жизни, если бы не стал актером, он неизменно отвечал, что был бы отличным мастером гармонных дел.

Личная жизнь

Личная жизнь актера Санаева никогда не выставлялась напоказ. Подробности происходящих в семье событий стали известны сравнительно недавно, когда внук актера Павел написал книгу-биографию под названием «Похороните меня за плинтусом».


Фото: Всеволод Санаев с женой

Свою судьбу Всеволод встретил в Киеве, куда его театр приехал на гастроли. Это было перед самой войной. Девушку звали Лида Гончаренко, она училась на филфаке в одном из Киевских вузов. Она была очень красивой и актер влюбился сразу и навсегда. В течении всего месяца, пока продолжались гастроли, Всеволод делал девушке предложение, и в итоге она ответила согласием. Семья Лиды была категорически настроена против этого брака, не понимая как можно так быстро принимать такое ответственное решение, да еще выходить замуж за мужчину с такой несерьезной профессией. Все были уверены, что ничего путного из этой затеи не выйдет и Лидочка вернется. Но их брак просуществовал почти 50 лет, вопреки всем прогнозам пессимистов.

Лида очень любила своего мужа, но у нее было выраженное депрессивное расстройство, которое стало причиной напряженной обстановки в доме. Когда она по неосторожности рассказала какой-то анекдот соседям по коммуналке, то кто-то донес спецслужбам и они стали наводить о ней справки. И без того впечатлительная натура женщины не выдержала такого натиска и случился срыв, после которого Лиду госпитализировали в психиатрию, поставив ей диагноз – мания преследования.

В самом начале войны Санаев с театром находился на гастролях в Борисоглебске. Жена и маленький сын Алеша остались в Москве. Столицу в это время закрывают как прифронтовой город и вернуться обратно у актера не получилось. Лидия с сыном эвакуируется в Алма-Ату. Алеше было всего два года, когда он заболел корью и дифтерией и умер. Смерть любимого первенца сильно отразилась на психике женщины.

А Всеволоду пришлось остаться в Борисоглебске и каждый день выходить на сцену. Их театр давал каждый день по два спектакля для бойцов, которые ждали отправки на фронт. И каждый раз, выходя на сцену, актер думал о том, что он здесь делает, ведь все молодые и здоровые мужчины должны быть именно там, на передовой.

После похорон сына Лидия Санаева пытается прорваться к мужу в Борисоглебск. Она добиралась туда несколько месяцев, в полном физическом и моральном истощении.

После воссоединения семьи в 1943 году у них родилась дочка Елена. Девочка была слабенькая, к тому же в детстве переболела желтухой. Лидию мучили постоянные страхи за жизнь дочери, она боялась ее потерять. С этим страхом Лидия Антоновна жила всю свою жизнь, так и не найдя силы его преодолеть. В семье были постоянные размолвки, атмосфера иногда накалялась так, что Санаев даже не хотел идти домой, несмотря на свою преданность жене и ребенку.

Первым мужем стал инженер В.Конузин. Мать не одобряла этот брак, а отец, чтобы не усугублять и без того накаленную атмосферу в семье, предпочитал отмалчиваться. В этом браке родился мальчик Павел, будущий писатель, актер, режиссер.

Второй раз Елена вышла замуж за режиссера , с которым прожила до самой его смерти в 1998 году.

Смерть

Энергии Всеволода Санаева мог бы позавидовать даже молодой. Он продолжал трудиться практически до последних дней своей жизни.


В 1987 году у Санаева случился инфаркт, но он сумел справиться с болезнью, так как сильно волновался за свою жену. Он боялся, что она останется без его поддержки. Лидия Санаева умерла в 1995 году, а 27.01.1996 года не стало и самого Всеволода Васильевича. Он умер от онкологии. Местом упокоения супругов Санаевых стало Новодевичье кладбище в столице.

Избранная фильмография

  • 1938 - Волга, Волга
  • 1941 - Сердца четырёх
  • 1955 - Первый эшелон
  • 1959 - Неоплаченный долг
  • 1964 - Большая руда
  • 1967 - Скуки ради
  • 1970 - Украденный поезд
  • 1978 - Близкая даль
  • 1984 - Мёртвые души
  • 1995 - Ширли-мырли

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


После выхода в печать книги Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» героев повести стали отождествлять с членами семьи молодого писателя. Все словно забыли о том, что книга была художественной, а не автобиографической. На самом же деле Всеволод и Лидия Санаевы прожили вместе 55 лет, счастливых и одновременно трудных. Известный актёр много лет был рядом с женой, которая тяжело болела. «Вместе в горе и в радости» - это как раз о них, преодолевших все испытания, уготованные им судьбой.

Встреча с прекрасным


Всеволод Санаев родился в семье рабочего, где практически один за другим родилось 12 ребятишек. Правда, половина малышей скончалась в раннем возрасте. Всеволод особыми успехами в учёбе не блистал и после шестого класса уже трудился на Тульской гармонной фабрике. Но мечты его всегда были далеко. Паренёк из рабочей семьи, увидев на сцене тульского театра МХАТовскую постановку «Дядя Ваня», просто заболел театром.

Новым потрясением для него стала новость о том, что один из руководителей фабрики, где он трудился, посещает драмкружок. Всеволод стал приходить на репетиции, но втягивался сложно. Зато по вечерам после работы он спешил теперь в Тульский драмтеатр, где хватался за любую работу. Проворного юношу заметили, и он даже пару раз появился на сцене с коротенькими репликами. А потом кто-то из актёров посоветовал Всеволоду учиться.


И он поехал учиться в Москву. Родители его были категорически против, однако удержать Всеволода Санаева не смогли ни уговоры, ни материнские слёзы. Сначала он учился на рабфаке, после поступил в театральный техникум, потом – в ГИТИС. После окончания ГИТИСа Всеволод Санаев был принят в труппу МХАТа.

Счастливые гастроли


Очень быстро молодой актёр стал одним из ведущих актёров прославленного театра. Одновременно он начал сниматься в кино. Сначала была эпизодическая роль в фильме «Волга-Волга», потом он сыграл в картине Пырьева «Любимая девушка», а настоящий успех пришёл к Всеволоду Санаеву после съёмок в «Оптимистической трагедии».


На гастролях МХАТа в Киеве актёр познакомился со студенткой филфака Лидией Гончаренко, которая училась и одновременно работала в городской прокуратуре. Статная красавица не испытывала дефицита мужского внимания, однако Всеволод Санаев стремительно покорил её сердце: через месяц она уже садилась вместе с ним в поезд «Киев – Москва».

Сквозь испытания


Супруги жили в небольшой комнатке в коммуналке, радовались появлению сына Алёши, строили планы. Но потом началась война. Всеволод Санаев сначала уехал на съёмки, откуда вернулся лишь через два месяца. Жену с сыном он отправил в эвакуацию в Алма-Ату. Там маленький Алёша заболел корью и дифтеритом. Двухлетнего малыша спасти не удалось. А Лидия Санаева стала пробираться к мужу, не помня себя от горя.

Они встретились в Борисоглебске. И уже через девять месяцев в Куйбышеве родилась их дочь Елена, которая тоже выберет профессию актрисы, а ещё станет супругой Ролана Быкова. Но это будет много позже. В детстве же Елена не отличалась примерным поведением и доставляла родителям немало хлопот.


Лидия Антоновна, потерявшая своего первенца, чуть ли не постоянно носила свою дочь на руках, даже когда она была уже довольно большой девочкой. Она не спускала с дочери глаз и выполняла все её капризы. Лена при этом была просто несносна. Она ни на шаг не отпускала маму от себя и могла закатить истерику по любому поводу.

Однажды девочка засунула в рот кусочек сахара, подобранный на земле, и заболела гепатитом. Лидия Санаева совершенно обессилела, старательно ухаживая за дочерью. Она давала ей по минутам лекарства и готовила бульоны, следила, чтобы Лена не съела ничего запрещённого.


Дочь выздоровела, но тут пришла новая беда: инфаркт у Всеволода Санаева. Снова больницы, уколы, капельницы. На этом фоне Лидия Антоновна стала часто плакать, у неё были все признаки усталости и депрессии. Когда же она неосторожно рассказала на кухне коммунальной квартиры политический анекдот, кто-то из соседей донёс. В квартиру пришла проверка, а у жены Всеволода Санаева стремительно развилась мания преследования.

Атмосфера в их доме очень изменилась. Сергей Михалков, к которому обратилась Лидия Санаева, сначала заступился за неё перед властями, а потом помог устроить в хорошую клинику. Нельзя сказать, что лечение не помогло, однако жена актёра теперь постоянно находилась в состоянии депрессии.

В радости и в горе


Всеволод Васильевич старался, как мог, разрядить домашнюю атмосферу. Пытался сгладить постоянное недовольство жены, придирки её переводил в шутки. Он появлялся в доме и словно зажигался небольшой источник света и тепла. Но иногда заканчивалось и его терпение.

Однажды он даже сказал своей матери, приехавшей к ним в гости, что хочет расстаться с Лидией, сил нет терпеть. Но мать строго покачала головой, погладила сына по руке и сказала: «Санаевы так не поступают». Они ещё долго о чём-то говорили, сидя на кухне. Но когда коллеги предлагали актёру развестись с супругой, теперь уже Санаев качал головой, поясняя: не может он оставить ту женщину, которая родила ему двоих детей и подарила свою молодость.


Больше никогда вопросы о разводе не поднимались. Актёр просто помогал своей супруге не расклеиться совсем: шутил, водил на прогулки, когда у него было на это время, кормил. Правда, когда ему приходилось уезжать на съёмки, Лидия Антоновна плакала и уговаривала остаться, она боялась умереть без него. При этом с посторонними людьми жена актёра была сдержана и добра, её любили все соседи за теплоту и участие. А близкие часто страдали от перепадов её настроения.


Когда Елена родила сына Пашу, ей часто приходилось просить маму о помощи. Она с радостью занималась сыном, но при этом обвиняла дочь в том, что она едет на съёмки вместо того, чтобы заниматься ребёнком. Паша часто оставался с родителями Лены, а позже ей стоило немалых трудов отвоевать сына у собственных родителей. Просто они очень его любили, хоть и были достаточно строги с мальчиком.

К счастью, когда Елена вышла замуж за Ролана Быкова, он сумел каким-то немыслимым образом объединить всю семью. Поначалу Всеволод и Лидия Санаевы встретили его в штыки, но позже поддались обаянию зятя. С тех пор прекратились всякие распри в отношении Павла.


Лидии Антоновне поставили диагноз «склероз мозга» и она медленно угасала. Дочь терпеливо ухаживала за ней и мысленно просила прощения за все обиды, которые когда-то нанесла маме. Лидия Санаева ушла из жизни в 1995 году, а через 10 месяцев покинул этот мир Всеволод Санаев. Они прошли вместе через все испытания, долгое время жили под гнётом болезни жены. Всеволод Васильевич готов был носить её на руках и кормить с ложечки. Только бы его Лидия была жива. Он так и не смог смириться с утратой.

Дочь Всеволода и Лидии Санаевых пошла по стопам своего отца, как и другие известные актрисы. Они росли в творческой среде, часто бывали на репетициях в театре и на съёмочной площадке, видели, с какими трудностями приходится сталкиваться актёру. Однако ничто не могло заставить их отказаться от мечты. Наши знаменитые актрисы были настоящими папиными дочками, унаследовав и отцовский талант, и тягу к сцене.

Книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом » произвела сенсацию среди читающей публики. Прототипом главной героини стала бабушка Павла, жена артиста Всеволода Санаева. «Она любила нас, но любила с такой тиранической неистовостью, что ее любовь превращалась в оружие массового поражения», - вспоминает Павел в интервью…

Предел тирании положил Ролан Быков, второй муж Елены Санаевой. Только ему хватило мощи характера, чтобы противостоять властной теще. Недавно на экраны вышел фильм по книге, где бабушку сыграла Светлана Крючкова.

А из печати вышло новое издание «Плинтуса», дополненное тремя не издававшимися раньше главами. Мы встретились с Павлом, чтобы отделить правду от художественного вымысла.

Павел Санаев

С 4 до 11 лет Павел Санаев провел в доме родителей его мамы. Елена Санаева много работала, ездила на съемки. И однажды познакомилась с Роланом Быковым. Это была любовь с первого взгляда. И с самого первого совместного дня Ролан Антонович настаивал, чтобы Павел жил с матерью.

Бабушка выступила резко против. Роман дочери с Быковым Санаевым не нравился совсем. «У Ролана Антоновича было прозвище «король уходяльщиков». О его похождениях и умении легко расставаться с женщинами ходили легенды, - вспоминает Павел. - Бабушке звонила бывшая жена Быкова, Лидия Князева». В фильме «Айболит-66» Князева сыграла обезьянку Чи-чи, когда Ролан и Елена уже были вместе.

«Ролан сломает жизнь вашей дочери», - предупреждала она. Однако мрачный прогноз не оправдался. Мало того, что Быков стал хорошим мужем, он помирил семью и помог родителям обрести взаимопонимание с дочерью.

Павел Санаев с матерью и отчимом. Фото из архива Павла Санаева.

Начал писать в 8-м классе

- Что это за три новые главы?

Я начал писать первые рассказы очень рано - в 8-9 классе. Некоторые получились удачными, и стали потом главами книги, как например, «Цемент» или «Купание». А некоторые не получились совсем. Эти три главы не получились, остались в столе, и в книгу я их не включил. А сегодня переписал заново и включил в подарочное издание.

Эти тексты объединяет одна тема, которая в книжке осталась за кадром. Ведь главные персонажи там бабушка, мама, дедушка, а мальчик - пассивный наблюдатель. Учит уроки, болеет. А в этих трех главах выясняется, что он был тот еще бандит. Все время что-то мастерит и изобретает.

- Строит ракету из чугунных ванн.

И делает два противогаза, мечтая, что когда-нибудь у них дома прорвет газ. А если не прорвет - то, может быть, он сам его откроет. И бабушка будет на кухне корчиться от удушья, а он подойдет к ней в противогазе, посмотрит на нее мудрыми глазами из-под противогазных очков, даст ей второй противогаз, она наденет, придет в себя, газ рассеется... И бабушка наконец похвалит его. Оказывается, у меня в детстве была такая интересная жизнь!

Быков не мочился на машину дедушки!

- Елена Всеволодовна Санаева должна была сыграть бабушку в экранизации книги. А вы должны были снимать. Почему это не получилось?

С одной стороны, такая роль - подарок для любой актрисы. Маме эту роль сыграть очень хотелось. С другой, это ее родная мать, психически нездоровый человек. В том, что дочь будет играть свою больную мать, есть какой-то паноптикум. У Ролана Антоновича (Быкова) был такой случай. Когда он снимал фильм «Нос », он придумал такой кадр с памятником Петру I: вздыбленный конь под проливным дождем.

Елена Санаева

Пригнали поливальные машины, слили кучу воды, ночь - красота неземная в дырочку объектива. Свернули смену, отпустили машины, подходит к нему оператор и, чуть не плача, говорит: «Ролан, прости, но у меня диафрагма была закрыта». Ну значит, Гоголь этого не хочет, решил Ролан Антонович. Здесь та же ситуация. Не надо было, чтобы я это снимал, а мама это играла.

- Но фильм Сергея Снежкина вам обоим не понравился.

Что меня больше всего огорчило: фильм, который на тысячу шагов отстоит от книги, некоторые стали воспринимать как реальную жизнь, и говорить: ну вот, видите, как жил Санаев: ему Быков на машину помочился. Это неприятно. Еще неприятнее скоропалительные выводы.

Одна журналистка, не уточнив информацию, решила, что это был мой сценарий. И написала, мол, «Санаев прошелся по своей звездной семье, изобразил всех монстрами, и даже не постыдился изобразить монстром Ролана Быкова, который его воспитал». Если бы она поинтересовалась, то узнала бы, что сценарий написан на основе моей книги Сергеем Снежкиным. Написан абсолютно без моего участия.

Всеволод Санаев

А в книге персонаж, в котором можно угадать Быкова, как раз пытается эту семью нормализовать. И в конце все налаживается именно благодаря ему! В фильме все знаки «плюс» поменяны на "минус»... Там вообще нет понимания образов. Например, в самой первой сцене, когда бабушка видит мышку, прибитую мышеловкой, и начинает костерить деда.

У «книжной» бабушки искренне разрывается сердце от жалости к мышонку. И тогда мы понимаем, что ребенок у нее «сволочь», потому что она боится его потерять. Мальчик оступился, и она в ужасе, что он что-то себе сломает. А в фильме бабушка только ищет повод, чтобы выклевать близким мозг. Был бы повод, а мозг выклюем. И в этой тональности сделана вся картина.

Но тут есть, может быть, и свой плюс. Бабушка, которую сыграла Светлана Крючкова, имеет право на существование. Ведь такие люди тоже есть.

Светлана Крючкова сыграла совсем другую бабушку.

- А я все ждала, что мальчика в итоге бабушка где-нибудь прихлопнет или он замерзнет...

С режиссера сталось бы и такой ход применить. На сайте plintusbook.ru есть мой сценарий. Изначально проект запускали по этому сценарию и в моей постановке. Но дальше возникла щекотливая ситуация. Существует механизм запуска фильма через Госкино.

Подается сценарий, проходит год, и потом запуск объявляется. Я занимался «Нулевым километром», когда позвонили со студии: «Павел, у тебя есть сценарий «Плинтуса». Давай, мы тебя запустим. Я подумал: как здорово, сейчас с одной картиной закончу, а потом сразу другая... Я поторопился и дал согласие.

Елена Санаева в фильме "Приключения Буратино"

Дальше работа над «Нулевым километром» затянулась на полгода. Потом возник проект «На игре». И я понял, что делать экранизацию «Плинтуса» мне до ужаса неинтересно. Я не смогу «с огоньком» рассказывать второй раз то, что однажды уже рассказал. Кроме того, я снял два фильма и хочу идти вперед и в техническом отношении тоже, а не просто снимать двух актеров в квартире.

Я отказался от экранизации, оставил студии сценарий и был рад, когда они пригласили Снежкина. Надеялся, что он будет снимать то, что написано в книге, а не сводить собственные счеты с советской властью и выпускать под именем «Плинтуса» чернуху.

До 11 лет Павел нечасто виделся с матерью...

Книгу рассказал маме

- Павел, почему вы не показали книгу деду?

Он бы просто не понял разницу между книгой и жизнью. Он бы сказал: «Как?! Я не мог уронить рефлектор в ванну!» Он бы принял все за чистую монету и обиделся.

- А не все чистая монета?

Вымысел на 60 процентов. Бабушка не произносила под дверью пронзительных монологов и не умерла, когда меня забрали. И очень многого на самом деле не было. Некоторые истории из моей жизни с бабушкой я рассказывал маме, когда они меня уже с Роланом забрали. Например, как раз про купание. Рассказывал, чтобы ее рассмешить. Ну и, конечно, додумывал что-то, чтобы ей было смешнее. А потом попробовал это записать.

Всеволод Санаев с внуком

Написал и увидел эффект: все смеются, всем любопытно. Стал писать дальше. Кроме того, пообщавшись с бабушкой в более зрелом возрасте, я узнал от нее про войну, про то, что она потеряла первого ребенка. Я стал понимать, что она не просто психически больной тиран, а человек, сломленный обстоятельствами.

Лидия Антоновна Санаева прожила трагическую жизнь. Мощная, деятельная натура, она всю себя посвятила семье, но профессии так и не получила. В интервью одному из журналов Павел признавался, что его бабушка, возможно, превосходила дедушку интеллектуально. «Учу с Севой роль, он не может и двух слов связать, а я уже все наизусть выучила!» - говорила она знакомым. В эвакуации, в Алма-Ате, Лидия Антоновна потеряла годовалого сына. Дочка Леночка родилась после трагедии. А в пять лет подхватила инфекционную желтуху: нашла на дворе кусок сахара.

Елена Санаева

Девочку лечили у лучших гомеопатов. Однажды Лидия рассказала на коммунальной кухне политический анекдот. Через несколько дней пришли какие-то люди с расспросами о ней. Лидия Антоновна страшно перепугалась. У нее развилась мания преследования. Она изничтожила подарки, привезенные мужем из-за границы. Разбила флакон с духами, изрезала шубу. Даже в автобусе ей мерещилась слежка.

Всеволоду Васильевичу пришлось положить жену в клинику. Ее лечили инсулиновым шоком. Это когда человек
у вводится высокая доза инсулина и он впадает в искусственную кому. К сожалению, более гуманных методов в советских клиниках не применяли.

Как Быков помирил Санаеву с матерью

- Как сложилась бабушкина судьба? Ее героиня в книге умирает. А Лидия Антоновна прожила долгую жизнь.

В повести нить, связующая бабушку и внука, разорвалась. В реальности эта нить растянулась. Бабушка уже не могла меня забрать обратно, я жил с мамой, это было решено. Но она могла меня встретить около школы, проводить до дома и рассказать по дороге, какой я негодяй и предатель. Потом она ослабела и последние 7-8 лет своей жизни просто с утра до ночи плакала. Но очень важно, что в последние годы она примирилась и с мамой и с Роланом Антоновичем.

Ролан Быков и Елена Санаева - одна из самых красивых пар в советском кино. Фото из архива Павла Санаева.

Когда у бабушки начался отек легких, врачи «скорой» растерялись. Ролан Быков приказал им везти тещу в реанимацию. В больнице она прожила еще три месяца и разрешала дочери заботиться о себе. «Их болезненные отношения были искуплены той любовью, которую мама отдала бабушке», - вспоминает Павел.

Здоровая бабушка никогда никому не позволила бы за собой ухаживать. После смерти Лидии Антоновны Всеволод Васильевич пережил жену не на много. Сначала уехал в круиз по Волге, а дочь сделала ремонт в его квартире. Но когда он вернулся, затосковал и умер через несколько месяцев.

«Оказывается, ты не идиот!»

Елена Санаева и Ролан Быков были созданы друг для друга. Ему было 43, ей - 29. Любовь помогла им преодолеть не только разницу в возрасте, но и все наветы «доброжелателей». «Для меня не было в природе женщины. Тебя Бог специально выдумал и послал мне», - говорил Елене Ролан Антонович. «Я уверен, - вспоминал Павел, - что без мамы Ролана Быкова ждала участь многих актеров, которые сгорели в огне собственного темперамента. Высоцкий, Даль... Ролан Быков вполне мог продолжить этот печальный список».

- Павел, в детстве бабушка вас «накрутила» против Быкова. Увидев его лично, вы признали его «классным дядькой». А как он себе понравился в книге?


Ролан Быков в фильме "Служили два товарища"

Он не воспринимал книгу как описание себя, мамы или реальной бабушки. Он воспринимал ее как литературу. Я помню его реакцию на прочитанное. Он был по-настоящему потрясен. Ведь он читал только первые главы, а все целиком я не показывал ему, пока не поставил финальную точку.

Очень часто родители поддерживают детей. Но не всегда это стопроцентно искренне. Типа «сыночек, ты молодец все очень хорошо сделал». Но ты не знаешь точно, на самом ли деле ты молодец или тебя просто хвалят родные люди, а потом ты столкнешься с реальным миром и получишь по морде... Я знал, что Ролан никогда не похвалит просто так, поэтому его искреннее потрясение было для меня самой высокой оценкой.

- А с чего все началось?

В школе мы писали сочинения. Учителя говорили всякие правильные фразы, что наша партия строит социалистическое общество, которое будет передовым, и так далее. Я написал сочинение на тему «Один день нашей Родины» - «процветание... в едином порыве... передовая мощь... все усилия сплочены...» и все такое. Это сочинение осталось на столе в тетрадке, уже красиво переписанное с черновика.

Елена Санаева и Ролан Быков в фильме "Приключения Буратино"

Ролан Антонович его прочитал, пришел в ужас и сказал, что либо я идиот, либо жертва образовательной системы. Он сказал: «Я должен выяснить это для себя. Поэтому я тебя прошу. Вот черепашка из ракушек, напиши о ней все, что сочтешь нужным». Я закочевряжился, но он сказал: «Мне, как человеку, занимающемуся психологией детства, нужна твоя помощь, Паша. Очень прошу, напиши!» А у меня в тот момент существовала задача - завоевать уважение Ролана Антоновича.

Я не занимался спортом, не мог принести домой золотую медаль. Самолетики, которые я клеил, были достойным занятием лет до 13, а мне уже было 16. И я решил использовать эту черепаху как шанс - написал юморную зарисовку. Ролан Антонович прочитал: «Но это же другое дело, это здорово! Ты не идиот, оказывается». У нас портрет Мейерхольда висел на стене: давай теперь о нем.

Я написал, он говорит: ну так это еще лучше. И после двух или трех таких сочинений я подумал: ну надо теперь что-нибудь посерьезней попробовать. И под настроение написал первый рассказ «Купание». С этого и пошло, спасибо Ролану Антоновичу.

- А он был строгим отчимом? Ругался, наказывал?

Не ругал, нет. Но за лоботрясничество меня Ролан Антонович просто пилил, и этого было более чем достаточно. Он был человек очень мощный. Не авторитарный, а авторитетный. Если я приходил домой поздно, он усаживал меня и объяснял, что я теряю стартовые позиции в жизни, что я теряю время зря, и так далее - я вздыхал, потуплял взор, понимал: что-то надо с этим делать, как-то надо ему угодить, чтобы не пилил...

Когда я написал рассказ и понял, что это вызывает его одобрение, через месяц подумал: надо еще написать, чтобы потом спокойно погулять!

«Моя жена тоже моложе меня!»

- Вы собираетесь заводить своих детей?

Я хочу троих. Это наше с женой обоюдное желание. Мы немножко подождем, чтобы она доучилась и, я думаю, приступим.

- А она вас моложе сильно?

Я вообще не замечаю, что у нас есть какая-то разница. Она удивительно мудрый человек, и общаться с ней для меня огромное удовольствие. И советоваться. Даже если я заранее знаю, как поступить, я все равно иногда советуюсь, просто чтобы лишний раз получить удовольствие от ее мудрости.

Павел Санаев с матерью

Санаев Всеволод Васильевич

Народный артист СССР (1969)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967, за роль Ермолая Воеводина в фильме «Ваш сын и брат»)
Дипломант Всеболгарского фестиваля в Варне (1972, за фильм «Украденный поезд»)
Лауреат Всесоюзного XVII кинофестиваля в Киеве в номинации «Призы за лучшие актерские работы« за 1984 год (фильм «Белые росы»)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени

Детские годы Всеволода прошли на рабочей окраине Тулы, рядом с оружейным заводом. Многодетная семья Санаевых была очень дружной, но в школе Всеволод учился неважно и часто стоял за дверью класса за всякие проделки, получая позже от матери крепкие подзатыльники. Из-за плохой успеваемости отец Всеволода Василий Санаев послал сына работать, и мальчик стал работником гармонной фабрики. Он быстро освоил профессию половинщика, и к 16 годам у него самого было два ученика. В обязанности Санаева входило собрать гармонь и настроить инструмент. В то же время начали проявляться и актерские способности Всеволода. Когда по праздникам к Санаевым приходили гости, Всеволод, чтобы развеселить гостей, легко пародировал любого из присутствующих.

Когда в Тулу с гастролями приехал МХАТ, Санаев увидел спектакль «Дядя Ваня» Чехова, который произвел на него глубокое впечатление. Чтобы попробовать себя в качестве актера, он вместе со своим знакомым, рабочим Гурием Карнеевым, пришел на репетицию местного любительского театра в клуб «Серп и молот», где на Санаева снова произвело впечатление умение директора гармонной фабрики Синявина мастерски перевоплощаться. Заинтересовавшись профессией актера, Санаев стал часто посещать клубные репетиции, а когда в Туле открылась театральная студия, попытался туда поступить, но получил отказ из-за недостаточной образованности. Однако Всеволод продолжил попытки попасть в студию и попросил: «Буду делать все, что нужно, только возьмите!» Благодаря такой настойчивости его все же взяли в студию. Днем он трудился на гармонной фабрике, а вечером шел в театр, где был рабочим сцены, шумовиком, осветителем и даже сыграл две небольшие роли. Но чтобы играть в настоящих спектаклях, надо было учиться, и наставником Санаева стал актер тульского театра Кудашев, который помог Санаеву подготовиться к экзаменам в Москве на театральный рабфак.

Для родителей желание Всеволода пойти в актеры было неожиданностью, и они решили, что он просто не хочет работать. «Умрешь, пропадешь под каким-нибудь московским забором», - говорили они. Чтобы сын быстрее вернулся, мать и отец спрятали его зимнее пальто и не дали денег на дорогу. Но Санаев не вернулся. Два года он проучился на рабфаке, после чего еще год - в театральном техникуме, на курсе Николая Плотникова. Жил в общежитии на Собачьей площадке, по ночам подрабатывал на вокзале, разгружая вагоны, и вскоре стал студентом ГИТИСа.

Одним из первых спектаклей, увиденных в Москве, был мхатовский «У врат царства» с участием Качалова. Санаев был потрясен, и позже рассказывал: «Только в этом театре я хочу служить, только таким должен быть настоящий актер. Или вернусь собирать гармони, или научусь играть, как они». В ГИТИСе молодому актеру повезло. Кроме Плотникова актерское мастерство студентам на курсе также преподавал Михаил Тарханов, о котором Санаев позже рассказывал: «Он для нас был школой жизненной правды в искусстве. Знал много секретов актерского мастерства, учил студентов, как обращаться со своим телом и окружающими предметами, как произносить слова на сцене таким образом, что, даже если говорить шепотом, тебя услышат и поймут на галерке». Иногда Всеволод провожал Тарханова домой, и педагог щедро делился со студентом мыслями об искусстве.

Когда Санаев оканчивал ГИТИС, МХАТ объявил конкурс для молодых актеров, на котором Всеволод прочел комиссии отрывок из повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Из семисот претендентов Станиславский и Немирович-Данченко выбрали троих выпускников ГИТИСа, среди которых оказался Санаев. Таким образом, он попал в театр, о котором мечтал. Сразу молодых актеров в штат не брали - они считались «кандидатами» и входили лишь во вспомогательные составы труппы, а из-за большого количества известных актеров пробиться новичку в подобном коллективе было непросто. Тем не менее Санаев вскоре перешел в основной состав. В МХАТе была традиция: на первом этаже одевались и гримировались «старики» - «золотой фонд» театра, а молодежи отводился четвертый этаж. Санаевский «спуск к славе» был стремительным: сыграв роль Пикалова в «Любови Яровой» и Чепурина в пьесе Островского «Трудовой хлеб», он в течение года спустился с четвертого этажа на первый. Вскоре на гастролях театра в Киеве он познакомился со студенткой филологического факультета Лидой. Труппа МХАТа выступала в Киеве всего месяц, но этого времени Санаеву хватило, чтобы уговорить девушку выйти за него замуж и уехать в Москву. В дальнейшем вместе они прожили всю жизнь.

Одновременно с началом работы в театре Санаев начал сниматься в кино, фильм «Любимая девушка» режиссера Ивана Пырьева стал одним из первых. Санаев рассказывал, что работать с Пырьевым было непросто. Однажды в павильоне долго выставлялся свет, молодые актеры, сидевшие за декорациями, рассказывали друг другу анекдоты и их смех не понравился режиссеру. Пырьев вскочил со своего кресла, закричал и погнался за актерами, размахивая палкой. Догнав их, Пырьев сказал, глядя на Санаева: «Ты еще сниматься будешь, а ты - никогда!» Больше своего коллегу Санаев на «Мосфильме» не видел.

Помимо «Девушки с характером» Всеволод тогда снялся в «Волге-Волге» и «Сердцах четырех». Но начало успешной творческой карьеры Санаева прервала война. И он, простившись с женой и родившимся к тому времени сыном, отправился на сборный пункт, но призывникам было приказано явиться в свои военкоматы и ждать дальнейших указаний. В это же время началась работа над агитационными киносборниками для фронта, и Санаев уехал со съемочной группой в Борисоглебск, в авиационную школу имени Чкалова. Но когда закончились съемки, вернуться в Москву ему не удалось - немецкие войска были на подступах к столице, въезд в город был закрыт. МХАТ был эвакуирован, и жена Санаева уехала в Алма-Ату, но Всеволод об этом не знал. Ему предложили поработать в Борисоглебском театре имени Чернышевского, который дважды в день показывал спектакли для солдат. Актеры театра играли на вокзалах для тех, кто отправлялся на войну, и в госпиталях для раненых, а также на передовой. Санаев считал, что его место - в бою, но после каждого выступления актеров обступали бойцы, благодарили за выступление и обещали драться с врагом насмерть. Однажды играли для снайперов, которые пришли со своих постов в белых маскировочных халатах, и один из бойцов подарил актерам небольшой букет подснежников. Для артистов это была очень дорогая награда.

Тем временем в Алма-Ате в переполненном беженцами холодном спортивном зале заболел корью и дифтеритом первенец Санаевых Алеша. У двухлетнего малыша была высокая температура, он задыхался и утешал плачущую мать: «Мамочка, дорогая, не плачь, я поправлюсь». Но мальчик умер, и, похоронив сына, Лида Санаева через несколько месяцев чудом нашла мужа. Вскоре во время войны у них родилась дочь, которую они назвали Елена. Девочка была совсем слабой, с тонкими ручками и ножками. Всеволод очень любил свою дочь, когда приходил домой, всегда приносил маленькой Лене сахар, но она росла очень болезненным ребенком, и Санаев в шутку называл дочку «подгнилком». Позже Елена Санаева рассказывала: «Наверное, поэтому родители воспитывали меня с удвоенной строгостью и любовью. То есть если я падала, мама могла мне еще за это и поддать. А на вопрос «почему?» обычно отвечала: «Проклятие воодушевляет, а благословение расслабляет!»

После войны семья Санаевых вернулась в Москву и стала жить в Банковском переулке, в коммунальной квартире, в комнате площадью девять метров. Всеволод много работал, чтобы поменять ее на большую квартиру, но все семейные накопления исчезли из-за денежных реформ. Однажды на коммунальной кухне Лида Санаева неосторожно рассказала анекдот, и появившиеся после доноса сотрудники НКВД стали расспрашивать соседей о молодой женщине. Лидия тяжело это переживала и на несколько месяцев с диагнозом «мания преследования» попала в психиатрическую лечебницу. Всеволод Санаев, который очень хотел оградить свою семью от подобных ситуаций, в середине 1950-х годов купил отдельную квартиру в кооперативном доме, но сам к тому времени пережил обширный инфаркт во время съемок в картине «Алмазы». В этой квартире Всеволод Санаев и его жена Лида прожили до конца дней.

О послевоенной карьере Всеволода Санаева рассказывала его дочь Елена: «Без ролей отец не сидел, но и выдвинуться не удавалось, а сниматься в кино тогда почти не получалось - из театра очень неохотно отпускали. Однажды, возвращаясь домой после спектакля вместе с директором МХАТа Аллой Константиновной Тарасовой, Всеволод Санаев сказал ей, что решил уйти из театра в кино. Помолчав немного, она ответила: «Наверное, Вы поступаете правильно, Севочка. Пока живы ОНИ (она имела в виду корифеев МХАТа), они вам играть не дадут». Отец не пожалел о своем выборе. Об уходе из театра он говорил: «Оставить МХАТ, друзей, сцену - дело, конечно, нелегкое. Но манило кино, и думалось, что в кинематографе удастся сделать больше. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». А тут как раз подоспело очень хорошее предложение от Михаила Калатозова - роль директора совхоза в первом целинном фильме. Калатозов собрал замечательных молодых актеров: Олега Ефремова, Изольду Извицкую, Нину Дорошину, Татьяну Доронину. Роль прозвучала, о Санаеве заговорили. К этому времени отец снялся у Пырьева, Герасимова, Пудовкина. С последним они подружились. «Вы прирожденный комедийный актер», - не раз говорил он. Действительно, немного жаль, что Всеволоду Санаеву почти не довелось сыграть комедийные роли. Он совершенно изумительно шутил, рассказывал анекдоты: сам никогда не смеялся, только бесенята в уголках глаз поигрывали, а смешил ужасно».

Санаеву также довелось сыграть у Сергея Юткевича в фильме «Рассказы о Ленине» и у Лео Арнштама в картине «Пять дней, пять ночей», о спасении советскими солдатами Дрезденской галереи. Из МХАТа он перешел в Театр киноактера. При постановке в этом театре спектакля «Софья Ковалевская» в нем был задействован Санаев, и у режиссера Самсона Самсонова появилась идея снять «Оптимистическую трагедию» с участием Бориса Андреева, Вячеслава Тихонова, Эраста Гарина и братьев Стриженовых. Санаеву Самсонов доверил сыграть роль Сиплого. Фильм в результате ждал большой успех. Мальчишки, увидев Санаева, повторяли фразу его героя: «По два раза сифилисом болели». На Каннском кинофестивале картина получила премию за лучшее воплощение революционной эпопеи. У советских актеров всегда была проблема с одеждой на случай торжественных церемоний, и Всеволод Васильевич с трудом разыскал модный костюм, чтобы выглядеть достойно во время вручения награды. Елена Санаева рассказывала: «Отец мне часто говорил: «Мы, Санаевы, - народ талантливый, ты только верь в себя, а случай придет, будь к нему готова!» Я эти слова запомнила на всю жизнь. А ведь, по сути, роли, которые сделали Санаева Санаевым, пришли довольно поздно и, несомненно, благодаря его верности профессии, терпению, мужеству, основательности, присущей мастерам своего дела».

В 1963 году Вилен Азаров пригласил Санаева сыграть главную роль в фильме «Это случилось в милиции». Поначалу режиссер считал, что роль Сухаря должен играть другой актер, но подходящей кандидатуры не было, и стали пробовать Санаева. Его утвердили, но он ответил: «Да вы не расстраивайтесь. Я так устал после «Оптимистической», что сейчас возьму бюллетень, а вы пока ищите замену». Но руководство настаивало на начале съемок, и работа началась. Майор милиции Сазонов получился у Санаева совсем не таким, как его задумывал автор. Актер создал свой образ героя - внешне неприметного, сдержанного и скромного.

В 1960-е годы Всеволод Санаев стал народным артистом РСФСР, а затем и СССР, и критики заговорили о нем, как о серьезном художнике. Об этом периоде творчества отца рассказывала Елена Санаева: «Однажды ему позвонил молодой режиссер и попросил сняться в своей первой работе. Это был Василий Шукшин, а фильм назывался «Живет такой парень». «А сценарий чей?» - поинтересовался отец. - «Тоже мой». «Сам снимает, сам сценарий пишет…» - доверия это не вызывало, и Санаев вежливо отказался. «Жаль, - сказал молодой режиссер. - Буду ждать другого раза». Потом отец увидел блестящий дебют Шукшина, сам разыскал его на студии и сказал: «Вась, замечательная картина! И я жалею, что отказался сниматься у тебя. Если будет что-то, даже эпизод - с радостью пойду!» Так Всеволод Санаев стал актером Шукшина и снялся в трех его фильмах: «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки». За картину «Ваш сын и брат» они получили Государственную премию братьев Васильевых. Роль Ермолая Воеводина была у Санаева любимейшей. Шукшин собирался снять фильм про Степана Разина. Засел за сценарий. Встретив Санаева, сказал: «Васильич, поработаем. Пишу для вас хорошую роль». Смерть Шукшина - не просто режиссера, а друга и единомышленника - стала для отца огромной потерей. Большего горя со смерти сына Алеши он не испытывал».

Сыграв полковника Зорина в картине режиссеров Бобровского и Ладынина, Санаев стал заслуженным работником МВД. Его приглашали на все торжества, в порядочность, надежность и профессионализм его героя верили люди. Елена Санаева рассказывала: «А ведь отец никогда себя не хвалил, я от него ни разу не слышала, как от многих других представителей нашей профессии: «Ну я дал! Ну сыграл!» Бывало, спросишь его: «Пап, ну как ты?» - «Ничего, Лель. Нормально».

Всеволод Санаев пятнадцать лет был секретарем Союза кинематографистов и отвечал за бытовую секцию. В его ведении находилась выдача путевок, направлений в больницы, похороны и получение квартир. Елена Санаева рассказывала: «Телефонные звонки донимали его с 8 утра, какой-нибудь истерический голос вопил: «Вы дали путевку актрисе N, а вместо нее поехала сестра!» На что он спокойно отвечал: «А вы что хотите, чтобы я стоял на вокзале и проверял, кто едет по путевке?» Отец никогда никому не отказывал в помощи и сам при этом никогда не жаловался: «У меня все хорошо. Мне всего хватает». Жена все время ворчала: «Ну правильно, одни секретари едут в Лондон, Париж, а тобой все дыры затыкают». А он и не рвался туда. Другое дело - рыбалка. Леонид Дербенев, Николай Крючков, Вячеслав Тихонов были желанными товарищами в этом занятии. Как говорил ему Николай Афанасьевич: «Старичок, я теперь, когда мне роль предлагают, спрашиваю: рыбалка есть? Есть - я ваш, а нет - отказываюсь». Когда разваливался СССР, многие выкидывали партбилеты. Отец не выкинул: «Мне стыдиться нечего. Я наверху не был. А на своем месте кому мог - помогал. В последние годы жизни отца часто узнавали на улице, подходили к нему, пожимали руки или просто улыбались с неизменными словами: «Как мы Вас любим, как мы Вам верим! Вы только живите, живите подольше». А он потом говорил мне: «Лель, конечно, мы стреляные гильзы, но все же приятно, что люди так относятся». И улыбался в усы».

Критики на протяжении всей творческой карьеры Всеволода Васильевича отмечали отсутствие фальши и достоверность его игры. В свою очередь, зрителям особенно запомнилась работы Санаева последнего периода его жизни - в фильмах «Забытая мелодия для флейты», «Ширли-Мырли» и особенно в картине «Белые росы», в которой он создал неподражаемый актерский дуэт вместе с Борисом Новиковым. Елена Санаева рассказывала: «У отца на руке была татуировка, сделанная еще в молодости, - якорь. Перед спектаклем или съемками он густо замазывал ее гримом. Теперь мне думается, что она, несмотря на то, что отец потом пытался ее свести, была очень символична. Ведь Всеволод Санаев и есть человек-якорь - надежный, золотой человек».

Всеволод Санаев скончался 27 января 1996 года от рака легких и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Его дочь, Елена Санаева, стала актрисой и вышла замуж за актёра и кинорежиссёра Ролана Быкова. Внук Всеволода Санаева, Павел Санаев, стал сценаристом и кинорежиссёром.

Леонид Филатов подготовил о Всеволоде Санаеве передачу из цикла «Чтобы помнили».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru
Материалы сайта www.rusakters.ru
Воспоминания Елены Санаевой

Фильмография:

1938 «Волга-Волга», роль: бородатый лесоруб / безбородый «симфонический» музыкант
1938 «Если завтра война», роль: грамотный боец
1939 «Девушка с характером», роль: Сурков, лейтенант милиции
1940 «Любимая девушка», главная роль: Василий Добряков, токарь-многостаночник
1941 «Первопечатник Иван Фёдоров», роль: Пётр Тимофеев, помощник Ивана Фёдорова
1941 «Сердца четырех», роль: красноармеец Еремеев
1941 «Первая Конная», роль: Кулик, начальник артиллерии армии
1944 «Иван Никулин - русский матрос», роль: Алёха Лушников, Алексей Митрофанович, машинист
1946 «В горах Югославии», роль: Алексей Губанов
1947 «Алмазы», роль: геолог Сергей Нестеров
1948 «Молодая гвардия», роль: коммунист-подпольщик
1948 «Страницы жизни», роль: радиодиктор
1949 «Падение Берлина», роль: оратор
1949 «У них есть Родина», роль: Всеволод Сорокин, майор
1950 «Жуковский», эпизод
1951 «Сельский врач», роль: Николай Петрович Коротков
1951 «В степи» (короткометражный), роль: Тужиков, секретарь райкома
1951 «Тарас Шевченко», эпизод
1951 «Пржевальский», роль: протоиерей
1951 «Незабываемый 1919-й», роль: Борис Викторович Савенков
1953 «Возвращение Василия Бортникова», роль: Кантауров, директор МТС
1953 «Вихри враждебные», эпизод
1953 «Беззаконие» (короткометражный), роль: Ермолай, дворник
1954 «Верные друзья», роль: строитель на приеме у Неходы
1955 «Пути и судьбы», эпизод
1955 «Первый эшелон», роль: Алексей Егорович Донцов, директор совхоза
1956 «Разные судьбы», роль: Владимир Сергеевич Жуков, парторг ЦК
1956 «Полюшко-поле», роль: директор МТС Николай Холин
1957 «Рассказы о Ленине», роль: Николай Александрович Емельянов, рабочий из Разлива
1957 «Шторм»
1957 «Ласточка», роль: Мельгунов, полковник
1957 «Страницы былого», роль: Скворцов, агент полиции
1958 «Очередной рейс», эпизод
1958 «На дорогах войны», роль: Иван Фёдорович Уваров, сержант, парторг
1959 «Неоплаченный долг», роль: Алексей Окунчиков
1959 «Песнь о Кольцове», роль: отец Кольцова
1959 «Тоже люди» (короткометражный), роль: пожилой солдат
1959 «В степной тиши», роль: Фёдор Ветров
1959 «Баллада о солдате», эпизод
1960 «Трижды воскресший», роль: Иван Александрович Стародуб, начальник строительства ГЭС
1960 «Первой свидание», эпизод
1960 «Пять дней, пять ночей» | Five Days, Five Nights (СССР, ГДР), роль: старшина Ефим Козлов
1961 «В пути» (короткометражный), роль: старик, дядя Оли
1961 «Взрослые дети», роль: Василий Васильевич, друг семьи
1963 «Оптимистическая трагедия», главная роль: Сиплый
1963 «Это случилось в милиции», главная роль: майор милиции Сазонов Николай Васильевич
1963 «Встреча на переправе» (короткометражный), роль: председатель колхоза
1964 «Большая руда», роль: Мацуев
1964 «Зелёный огонек», роль: пенсионер
1964 «Жаворонок», роль: немецкий офицер
1965 «Первый день свободы» | First Day of Freedom, The | Pierwszy dzien wolnosci (Польша)
1965 «Ваш сын и брат», главная роль: Ермолай Воеводин, отец четверых сыновей
1965 «Перекличка», роль: Варенцов
1966 «В западне», роль: Ковач
1967 «За нами Москва», роль: генерал Панфилов
1967 «Ни дня без приключений», роль: Данилюк
1967 «Скуки ради», главная роль: Гомозов
1968 «Стреляные гильзы» (короткометражный), главная роль: отец
1968, 1970, 1971 «Освобождение», роль: подполковник Лукин
1969 «Главный свидетель», роль: Дюдя
1969 «Странные люди» (киноальманах), главная роль: Матвей Рязанцев, новелла «Думы»
1969 «Я его невеста», роль: Митрохин
1970 «Возвращение «Святого Луки», главная роль: Зорин Иван Сергеевич, полковник
1970 «Кремлевские куранты», роль: рабочий
1970 «Украденный поезд» | Откраднатият влак (Болгария, СССР), роль: генерал Иван Васильевич
1971 «Нюркина жизнь», главная роль: Борис Гаврилович, сосед Нюры по квартире
1972 «Ни дня без приключений», роль: дед Данилюк
1972 «Печки-лавочки», роль: Степанов Сергей Фёдорович, профессор-языковед из Москвы
1973 «Здесь наш дом», роль: Плужин Александр Евгеньевич, директор завода
1973 «Чёрный принц», главная роль: Иван Сергеевич Зорин, полковник
1975 «Там, за горизонтом», роль: Викентий Кириллович
1976 «... И другие официальные лица», роль: Олег Максимович Астахов
1976 «Время - московское», главная роль: Назар Лукич Григоренко
1976 «Ну, публика!» (телеспектакль)
1978 «Версия полковника Зорина», главная роль: Иван Сергеевич Зорин, полковник милиции
1978 «Любовь моя, печаль моя» (СССР, Турция), роль: отец Фархада
1978 «Близкая даль», роль: Андрей Захарович Погодин
1979 «Профессия - киноактёр» (документальный), роль: камео
1979 «Месяц длинных дней» (телеспектакль)
1980 «Тегеран-43», роль: Инкепер, хозяин кабачка
1980 «Незваный друг», роль: Владимир Абдуллаевич Шлепянов
1981 «От зимы до зимы», роль: Андрей Трофимович, министр
1981 «С вечера до полудня», главная роль: писатель Андрей Константинович Жарков
1982 «Надежда и опора», роль: Кирилл Львович Ротов
1982 «Частная жизнь», эпизод
1983 «Белые росы», главная роль: Федос Ходас, Фёдор Филимонович, почетный ветеран труда, фронтовик трёх войн
1983 «Тайна «Чёрных дроздов», роль: Джордж Фортескью
1984 «Мёртвые души», роль: Иван Григорьевич, председатель палаты
1986 «Первый парень», роль: директор совхоза
1986 «В распутицу», роль: Строгов
1987 «Апелляция», роль: Миронов Иван Степанович, председатель совхоза
1987 «Забытая мелодия для флейты», роль: Ярослав Степанович
1993 «Трагедия века», роль: Лукин
1995 «Ширли-Мырли», роль: меломан