Арт терапевтическое упражнение веселые краски. Арт - терапия

Фев 03 2016 Подробности

материал подготовила: музыкальный руководитель Татьяна Борисовна Скретнева

Применение элементов арт-терапии в работе с дошкольниками

на музыкальных занятиях

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами. Задачи педагогического направления арт-терапии - это развитие, корркеция, воспитание и социализация.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы или коллектива.

Возможности арт-терапии

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.

в арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В творчестве мы воплощаем свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и узнаем о себе много нового. Через художественные и музыкальные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией ребенок может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Виды арт-терапии

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт- терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигателъную, телесно-ориентированную терапию и т. д. В своей работе я использую несколько видов арт-терапии:

Игротерапию.

Игра создает положительный эмоциональный фон.

Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, обостряются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

Танцетерапию.

Включаю в занятия танец, пластику, ритмику - это вид активной музыкальной деятельности, основой
которого является взаимодействие музыки и ритмического движения.

Например «Танец радости».

Материалы для работы: музыка (любые зажигательные ритмы этнической музыки, классики и джаза); шифоновые платки или шарфы (ткань); краски (гуашь, акварель, масляная пастель), бумага, кисти, баночка для воды.

I этап. Музыка и движение.

Обращаюсь к детям со следующими словами:

"Сегодня мы продолжаем встречи в Волшебной стране Эмоций. Нашим помощником и другом будет музыка. Я сейчас включу удивительные звуки и приглашу вас подвигаться. Возьмите ткань. Вы можете её на себя накинуть или просто взять в руки. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам и начинайте совершать различные движения".

Ткань в этом случае выполняет роль проводника и гаранта безопасности. Когда ребёнок накидывает на себя ткань, он становится одновременно невидимым и видимым. С тканью ему значительно легче двигаться под музыку, совершать свой танец. Ребёнок всё видит и в то же время защищён прозрачной завесой. Предоставляем необходимое количество времени для танца. Ни в коем случае не смеяться, а подбадривать танцоров-детей. Музыка и движения телом помогут детям избавиться от мышечных зажимов и позволят получить удовольствие от управления своим телом.

II этап. Живопись (создание творческой работы).

Когда дети закончат выполнять свой танец, предлагаю им перейти к столу с художественными материалами:

"А теперь краски вас уже заждались и хотят, чтобы вы ими нарисовали такую картину, которую вы сейчас захотите сделать. Вспомните свой танец, музыку и нарисуйте те ощущения, которые были у вас во время танца. Возможно, ваша работа будет называться "Мой танец". О чём был твой танец? Что ты представлял, когда танцевал? Итак, начинай работу!"

Если детям трудно сразу начать первые штрихи и мазки, предложить несколько минут посидеть с закрытыми глазами. Пусть они представят танец, как бы увидят его внутренним глазом. Когда они будут готовы, то можно начинать рисовать. Обязательно сказать, что можно нарисовать всё, что угодно, любую картину. Нужно лишь прислушиваться к своей руке и выполнять те движения рукой, которые захочется, и брать те краски, на которые укажет рука.

III этап. Описание картины.

По завершении творческой работы предлагаю детям придумать для картины название. Далее, прошу детей отложить рисунок на небольшое расстояние от автора и предоставляю им возможность сочинить историю по свое картине.

Если дети неохотно или скупо рассказывают, задаю им наводящие вопросы. Ни в коем случае не навязывать своё понимание детского рисунка и не трактовать его по-своему. Вопросы могут быть такими: "Связан ли твой рисунок с танцем? Удалось ли тебе передать ощущение радости и веселья в своей работе? Какими цветами ты изображал своё состояние? Как ты себя сейчас чувствуешь по завершении работы?"

Обязательно благодарю детей за работу, за их старания и искренность.

Данная работа будет способствовать выработке у детей умения чувствовать своё тело, прислушиваться к своим ощущениям и выражать их с помощью движений. Это хороший опыт расширения сенсорного диапазона и развития внутреннего "Я" каждого ребёнка.

Телесно-ориентированную терапию

Учимся владеть своим телом, в этом нам помогают упражнения на расслабление и релаксация, поскольку нервная система зависит от состояния тела в целом и если тело находится в напряжении, нервная система работает с перегрузками.

Музыкатерапию

Музыка - самое эффективное и быстродействующее воздействие на наши слуховые анализаторы. Она может исправить эмоциональное состояние ребенка. Для того, чтобы музыка оказала положительный эффект, я подготавливаю детей к ее восприятию (предлагаю сесть в удобной для него позе, расслабиться, сосредоточиться на музыкальном произведении). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей,

подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой.

В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах. Для активизации зрительных образов можно использовать различную медитативную музыку, передающую картины природы: «Морской прибой», «Волшебство леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Искрящийся ручей» и др.

После прослушивания в беседе с детьми я выясняю, что «видел», чувствовал, «делал» ребенок в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей ребенка ситуации. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально- чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Так же дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Ведь дети тоже, как и взрослые бывают напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Специально подобранная музыка, помогает ребенку расслабиться, сосредоточиться на создаваемых образах, почувствовать мышечные расслабления.

Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции.

Например:

Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гиперактивных детей), муз. М.

Равеля «Болеро».

Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д.

Шостаковича из фильма «Овод».

Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе

«Юношеская симфония», танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана.

Упражнение, формирующее отношение к миру: муз. Ф. Шопена «Ноктюрн».

Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости: «Я все умею» муз. И. Брамса «IV
симфония», Ф. Лист «Прелюдия».

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий
эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию
музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повышает свой
собственный тонус, уровень бодрости.

Расслабляющее воздействие могут оказывать произведения:

П. И. Чайковского «Сентиментальный вальс», «Баркаролла»;

К. Сен-Санса «Лебедь;

С. В. Рахманинова «Концерт № 2», начало 2части;

Ф. Шопена «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и др.

При раздражимости, утомлении, угнетённом настроении, гиперактивности, повышенной
возбудимости благотворными, успокаивающими оказывают произведения

И.С.Баха,

В.А.Моцарта,

«Аве Мария»Ф. Шуберта,
«Прелюдия до-минор» Ф. Шопена,
«Мелодия» К. Глюка и др.

Бодрое радостное настроение появляется от слушания музыкальных произведений
Д. Б. Шостаковича «Праздничная увертюра»,

Ф. Листа - финалы «Венгерских рапсодий» №6, 10, 11, 12 и др.

Разные музыкальные инструменты, имеют разный терапевтический эффект: фортепиано - снимает возбудимость, успокаивают нервную систему. Скрипка, флейта - расслабляют.

Основная цель арт-терапии - гармонизация внутреннего состояния, то есть восстановление
способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояния равновесия.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.

В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Виды арт-терапии

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Был разработан и комплексный метод - арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.
Применение арт-терапии? Польза арт-терапии. Свойства арт-терапии

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.
История арт-терапии

Данный термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он работал в специальных госпиталях с туберкулезными больными как арт-педагог.

Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.

Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.

Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.

В России в последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Большой интерес к арт-терапии начали проявлять не только специалисты, но и сами пациенты.

Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации. Развитием этой профессии у нас занимаются врачи-психиатры и психотерапевты.
Возможности арт-терапии

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арттерапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

Арттерапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арттерапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арт-терапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, даигностическая и развивающая.

Верещагина Софья
для женского журнала InFlora.ru

В этот день выделите время и забудьте все проблемы, занявшись любимым делом или познайте какой- нибудь новый вид творчества. Пойте, рисуйте, шейте, пляшите...! Пусть душа передаст телу теплоту и энергию, а то, в свою очередь, пусть дольше будет радовать нас здоровьем и бодростью!

У меня получилась кукла-фиолетовое настроение:) Это когда душа поет и весь мир вокруг вторит ей, когда все удается и все желания сбываются, когда словно летишь на крыльях и весь мир у твоих ног…
Когда все вокруг расцвечено радугой любимых оттенков и ты веришь, что жизнь действительно – прекрасна и удивительна! Всем фиолетового настроения!

Арт-вечеринки полюбились многим нашим заказчикам, поэтому с каждым годом появляется все больше различных вариантов проведения такого творческого мероприятия.

Суть в том, что каждый гость за 2 часа пишет собственную картину на холсте. Удивительно, но ведущим удается создать такую атмосферу, при которой яркий шедевр получается абсолютно у всех участников. Даже если вы не брали в руки кисть со школьной скамьи, за короткий промежуток времени сумеете нарисовать картину, которая удивит вас и ваших родных.

Повторять пошаговые инструкции художника не так сложно. Участники отмечают, что, несмотря на то, что все рисуют одинаковый сюжет, простор для творчества все-таки есть. Если поставить все работы рядом, выясняется, что каждому художнику удалось выразить свои чувства размашистостью мазков, яркостью или приглушенностью палитры и т.д.

Сюжетов бесконечно много. Вы можете выбрать из готовых работ или предложить свою тему:

Где можно рисовать?

В кафе и небольших ресторанах (вам предложат на выбор несколько адресов в центре Москвы)
в парках или на открытых площадках баз отдыха
в офисе или на свежем воздухе рядом с офисом
в лофте, шатре, в здании выставочного комплекса и т.д.

4 варианта арт-вечеринок:

Арт-вечеринка на свежем воздухе (Artistnight OpenAir)
от 1500 рублей на одного участника

Естественно, такое мероприятие можно организовать только в сухую теплую погоду. Если у вас летом не планируется грандиозное корпоративное мероприятие, можно выбраться на такой творческий мастер-класс. Лучше для этой цели остановить свой выбор на кафе, у которого есть летняя открытая площадка. Удобно, что после рисования вы можете посидеть с коллегами или друзьями за чашкой кофе или плотно пообедать, и никуда больше перемещаться не нужно.

Арт-терапия (Artistnight Art — Therapy)
от 1800 рублей на одного участника

Тут уже появляется дополнительный ведущий — арт-терапевт. Чем именно занимается такой специалист, можно почитать на специальных сайтах. Суть в том, что в результате занятия вы разбудите творческую энергию, отвлечетесь от суеты, освободитесь от негатива и стресса.

Вечеринка проходит еще более эмоционально, так как арт-терапевт в паре с художником создают особую творческую атмосферу, что помогает быстрее раскрепоститься.

Живопись + дегустация вин (Artistnight Degustation)
от 2000 рублей на одного участника

Необычный, но уже очень популярный формат. На мероприятии присутствует сомелье, который во время создания вами картин на холсте рассказывает интересные факты о винах, учит читать винную карту, пользоваться аксессуарами и правильно выбирать бокалы для каждого сорта вина.

Создание картин под живую музыку (Artistnight Music)
от 2100 рублей на одного участника

Арт-вечеринка, с музыкальным сопровождением! Художники помогут написать шедевр, а музыканты поддержат атмосферу вечера.

Это может быть кавер-группа или небольшой инструментальный дуэт. Организаторы предложат варианты.

Как сделать заказ

Свяжитесь со мной любым удобным способом. Лучше, если вы пришлете на почту письмо с данными о количестве участников, предполагаемой дате мероприятия, пожеланиями по выбору формата арт-вечеринки.


Снова Праздник

Лицо для контактов: Панасьян Ирина
Напишите мне:

Педагогическая технология по дополнительному образованию арт-терапия "Цветной мир". Младший дошкольный возраст

Данная технология будет полезна воспитателям, педагогам по дополнительному образованию. Технология разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка
«То, что является творческим, зачастую
терапевтично, то, что терапевтично,
часто представляет творческий процесс»
Карл Роджерс

Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия.
Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравни¬тельно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, кото¬рое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразитель¬ным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечеб¬ные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими - основанными исключительно на вербальной коммуникации - формами психотерапевтической работы.
1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, куль¬турного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо спо¬собностей к изобразительной деятельности или художественных на-выков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к уча¬стию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального об¬щения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хо¬рошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих пере¬живаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного ис¬кусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои пе¬реживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и само¬познания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер - предпола¬гает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутрен¬нему миру человека.
4. Продукты изобразительного творчества являются объективным сви¬детельством настроений и мыслей человека.
5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у лю¬дей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безыни¬циативность, сформировать более активную жизненную позицию.
6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала чело¬века, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отве¬чает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскры¬тии широкого спектра возможностей человека и утверждения им сво¬его индивидуально-неповторимого способа бытия-В-мире.
Основные функции арттерапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие нервно–психического напряжения, моделирование положительного состояния)
- коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Существует несколько видов арт-терапии – в зависимости от того, посредством чего человек хочет выражаться:
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапи;
- драматерапи;
- изотерапия и т.д.

Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Здоровьесбережение в нашем детском саду - это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.
С целью создания благоприятного климата и стимулирования положительных эмоций у детей младшего дошкольного возраста пришла идея в разработке программы «Цветной мир».
Именно в младшем дошкольном возрасте ребенок впервые идет в детский сад.
- у детей развивается эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства.
- привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам серьезные изменения в ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным, кризисное, переходное состояние, ощущение неопределенности и беспокойства, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки.
- особенности межличностной коммуникации в детском коллективе, проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски оказания помощи детям привели к созданию программы художественного развития и коррекции личностных качеств детей средствами арт-терапии.
Структура и содержание технологии
Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию, является то, что оно должно быть насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно и должно удовлетворять потребностям каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Создание программы «Цветной мир» средствами арт-терапии» - как один из путей решения проблемы психологического здоровья детей. Программа разработана для детей 2-4 лет.
Наиболее распространенным видом арт-терапии является изотерапия. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется как одно из важнейших преимуществ воспитательной работы с детьми.
Изотерапия (рисование) – одна из основных техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим желаниям, мечам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах.
Изотерапия оказывает развивающее воздействие и на познавательную сферу психики ребенка через сенсорное восприятие. Именно с сенсорного, в том числе тактильного восприятия начинается формирование и развитие мыслительных процессов. Неудивительно, что маленький ребенок реагирует на все: приятный свет, на красивую музыку и любые другие звуки, на ощущения от прикосновения к чему - либо. Если ребенок весь этот многообразный мир постигает рядом с родителями и педагогами, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным. Изодеятельность для ребенка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Эффективность программы отмечена положительной динамикой и позитивными изменениями в эмоционально-личностной сфере, повышение самооценки, коммуникабельности и эмпатии, снижение агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и беспокойства. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Художественное самовыражение детей помогает восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушение поведения, снять агрессию. Участники программы "Цветной мир", играют с красками, карандашами, фломастерами и всем тем, чем можно создать изображение. Но их не учат рисовать. Ведь главное - это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только его. Ребята могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле! Удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
Цель:
Достижение психологической комфортности и развитие эмоциональной сферы средствами изотерапии.
Задачи:
1. создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей;
2. способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
3. обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
4. способствовать повышению адаптационных способностей личности, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в рисовании.
5. активизировать творческий потенциал личности ребенка средствами изобразительной деятельности.
6. корректировать сенсорное восприятие способствовать укреплению моторики руки.

Организационно-методические условия
Необходимым условием для качественного осуществления программы является создание развивающего художественного предметного пространства, включающего в себя «культурные зоны», где ребенок может функционировать в искусстве, а также предметы, дающие сенсорный опыт взаимодействия с вещами, атрибутами как средством познания.
Арт-терапевтические занятия проводятся в специально оборудованной изостудии, оснащенной необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.
«Рабочая» зона пол и стол – для изобразительной деятельности.
Перед занятиями на детей надевают фартуки и налокотники. Детям предоставляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями.
Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает широкий выбор различных материалов, техник и приемов создания изображений. Арсенал способов создания изображений широк: красками, карандашами, восковыми мелками, используются также бумага разных форматов и оттенков, пластилин, губки, трафареты, палочки, рисование пальцами и ладонями, ступнями ног, сухими листьями и т.д.
Использование нестандартных изобразительных техник подбираются по принципу простоты и эффектности, с применением разнообразного материала, специально подобранное музыкальное сопровождение способствует снятию психо-эмоционального напряжения, развитию творческих способностей детей.
Приемы работы: изобразительные техники
1. Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
2. Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
3. Монотипия
Базовая графическая техника, описанная в брошюре О.А. Никологорской и Л.И. Маркус «Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
4. Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку (техника безопасности).
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.
5. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).
Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается эмоциональным откликом.
6. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д
7. Рисование предметами окружающего пространства
Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками. Привлечение окружающих предметов служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Форма занятий
Наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям этого детского возраста форма работы с детьми является групповая, т.к. позволяет работать с более широким кругом детей, воздействует на эмоционально-аффектную сферу ребенка.
Как правило, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ - общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой младшей и 1 раз в неделю во второй младшей группе по подгруппам, во вторую половину дня. Продолжительность занятий – от 10 минут, в зависимости от интереса детей к содержанию занятия. В форме игры и предполагают неформальное творческое общение в совместной художественной деятельности, где каждый ребенок чувствует поддержку и одобрение педагога.

Литература
1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - Санкт-Петербург 2003г
2. Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» - Москва 2005г.
3. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст – Москва 2007г.
4. Л. Мадлер «Цветной мир» - Москва 2007г
5. Н.О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей – Санкт-Петербург 2008г.
6. Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй» - Москва 1995г
7. С.Г. Рыбакова – Арт-терапия для детей ЗПР - Санкт-Петербург 2008г.
8. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» - Москва 2005г
9. Интернет ресурсы

Возраст детей: 5-6 лет
Цель: Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Профилактика негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, тревожности, страхов;
2.Создание условий для развитии личности детей, активизации психических функций;
3.Развитие творческого мышления, воображения, способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Форма работы: фронтальная.
Оборудование: цветовой модуль «Времена года», иллюстрации относительно каждого времени года, терапевтическая сказка «Четыре дочери года», бумага по количеству детей, гуашь, шерстяные клубочки для каждого ребенка, цветные карандаши, музыкальное сопровождение П.И.Чайковский «Времена года».

Ход занятия:
Организационный момент:
Столы расставляются полукругом, дети рассаживаются, психолог у доски. Включается музыкальное сопровождение.
Психолог:
- Сегодня мы с вами поговорим о временах года.
- Какие вы знаете времена года? (ответы детей)
- Правильно: Зима, весна, лето, осень.
- А как это будет на казахском языке? (ответы детей)
Основная часть:
Психолог вывешивает на магнитную доску цветовой модуль
«Времена года»
Психолог:
-Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (ответы детей)

- Все времена года разделены по месяцам. Сколько месяцев в каждом времени года? (ответы детей)
- Назовите зимние месяца на русском (ответы детей).
Далее разбираются весенние, летние и осенние. По ходу обсуждения психолог вывешивает иллюстрации к каждому времени года.
- А сейчас я хочу вам рассказать одну очень интересную сказку, в которой рассказывается от, куда появились времена года. Хотите послушать? Тогда садитесь ровно, выпрямите спинки? и внимательно слушайте.

Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег - все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь... Люди от этого очень страдали.
Высоко-высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени Год. Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.
Первая дочь любила одевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким, как зеркало, льдом и охранять сон природы. Звали ее Зима.
Вторая дочь была веселая и озорная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна.
Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя было Лето.
Последнюю дочь года звали Осень. Она была очень грустная. Она умела проливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей.
Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут, кого из них оставить. Сказано - сделано. И вот все девушки по очереди отправляются на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень.
Наконец, пришло время выбирать. Царь стал спрашивать людей:
- Понравилась ли вам Зима? Что плохого и что хорошего было?
И ответили люди:
- О, великий царь, твоя дочь Зима принесла нам холод, у нас не было цветов и плодов, улетели птицы. Но зато она подарила нам катание на коньках, на санках и на лыжах, игру в снежки и прекрасный праздник - Новый год. Мы полюбили Зиму.
- Что скажете вы о Весне - моей второй дочери? - спросил царь.
- Когда пришла Весна, растаял снег, стало грязно, разлились реки и нас затопило. Но зато снова стало тепло, вернулись домой птички, распустились цветочки и листики на деревьях. Твоя дочь Весна прекрасна, - ответили люди.
- Понравилась ли вам моя дочь по имени Лето? - спросил царь.
- Да, великий царь. Мы и ее полюбили. Нас кусали мошки и мы боялись гроз, но нет ничего приятнее купания в реке, ничего вкуснее сочных ягод и красивых летних цветов и бабочек.
- И, наконец, Осень. Что вы о ней скажете?
- Осенью опять стало холодать, пошли дожди и стало грязно, улетели певчие птички. Но зато лес оделся в красные, желтые и оранжевые одежды. Это так красиво. У нас было много овощей, фруктов, грибов и орехов. Осень хоть и грустна, но мы ее тоже полюбили.
Задумался царь. И впрямь, как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый.
Он нашел выход и объявил людям свое решение: "Отныне, пусть каждая из моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время".
Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди зима, весна, лето и осень.

Задания к сказке
1. Кто из сестер вам больше нравится? Почему?
2. Есть ли кто-нибудь в сказке, кто вам не нравится? Почему?
3. Какие самые хорошие подарки дарит нам Зима (Весна, Лето, Осень)?
4. Как вы думаете, почему людям было плохо без дочерей Года?

Психолог:
- Вот мы с вами и узнали все о временах года. А теперь давайте закроем глазки и пофантазируем.
Психолог проводит релаксационное упражнение «Волшебный сон», под музыкальное сопровождение.

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают, засыпают (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена....
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется (2 раза)
Дышится легко... Ровно... Глубоко.

Длительная пауза. Давайте представим себе какие красивые сестрички – времена года.

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Подтянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.

Психолог:
- Молодцы! А сейчас давайте нарисуем, кому какое время года больше нравиться, но не просто так, а рисовать мы будем клубочками.
Психолог разматывает клубок ниток и показывает детям, каким образом можно создать на полу или столе узоры или картины. Затем каждый ребенок берет по очереди клубок и, разматывая его, создает композицию. Отрывая нить, передает клубок следующему.
Дети рисуют под музыкальное сопровождение – П.И.Чайковский «Времена года».
По желанию дети демонстрируют свои работы и комментируют их. Рисунки детей вывешиваются на «Творческую выставку»

Рефлексия:
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Что вам понравилось больше всего?
До свидания ребята!