«Ягоды». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе

Тема урока: Ягоды.

Цель: узнать о ягодах, сравнить малину и морошку;

Учиться работать с текстом, составлять краткую справку;

Совершенствовать навыки в разгадывании загадок;

Ход занятия:

1.Организационный момент (звучит пение лесных птиц, шум ветра).

2.Актуализация знаний. Определение темы.

Отгадайте о чём говорится:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Сегодня мы будем говорить о ягодах. Проверим, как вы знаете названия и особенности ягод. Отправляемся в деревню «Загадкино».

Вы на листочках проставляете порядковый номер и пишите отгадку. Определим знатока ягод.

1)Красны и зернисты,

Сладки и душисты.

Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.

(малина)

2) Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто меня любит,

Тот рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

(земляника)

3) Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

(клюква)

4) Что за бусинка вот тут

На столбе повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло.

(брусника)

5)Низок и колюч,

Сладок, но не пахуч.

Ягоды сорвёшь –

Всю руку обдерёшь.

(крыжовник)

6)Две сестры летом зелены;

К осени одна краснеет, другая чернеет.

(красная и чёрная смородина)

7) На сучках висят шары –

Посинели от жары.

8)В рот – красную кашку,

Изо рта – костяшку.

Проверим ваши ответы. Победителем стал(и) …..

3. Работа по теме урока.

Посмотрим с вами презентацию «Ягоды» и вспомним внешний вид некоторых ягод.

Для работы разделимся на 4 группы. Каждая получит свой конверт с заданием.

Конверт №1. Составьте краткую справку о малине.

Конверт №2. Составьте краткую справку о морошке.

Конверт №3. Сделайте поделку ягод из пластилина и найдите на карте место произрастания.

Конверт №4. Составьте справку о ягодах с медицинской точки зрения.

4. ФИЗМИНУТКА.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки - вверх, хлопок над головой,

И медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём

И вразвалочку идём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра,

И учиться нам пора.

5. Продолжение работы.

Ребята, выбирайте из статьи понятный вам материал.

Плоды малины

Малина обыкновенная - листопадный полукустарник с многолетним корневищем, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой до полутора метров.

Корневище извилистое, деревянистое, с множественными придаточными корнями, образующими мощную разветвлённую систему. Стебли прямостоячие. Побеги первого года травянистые, зелёные с сизым налётом, сочные, покрыты тонкими, обычно частыми миниатюрными шипами. Листья овальные, очерёдные, черешковые, сложные, с 3-7 яйцевидными листочками, сверху тёмно-зелёные, снизу беловатые, опушены мелкими волосками. Цветки белые, около 1 см в поперечнике, собраны в небольшие кистевидные соцветия, располагаются на верхушках стеблей или в пазухах листьев. Лепестки короче долей чашечки. В средней полосе России малина цветёт с июня по июль, иногда вплоть до августа. Плоды представляют собой небольшие волосистые костянки, сросшиеся на цветоложе в сложный плод. Плоды, как правило, красного цвета (от розового до насыщенного бордового), однако встречаются сорта желтого и даже черного цвета (ежевикообразные). Плоды появляются не только на побегах второго года. В южных районах плоды появляются и на побегах первого года в середине осени. Эти побеги деревенеют и приобретают коричневый цвет, из пазух листьев вырастают плодоносящие ветки с цветочными почками. Сразу после плодоношения боковые ветки засыхают, но из того же корня на следующий год вырастают новые стебли. Существуют также ремонтантные сорта малины, адаптированные к условиям средней полосы России, способные плодоносить на побегах первого года.

Растёт по вырубкам, лесам, кустарникам, берегам рек. Часто разводится в садах. Лидером по выращиванию малины на мировом рынке является Россия.

Значение и применение

Плоды малины употребляют свежими или используют для приготовления варенья, желе, мармелада, соков. В медицине сушёные плоды употребляются как потогонное средство, сироп - для улучшения вкуса микстур. В народной медицине используются плоды и листья при простуде, гриппе, как жаропонижающее средство.

Морошка

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Морошка

Цветущее растение морошки в культуре

«Морошка» является одновременно названием растения и его плодов.

В древности называли «болотный янтарь», «очи болотного», «болотный стражник». На севере укоренилось название «царская ягода».

Народные названия: моховая смородина, глошина, северный апельсин, арктическая малина.

Травянистое или полукустарниковое растение высотой до 30 см, с ползучим корневищем. Не любит дождь и ветер, особенно - заморозки.

Стебли тонкие, прямостоячие, с 2-3 листьями и одним верхушечным цветком с белыми лепестками. Следовательно, образуется по одной ягоде на стебле. Листья округло-почковидные, пятилопастные, по краю неровно-городчатые.

Цветки однополые, одиночные, белые. Тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях, мужские цветки несколько крупнее. Появляются цветы в июне-июле, а через 40-45 дней созревают ягоды.

Плод - сборная костянка диаметром 1,5 см, по форме напоминает плоды малины, но отличается особым запахом и вкусом, сладкая; незрелые ягоды - красные, а зрелые - оранжевого цвета, почти прозрачные, напоминают чистый яркий янтарь. Ягоды три раза меняют свой цвет. Урожайность ягод достигает нередко 1000 кг с 1 га. Собирают плоды в июле-августе, корни заготавливают глубокой осенью.

Морошка произрастает в северном полушарии на болоте, в полярно-арктической тундре. Встречается на торфяных болотах, заболоченных лесах, моховых и кустарниковых тундрах в арктической и северной лесной полосе северного полушария, в средней полосе европейской части России, Сибири, на Дальнем Востоке, в Белоруссии. Иногда культивируется. Ягодники морошки соседствуют с брусникой, рядом часто растет багульник, много сфагнового мха. Такие места - излюбленные пастбища белых куропаток и токующих глухарей.

Значение и применение

Морошка - источник полезных, целебных веществ; так, витамина С в морошке в три раза больше, чем в апельсинах. Плоды с хорошим вкусом, употребляются в разнообразных видах (свежем, в виде варенья, сока, повидла, джема, компота). Долго хранится в мочёном виде. Цветки морошки дают медоносным пчёлам нектар и пыльцу.

Варенье из морошки (северорусская кухня)

Морошку используют в диетическом и лечебном питании, для лечения сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний, ожогов и кожных болезней, при отравлении тяжёлыми металлами, как противолихорадочное средство.

Ягоды морошки обладают противомикробным, потогонным, спазмолитическим действиями. По содержанию провитамина А морошка превосходит морковь. Используют ягоду как жаждоутоляющее, которое полезно при простудах. Морошку с мёдом можно давать при питании ослабленных больных. Морошка способна усиливать свёртываемость крови, обладает закрепляющим действием.

Одно из распространённых заболеваний жителей полярных стран - цинга. Название этой болезни у ненцев - синга, сигга - позаимствовано от русских, но методы борьбы с ней были найдены задолго до прихода русских. Поэтому страдали от цинги больше пришлые люди, пока не позаимствовали у ненцев, хантов, поморов лекарственные средства, к которым относилась и морошка. Ханты и ненцы используют листья морошки как перевязочный и кровоостанавливающий материал. Ханты прикладывают листья морошки, смазанные рыбьим жиром, к гноящимся ранам для ускорения освобождения их от гноя, меняя их 2 раза в сутки.

Проверим, как ребята из пластилина вылепили макеты ягод, пользуясь фотографиями.

Покажите по карте места произрастания ягод.

Составим таблицу сравнения малины с морошкой.

Морошка

Каждая ягода по- своему хороша и полезна.

Что узнали для себя нового?

7. Домашнее задание.

Составить краткие справки о других ягодах. Нарисовать или слепить макет растения. Сделать подборку песен или пословиц на тему «Ягоды».

Что такое ягоды?

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по лесам и садам и поговорим об удивительных лакомствах — ягодах.

Что такое ягоды? Кто знает?

Ягода — небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарничков и травянистых растений, растущих в лесах и садах.

Послушайте стихотворение.

Ягодки, как шарики,

Россыпями бус.

Яркие фонарики,

Сочные на вкус.

Ягодки все разные:

Голубые, красные,

Кислые и сладкие,

Ворсистые и гладкие.

Соком ягоды полны.

И целебны и вкусны!

Какие ягоды вы знаете?

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника — это ягоды. В зависимости от места произрастания их называют лесными или садовыми.

К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина.

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить их.

Правильно! Малина бывает и садовой и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше.

Смородина и земляника тоже бывают садовыми и лесными.

Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! «В ягодный год — дел невпроворот!» — говорится в народе.

Ягоды нужно собрать, перебрать, промыть и тут же сварить варенье, джем или компот, приготовить мусс, желе или сок.

Залесными ягодами ягодники отправляются с корзинками, туесками*, лукошками и ведрами в лес.

Самой первой наливается соком, становится душистой и сладкой «царица ягод» земляника.

«Первую ягодку кладут в рот, а вторую в кузовок», — примечают люди. На вырубках, возле еловых и сосновых пней, на солнечных косогорах, опушках, полянах зажигаются алые огоньки земляники. Манит, зовет земляника ребятишек в лес!

Послушайте стихотворение.

Прогулка в лес

Хорошо в лесу зеленом,

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам.

Пахнет мхами, пахнет хвоей,

Бродят тени по стволам.

Огонечки земляники

Загораются в траве.

Золотою рябью блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танцы пчел.

Чуть позже поспевает малина, следом за ней — черника. «Когда черника созревает — озимых хлеб к жатве готов», — примечали крестьяне в старину.

Зреет черника под песни комариные. В самом деле, когда поспевает эта ягода — лето в зените. Дни долгие, теплые, солнечные, омытые сверкающими звонкими ливнями. Комарам и мошкам — приволье! «Много мошек — готовь для ягод лукошко», — гласит народная примета.

В августе созревает и брусника на травяных кочках высохших болот. Когда алым соком нальется эта кисло-сладкая целебная ягода — то и овес в поле созрел. Это тоже народная примета.

В конце августа — начале сентября поспевают в лесах гроздья калины, а на болотах краснеют клюквенные россыпи.

Лакомства из ягод очень любят дети, ведь недаром говорится: «У кого детки, у того и ягодки». В лесных ягодах содержится много полезных веществ: и витамины, и фруктовый сахар.

Любят лакомиться лесными ягодами звери: и косолапый мишка, и красавец-лось, и бурундук — полосатая спинка, и лесная мышь. Птицы — снегири, свиристели и прочие — клюют в осенних лесах ягоды рябины и калины. От инея калина становится не только ярче, но и слаще!

Перед отлетом в теплые края за синие моря длинноногие журавли бродят между болотными кочками, лакомятся клюквой. Не хотят родное болото покидать, пока клюквы-ягоды не попробуют. Потому и зовется она «журавлиной ягодой».

Чтобы собрать хороший урожай ароматных и сочных ягод, садоводу приходится немало потрудиться.

Еще зимой приходится начинать заботиться о будущем урожае. В сильные морозы, если снега выпало немного, его нужно подгребать к кустарникам, чтобы защитить их корни от вымерзания. После обильного снегопада, снег нужно стряхивать с ветвей, особенно если он тяжелый и влажный.

Ранней весной в саду развешивают домики для птиц — скворечники и дуплянки, ведь садоводы знают, что пернатые друзья, уничтожая вредных гусениц, мошек и жуков, помогают им собрать хороший урожай ягод.

Каких еще помощников садовода вы знаете?

Верно! Это ежи, любители слизней и гусениц, жабы, лягушки и маленькие ловкие жуки-жужелицы, поедающие толстых зеленых гусениц-огневок, которые портят ягоды крыжовника и смородины.

Для ежей садоводы даже ставят под кустами блюдечко с молоком.

Послушайте стихотворение.

Приходи-ка, ежик, в сад

— Кто поставил под кустом

Блюдце с теплым молоком?

Дядя Вася, садовод!

В гости он ежа зовет:

«Приходи-ка, ежик, в сад,

Приведи с собой ежат.

Угоститесь молоком,

Закусите слизняком,

Чтоб не съели слизняки

Молодые стебельки».

Для жужелиц насыпают немного древесных опилок, смешанных с землей. Там они строят норку и выводят малышей, а потом всей дружной семьей поедают вредных жуков и их личинок.

Для лягушек и жаб жарким и засушливым летом выкапывают в земле неглубокую яму и ставят в нее корытце с водой. Ведь жабы и лягушки очень любят влагу! Жабы охотятся ночью, а лягушки — и ночью и днем, уничтожая гусениц, слизней, многоножек, личинок вредных бабочек и жуков.

Послушайте стихотворение.

Квакушка — помощница садовода

Растут возле кадушки

Густые лопухи.

Скрываются лягушки

Там в жаркие деньки.

Когда жучок иль мушка

К кадушке прилетит,

То на обед к лягушке

Тотчас же угодит.

Квакушка помогает

Растить нам сладкий плод,

Ее оберегает

Любитель-садовод.

Некоторые растения тоже помогают садоводу собрать хороший урожай. В ягодниках между плодовыми кустарниками садоводы разбивают клумбы и грядки, на которых пышно цветут нарядные золотисто-оранжевые и пурпурные бархатцы, душистый табак, крупные садовые ромашки или яркие ноготки.

Послушайте стихотворение.

Ноготки

Я возьму лопатку

И вскопаю грядку.

Прополю я сорняки

И посею ноготки.

Пусть цветут ноготки —

Золотые огоньки!

Эти цветы выделяют фитонциды — особые защитные вещества, убивающие микробов. Сильный, терпкий аромат ноготков очень не любят садовые вредители и улетают из сада подобру-поздорову.

Весной и летом опытные садоводы опрыскивают ягодники настоем растений, запах которых отгоняет вредных насекомых: бабочек-огневок и стеклянниц, листоверток, тлей, паутинных клещей и плодожорок. Эти вредители грызут корни кустарников, поедают их листья, портят цветы и ягоды.

Настои горькой полыни, пижмы, тысячелистника, календулы, чеснока и луковой шелухи — прекрасное средство, помогающее сберечь урожай ягод.

Осенью, когда ягоды собраны, у садовода появляются новые заботы. Нужно обрезать засохшие ветки и сжечь их вместе с опавшей листвой. Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Ответьте на вопросы

Какие плоды называют ягодами?

Какие ягоды созревают в саду?

Какие ягоды люди собирают в лесу? На болоте?

Какие ягоды можно встретить и в саду и в лесу?

Какая ягода самой первой созревает в лесу?

Какие народные приметы связаны с созревающими лесными ягодами?

Какие полезные вещества есть в ягодах?

Какие звери и птицы любят лакомиться ягодами?

Почему клюкву называют журавлиной ягодой?

Как надо ухаживать за ягодными кустарниками в саду?

Какие помощники есть у садоводов?

Домашние задания по лексической теме «Ягоды, лес, сад» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).

Лексическая тема «Ягоды, лес, сад»

Предметы: клубника, смородина, малина, черешня, вишня, слива – садовые ягоды; малина, земляника, черника, брусника, клюква, рябина – лесные ягоды; сад, лес, поляна, куст, дерево; варенье, компот, джем, повидло, сок и т.д.

Признаки: садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый; цвет – красная, желтая, зеленая, синий, черная и т.д.; форма – круглая, овальная, треугольная; вкус – кислая, сладкая, горькая; отыменные прилагательные – клубничный (ая, ое) и т.д., крупная, спелая, вкусная, сочная, сладкая, ароматная…

Действия: собирать, мыть, есть, варить, сушить.

Задания

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

клубника (какая?) – …
клюква (какая?) — …

2. Подбери действия (не менее трех действий):

клубника (что делает?) – …

3. Назови ласково:

клубника – клубничка
малина — …
вишня — …
ягода –
клюква — …
рябина — …
поляна — …
куст — …
дерево — …

4. Один – много:

ягода – ягоды
куст — …
дерево — …
ветка — …
косточка — …
корзина — …

5. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

ягода – нет ягоды
куст — …
дерево — …
ветка — …
косточка — …
корзина — …

6. Образуй признаки (от предметов):

ягода – ягодный
малина — …
клубника — …
клюква — …
брусника — …
вишня — …

7. Посчитай:

одна ягода, две …, три …, четыре…, пять

8. Нарисуй или приклей картинки с изображением ягод. Раздели их на 2 группы: ягоды, которые растут в саду и ягоды, которые растут в лесу. Покажи и назови части:

листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск (ЯНАО)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малыш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Коммуникация»

для детей подготовительной к школе

Логопедической группы с ОНР

Тема «Грибы и ягоды»

Выполнила учитель-логопед

МБДОУ комбинированного вида детский сад «Малыш»

Силантьева Наталья Николаевна

г.Удомля

2013г.

Цели

Коррекционно- образовательные:

Закреплять и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания;

Обогащать активный словарь (гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, сыроежка, белый, ножка, шляпка, куст, ягода, клюква, брусника, малина, морошка, черника); формировать глагольный словарь (искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать,…)

Развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными) ;

Тренировать навык составления предложения с пространственными предлогами (в, на, из, под, из-под); учить выделять предлоги из словосочетаний и предложений; формировать навык правильного их употребления.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое внимание, общую, тонкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать активность, инициативность, навыки самостоятельности, взаимодействия и сотрудничества; любви и бережного отношения к природе.

Материал: мяч, иллюстрации с изображением грибов и ягод, карточки с изображением схемы предлогов на, под, в, из. Разрезные картинки «грибы».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей на занятие, организует приветствие и предлагает отгадать загадки:

Под осинкой у тропинки У девчонки – тонконожки

Кто стоит среди травы? Ярко-красные серёжки.

Ножка есть, но нет ботинка. Под листочек загляни-ка,

Шляпка есть, нет головы Там краснеет ….

Л. Отлично. Вы отгадали загадки и сразу догадались, что сегодня мы начнем с вами разговор о грибах и лесных ягодах, о том, что дарит нам лес осенью.

Логопед рассыпает на ковре плоскостные изображения грибов и ягод и предлагает детям сесть на ковер, представив, что это лесная полянка.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдем.

Их в корзинки соберем

И домой их принесем.

Л. Перед вами картинки с изображением грибов и ягод. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы и возьмите нужную картинку.

Зачем ты пойдешь в лес?

Какой гриб ты нашла?

Что у тебя в корзине?

Что ты принесла из леса?

Какую ягоду ты собрал?

Что висело на кустике?

Из чего ты приготовишь морс?

Какой гриб лучше посолить?

Из каких ягод ты любишь варенье?

Из каких грибов ты сваришь грибной суп?

Какой гриб ты не положишь в корзинку?

Л. Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы и выбрали картинки и мы можем перейти к следующей игре.

Игра с мячом « Что делают?» (обогащение речи детей глаголами)

Что можно делать с грибами и ягодами? (искать, собирать, перебирать, срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать,…)

Логопед приглашает детей сесть за столы. Когда вы отвечали на мои вопросы, вы использовали маленькие, но очень важные слова. Они помогают нам узнать, где находится предмет. Рассмотрите схемы и ответьте, где находится кружок, и догадайтесь, какие предлоги они обозначают.

на под в из

Придумайте предложения с этими предлогами. А помогут вам справиться с заданием схемы и картинки. (Подосиновик растет под осиной. Земляника зреет на солнце. Клюква растет на болоте. Мальчик принес из леса целую корзину грибов. и т.д.)

Л. Вы справились с этим трудным заданием. Давайте отдохнем.

Зрительное упражнение «По ягоды»

Справа зреет земляника,

Слева – сладкая черника,

Справа красная брусника, движения глазами влево - вправо

Слева спеет голубика

Ягоды все соберем сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд,

Отдохнем, домой пойдем. повторить 6-8 раз

Л. Я тоже приготовила для вас небольшой рассказ о ягодах и грибах. Послушайте, что у меня получилось.

Грибы и ягоды растут из леса. Подосиновики в осине, подберезовики на березе. Ягоды – черники и малина под кустиками. Соберу грибы из корзины, а ягоды под банку и принесу домой. Дома из клюквы сварю вкусный грибной суп, а из белых грибов освежающий, полезный морс.

Кто заметил ошибки в моем рассказе? Исправьте их и повторите мой рассказ правильно.

Физкультминутка « За грибами»

Мы в лес пойдем,

Мы гриб найдем,

Ау, Ау! Никто не отзывается.

Лишь эхо откликается.

Л. Богаты наши леса грибами и ягодами. Интересно, почему у грибов и ягод такие интересные названия?

Упражнение « Почему так называется?»

Как вы думаете, почему так назвали: подберезовик, подосиновик, сыроежка, рыжик, белый, черника, земляника, голубика.

Л. Вы правильно объяснили, почему эти грибы и ягоды так назвали. А сейчас я предлагаю вам собрать изображения грибов из разрезных картинок.

Разрезные картинки « Грибы».

Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.


Рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);

Рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;

Дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»; в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают.

Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.

Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

В сенокос - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка? (Калина)

Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая - чернеет. (Красная и черная смородина)

На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника)

Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какова на вкус?

Что из нее готовят?

Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных): сок из малины - малиновый; сок из вишни - ...; варенье из малины - малиновое, варенье из вишни - ....

Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).

Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника - растет в лесу.)

Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина - растет на кусте.)

Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.

фрукты: лимон, огурец, банан, персик.

Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.

Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?» Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.

Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте: картошка растет на болоте.

Задание 10. Ответить на вопросы.

Про какой овощ можно сказать «твердый»?

Про какой фрукт можно сказать «сочный»?

Про какую ягоду можно сказать «кислая»?

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) ...; клубника (какая?) ...; помидор (какой?) - ....

Задание 12. Пересчитать предметы овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти): первое яблоко, второе яблоко...; первый помидор, второй помидор...; первая картошка, вторая картошка... .

Задание 13. Вырезать картинки с изображением ягод и вклеить их в альбом.