Формирование коммуникативных действий на логопедических занятиях. Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в оу в условиях введения фгос

Формирование

универсальных учебных действий

на логопедических занятиях

в условиях введения ФГОС

Докладчик: учитель-логопед

Высшей -квалификационной категории

Кошкина С.С.

С 1 сентября 2011 года учащиеся 1-х классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьёзных требований не только

    к предметным результатам обучающихся,

    но и к личностным ,

    и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Личностные и метапредметные результаты составляют (далее УУД).

Стихийность развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения:

    в несформированности учебно-познавательных мотивов,

    трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий и т.п. Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признаёт целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

В широком значении термин «универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

1) личностный ;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции );

3) познавательный ;

4) коммуникативный .

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегрированными характеристиками образовательного процесса.

Обучающиеся с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД.

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

4. Недостаточное развитие связной речи.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ:

1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.

Исходя из данных особенностей детей с речевыми нарушениями, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встаёт задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой.

В рамках данного подхода, коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи обучающихся.

коррекционно-воспитательной работы

(ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ)

I .1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

1) устойчивости внимания;

2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

3) способности к запоминанию;

4) способности к переключению;

5) навыков и приёмов самоконтроля;

6) познавательной активности;

7) произвольности общения и поведения;

II .1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда

I .2 Формирование полноценных учебных умений:

1) планирование предстоящей деятельности:

а) принятие учебной задачи;

б) активное осмысление материала;

в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

II .2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

5) обращение к учителю - логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

7) подведение итогов занятия;

8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД , содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.

В логопедической практике достаточно чётко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. Однако, при введении ФГОС, в большей мере необходимо обратить внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе и т.д.

Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД.

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию.

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребёнка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приёмов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, чётко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед даёт ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

2. «Письмо с пропусками» Логопед даёт задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом, дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звёздочку. Приём способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учётом меняющейся инструкции.

3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить её «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и чётко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.

2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчёркиваются все Ц.

Чёрная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертёж.

Упражнения, развивающие умение планировать действия

по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жёсткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1. «Расскажи о звуке по плану-схеме».

Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

2. «Определи порядок действий» . Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Например:

На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

3. «Составьте алгоритм». Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи.

Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и чёткий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками :

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль.

Обучающиеся с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка даёт возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы обучающихся целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребёнка сосредоточенно на поиске специфических ошибок и недочётов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки:

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм;

II этап – поиск орфографических ошибок в слове;

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребёнку выделить слово из текста и сосредоточить на нём своё внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.

1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы её найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялочкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускатьчтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялочки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к чёткому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка.

Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при её отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Проверка предложений (III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка

В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребёнком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

Если и в этом случае ребёнок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

И только если ошибка так и остаётся необнаруженной, логопед вместе с ребёнком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать

результаты своей деятельности.

Важными секретами успешной учёбы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребёнка желания учиться можно использовать разнообразные приёмы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов возможно использование линейки достижений и лестницы успеха.

Линейки достижений помогают ребёнку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского языка чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который даёт учёба . Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребёнку даётся карточка, например, такого содержания:

Ученик ставит отметку-чёрточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

2. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведётся самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учёбе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

Образец карты самонаблюдения

Дата

Я на занятии

Старался писать без ошибок.

Проверял свою работу.

Следил за осанкой и правильной посадкой.

Работал внимательно.

Писал аккуратно, разборчиво.

Соблюдал чистоту и порядок в тетради.

Соблюдал дисциплину.

Работал активно, поднимал руку.

3. «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдаёт логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке.

Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают своё письмо.

Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с речевыми нарушениями (в частности с ОНР), направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем придти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи, должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

В новом Стандарте большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная коррекционная работа логопеда предупреждает, минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).

Каждое логопедическое занятие в зависимости от его содержания и способов организации деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Смысловые

акценты УУД

Логопедическое занятие

личностные

Жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

регулятивные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

познавательные

общеучебные

Моделирование (перевод устной речи в письменную),

произвольные и осознанные устные и письменные высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

Формулирование личных, языковых проблем, самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера,

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Для апробации я выбрала фронтальное занятие с учащимися 1 класса по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». Занятие проведено в игровой форме с целью познакомить учеников с разными способами проверки безударных гласных в корне слова. В ходе занятия были выполнены следующие задачи: Способствовать развитию умения различать особенности в написании слов с безударными гласными; развивать логические и мыслительные процессы у школьников; формировать у учеников доказательство своей точки зрения, а также контролировать и подвергать критике свои и чужие действия и поступки.

Изучив литературу и материалы в интернете по теме «Формирование и развитие универсальных учебных действий», сделала следующие выводы:

Необходимо менять отношение детей к изучению материала, делать его более серьезным и осмысленным;

Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации;

Грамотный подход к формированию и развитию универсальных учебных действий способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, достижению целей обучения с помощью современных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях, развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся, повышению активности и инициативности на уроках, формированию информационно - коммуникационной компетенции.

Список литературы.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А.Г. Асмолов и др. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Коррекция устной и письменной речи у детей 6 - 8 лет: речевой материал, задания, упражнения.А.Ф. Рыбина. - М.: ВАКО, 2009.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 года)
  4. Планируемые результаты начального общего образования. Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: 2011.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС.

Формирование ууд на логопедических занятиях в ОУ в условиях реализации ФГОС

В 2011 году все образовательные учреждения перешли к реализации нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2-го поколения. В связи с этим возникает необходимость существенных преобразований в построении своей работы с учетом новых требований, которые изложены в соответствующей литературе. В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования - предметным, метапредметным и личностным.

Логопеды школьных логопунктов также ориентируются на показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

существенное повышение мотивации и интереса к учению;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий

Результаты деятельности школьного логопеда по коррекции устной и письменной речи напрямую влияют на качество обучения детей-логопатов по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, и является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний.

Решение этих задач может быть успешным при организованном логопедическом сопровождении. Логопедическое сопровождение является помощью для учителя и включает в свою работу, в том числе и формирование метапредметных УУД на всех этапах коррекционной работы и по всем направлениям.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

профилактика речевых нарушений;

логопедическая диагностика;

коррекция речевых дефектов;

формирование всех сторон (компонентов) речи;

развитие невербальных психических функций;

развитие эмоционально - волевой сферы;

формирование нравственных установок ребёнка.

Существенным отличием в образовательном процессе становится установка перехода от содержания к технологии обучения, т.е. приоритетом становится не «чему учить», а «как учить».

Ведущими технологиями становятся: проблемно диалогическая технология и технология оценки учебных достижений.

Чтобы получить заложенные в стандарте планируемые результаты необходимо сформировать у учащихся универсальные учебные действия, которые помогут им освоить не только необходимый программный материал, но и реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности в дальнейшем.

Важнейшим из них является формирование личностных универсальных учебных действий. В программах образовательных учреждений на их развитие направлены не только предметные образовательные программы, но и программа «Духовно-нравственного развития», а также программы внеурочной деятельности общекультурного, социального и других направлений.

Примером такой работы является эпизод урока, раскрывающий процесс формирования на данном этапе.

Детям предлагают серию сюжетных картинок с вопросами к ним. Работа с данным материалом позволяет ребенку самостоятельно выразить свое отношение к данной ситуации и спрогнозировать выход из предложенной проблемы. Ответы ребенка помогут учителю оценить уровень развития личностных УУД на данном этапе работы. В конце каждого учебного года ребенку будет предложена комплексная проверочная работа, направленная на выявление сформированности личностных УУД.

Требования стандарта диктуют необходимость формирования адекватной самооценки личности. Ребенок учится оценивать свою успешность, недостатки и ставить цель в их преодолении.

Регулятивные универсальные учебные действия формируют у ребёнка умение ставить цель, определять учебные задачи, планировать свою деятельность, находить свои ошибки и корректировать свою деятельность, умение удерживать в памяти объемное задание при его выполнении. (Не получается …., мне надо научиться …)

Познавательные универсальные учебные действия подразделяются на общеучебные и логические.

Общеучебные

формулирование цели;

поиск и анализ информации;

моделирование;

структурирование знания;

составление устных и письменных высказываний;

смысловое (мотивированное) чтение;

формулирование проблемы

Универсальные логические действия

выделение признаков предмета;

сравнение,

сериация,

классификация,

рассуждение,

гипотеза,

доказательство

Подобные задания являются ежедневной тренировкой в развитии и совершенствовании регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Коммуникативные УУД предполагают развитие умений работать в парах группах, которые наилучшим образом позволяют научить ребенка строить связные высказывания, доказывать свою точку зрения, развивают умения выслушивать и уважать мнения другого, развивают культуру общения в

Удачным примером работы в группе являются задания подобного вида. В процессе обсуждения дети могут прийти к единому мнению. Формами организации групповой и подгрупповой работы являются викторины, творческие задания, КВН, соревнования, брейн-ринги и другие.

С учетом внедрения ФГОС в ОУ становится очевидной и необходимой работа учителя-логопеда и других узких специалистов с учащимися, испытывающими трудности в обучении, а так же с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

В своей работе учитель-логопед опирается на следующие нормативные документы. Важнейшим новым звеном в этой работе является коррекционно-развивающая программа ОУ, которая составляется специалистами данного учреждения.

Для достижения планируемых результатов по требованиям ФГОС важно правильно скоординировать деятельность всех специалистов ОУ.

Построение работы учителя-логопеда традиционно в соответствии с рекомендациями Инструктивного письма Мин. Образования РФ, однако с учетом требований ФГОС необходимы дополнения к плану работы логопеда, которые заключаются в разработке и реализация индивидуальных (групповых) коррекционных программ для детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, имеющими нарушения речи.

Основная задача логопеда заключается в совершенствовании всех сторон устной и письменной речи младших школьников. На занятия зачисляются дети, имеющие сложную структуру речевого дефекта, препятствующую качественному усвоению программного материала по основным предметам.

По требованиям новых образовательных стандартов на занятиях необходимо использование ИКТ. Приведем практические примеры упражнений, используемых на логопедических занятиях.

На данном слайде представлено упражнение, направленное на автоматизацию звукопроизношения, а так же на развитие регулятивных и познавательных УУД.

Другим примером является упражнение «Определи место звука в слове». Данное задание представлено в электронном виде, проверка осуществляется с помощью щелчка.

«Зачеркни те кружочки, в названии которых есть заданный звук, например [с]»

Слайд 20.

При выполнении упражнения «Подбери к слову схему», «Определи слово по схеме»

Слайд 21.

«Составь из букв слово» В данных заданиях у ребенка развивается регулятивные и познавательные УУД, самоконтроль, самооценка.

Слайд 22.

Одним из вариантов работы по совершенствованию слогового состава слова может служить задание, представленное на данном слайде.

Слайд 23.

Для формирования лексико-грамматического строя необходимо научить детей:

Свободно пользоваться обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам,

Определять родственные слова, обобщать, анализировать, систематизировать.

Подбирать однокоренные слова.

Обозначать свойства, названия действий их качества. Развивать орфографическую зоркость. В данном случае «безударную гласную в корне слова».

Активизировать словоизменение, словообразование с помощью суффиксов.

Словообразование с помощью приставок

Устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи.

Согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе.

Правильно использовать существительное единственного и множественного числа в родительном падеже.

Развивается смысловая сторона речи (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных подходящих выражений.

Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи.

Понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию, способен пересказать небольшие рассказы.

Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке, о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку.

Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события.

Может подмечать в рассказе не только существенное, но и детали, частное.

Хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы

Результатом работы за год является комплексная работа с текстом. Выполнение предложенных заданий к нему является показателем преодоления трудностей конкретного ребенка.

Примером такой комплексной работы могут служить представленные на слайде задания. (прокомментировать задания со слайда)

По требованиям ФГОС итогом коррекционной работы за год является обязательная диагностика успешности каждого ребенка. Необходимо проводить систематическое отслеживание динамики развития результативности коррекционной работы и мониторинг.

У детей-логопатов речевые нарушения являются серьезным препятствием в общении, в регуляции своей деятельностью, в овладении общеучебными навыками, поэтому логопеду на своих занятиях необходимо работать над формирование всех вышеперечисленных УУД

Таким образом, коррекционная работа учителя - логопеда имеет огромное значение в достижении образовательного результата, планируемого в образовательной программе.


Романюк Татьяна
Формирование коммуникативных УУД на логопедических занятиях средствами информационно-коммуникационных технологий

Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей . Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие : оно осуществляется между участниками.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД формируются , когда ребёнок учится отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет; когда детей учат слушать.

Цель дошкольной логопедической работы – преодоление речевых нарушений и качественная подготовка детей к школьному обучению Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом . Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ. Это позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для логопедической работы .

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.

При этом компьютер должен только дополнять учителя - логопеда , а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Использование компьютерной техники в образовательном процессе позволяет педагогу творчески переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять » свои методические идеи :

Делать то, что без компьютера делать сложно;

Делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей)

По – новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Компьютерные технологии представляют для нас, учителей - логопедов большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.

Контингент воспитанников старшего дошкольного возраста в детском саду составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация образовательной деятельности этих детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников во время проведения мероприятия. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда , ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов , слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

Преимущества ИКТ на логопедических занятиях :

Активизация познавательной деятельности детей;

Индивидуальный подход к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;

Повышение интереса к обучению (мотивация) ;

Осуществление дифференцированного подхода;

Развитие творческих способностей;

Формирование привычки учебной деятельности;

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации , понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом ;

Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

О целесообразности использования ИКТ в обучении школьников, имеющих ОНР, говорят такие их особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.

Логопедические занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

В процессе работы мною создан банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы : формирование произношения ; развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты; развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка ; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; здоровьесберегающих технологий .

Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) мои воспитанники получают на первых занятиях . Я стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Работу начала с развития фонематического слуха и восприятия неречевых звуков, для этого подобрала презентации : «Звуки дома» , «Инструменты» и др. Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие кА «вода капает» , «дверь скрипит» , «молоток стучит»

Для развития и обогащения словаря, формирования лексико-грамматических средств языка , формирования навыков словообразования подготовила презентации по лексическим темам : «Професии» , «Времена года» , «Детская одежда» , «Головные уборы» , «Посуда» , которые знакомят детей с предметами и их назначением, с временными представлениями. Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Для формирования звукопроизношения , развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания, ознакомления детей с готовыми художественными образцами родного языка я использовала разучивания скороговорок в игровой форме .

Мной были разработаны мультемидийные презентации «Скороговорки от Егорки» . Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме , хорошо усваивается. Яркие, объемные картинки, привлекают внимание детей младшего возраста и помогают легко и быстро запомнить содержание скороговорки. Старшие дошкольники сами подбирают нужные картинки и слова, соединяют части скороговорок (поговорок, пословиц) стрелками, что стимулирует развитие их речи, активизирует внимание, память, познавательную деятельность. Проделанная работа позволила плавно перейти к следующему шагу по формированию навыков творческого рассказывания – умению соотносить образные обороты речи с предметом.

Для этого мы с детьми отгадывали и сочиняли загадки с использованием картинок.

Мной были разработаны мультимедийные дидактические игры «Овощи» , «Фрукты» . Игровая форма деятельности пробуждает у детей интерес к заданию, способствует ориентировке в окружающем, использованию слов, относящихся к разным частям речи. Воспитанники стали активно употреблять антонимы, узнали и запомнили много загадок, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста. Были сделаны первые шаги по сочинению собственных загадок.

Мультимидийный образ оказался очень эффективным, привлек внимание детей, способствовал созданию позитивной атмосферы, проявлению инициативности во время игры. Дети приобрели опыт правильного построения вопросов, совершенствования точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря в процессе отгадывания загадок. В своей работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования я использую красочные мультимедийные задания по рассказам Сутеева, мнемосхемы. Красочные картинки на юмористические темы на экране активизировали стремление детей к импровизации, в результате чего дети начали с помощью воспитателя составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Стали использовать в речи предложения разной структуры.

Для эффективного запоминания текстов, сохранения и воспроизведения информации , развития речи и создания монологов я познакомила детей с мнемосхемами. Схемы служат своеобразным зрительным планом и помогают выстраивать :

Строение рассказа,

Его последовательность,

Лексику – грамматическую наполняемость.

Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по открыткам с различными сюжетами.

Развитие связной речи очень эффективно осуществляется через такую форму работы как составление рассказов из личного опыта. «Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.

Описать одно и то же событие с разных точек зрения : от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека

«Сказка в заданном ключе» - введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа.

Воспитанники с удовольствием составляют короткие рассказы по сюжетам семейных фотографий. Такие задания я предлагаю родителям вместе с детьми выполнить дома.

Поскольку видно, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогам и ребенком более интересным и динамичным.. Позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом. Эффективность использования информационно- коммуникационных технологий в развитии речи старших дошкольников доказывают полученные результаты.

Диагностические исследования, проведенные в подготовительной группе, показали, что у 80% детей улучшилась связная речь, дети стали самостоятельно пересказывать небольшие по объему сказки, составлять рассказы из собственного опыта, у 90% расширился словарный запас, у 86% улучшилось звукопроизношение.

Наблюдая за своими воспитанниками, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду, помогут им быть успешными в школе, а чистая и правильная речь придаст им уверенности.

Презентация

Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься с логопедом общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей, которые затрудняют формирование у них УУД в рамках реализации ФГОС НОО. В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия, к которым относится моделирование - это преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая). К такому виду моделирования можно отнести использование графических диктантов на логопедических занятиях в школе.

Данная статья содержит материал о том, что такое графические диктанты, как их выполнять, какие требования предъявляются к данному виду работы, что понадобится для занятий и как сделать так, чтобы ребенок хотел выполнять графические диктанты. Представлены разнообразные формы работы с написанным диктантом: работа не только с рисунком, но и работа с названием, получившегося изображения на уровне звука, буквы, слога, слова. А также разные виды штриховки рисунка, творческие минутки: раскрасить, дорисовать рисунок, придумать рассказ или сказку о нарисованном герое. После проведённого диктанта, осуществляется итоговый самоконтроль. Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно. Статья сопровождается презентацией.

Статья

С 2011 года ученики нашей школы начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным, и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (УУД). Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД.

Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься с логопедом общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей, которые затрудняют формирование у них УУД. В результате наблюдается:

  1. недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  2. трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный .

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Именно к этой группе, относится та работа, которую я провожу уже в течение 6 лет. Это использование графических диктантов на логопедических занятиях в школе.

Графические диктанты . Что это такое? Это схематичное изображение предмета (рисование по клеточкам). Думаю, что эта форма работы для всех вас хорошо известна и не нова. Почему именно эта работа меня так заинтересовала? Во-первых, ФГОСы направляют нас на формирование у учащихся именно учебных действий: планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе и т.д. Эти задачи очень хорошо реализуются посредством написания графических диктантов. Развивается умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию, умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану, умение осуществлять итоговый самоконтроль и самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Во-вторых, практика коррекционной работы с детьми с нарушением письменной речи показывает, что у многих из них возникают следующие проблемы: сложности в определении правых и левых частей, в понимании схемы собственного тела и стоящего напротив, неспособность верно оценить пространственное расположение объектов, трудности графического обозначения направлений. Таким образом, в содержание логопедической помощи учащимся с нарушением письменной речи необходимо включать работу по коррекции их пространственной ориентировки. Пространственная последовательность звуков и слогов, составляющих слово, а также слов во фразах имеет важное значение для формирования навыков письменной речи. Соответственно, задания, направленные на уточнение и развитие пространственных представлений, способствуют развитию звуко-слогового и морфемного анализа слов, грамматического строя речи. Только при определённом уровне развития у детей пространственных представлений они более успешны в дальнейшем усвоении знаний и умений по всем предметам.

Кто-то может возразить, что ребенок не компьютер и не должен быть бессловесным исполнителем, но согласитесь, что умение слушать и слышать важное качество, которое необходимо не только в учебе, но полезно и в жизни.

Графические диктанты

Все графические диктанты помогают детям расширить кругозор, научиться ориентироваться в тетрадке, увеличить активный словарный запас, познакомиться с различными способами и вариантами изображения предметов. Регулярные непродолжительные занятия с графическими диктантами развивают пространственное воображение и мышление, внимательность, координацию движений, мелкую моторику пальцев, усидчивость и многое другое.

Как их выполнять?

Каждый графический диктант сопровождается скороговорками, загадками, стишками, пальчиковыми играми. Выполнять графические диктанты можно в двух вариантах.

Вариант 1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.

Вариант 2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем разными способами сравнивает результат с образцом.

В заданиях количество клеток обозначено цифрой, а направление – стрелкой. Запись такого вида:

Обязательно задаётся начало работы точкой (это старт), а к финишу приходит сам ребёнок. При правильном выполнении инструкций финиш обязательно совпадает со стартом.

Все графические диктанты должны проводиться от простого к сложному. Стоит выполнять задания по порядку, чтобы ребёнок постепенно привыкал и у него все получалось.

Что понадобится для занятий?

Вам понадобится тетрадка в клеточку (мы используем половинки тетрадей). Для дошкольников хорошо, если клеточка будет покрупнее. Это позволяет снизить нагрузку на глаза.
Совет из личного опыта: не выбирайте (во всяком случае, для малышей) тетради с очень белыми и очень гладкими листами. Это напрягает глаза. Кроме того, листы тетради отсвечивают и дают блики, которые вредны для глаз! Большие изображения на листе с крупной клеткой не поместятся, тогда нужно взять стандартную тетрадь.

Также необходим простой карандаш и ластик, чтобы можно было стереть линию в случае ошибки.

Как сделать так, чтобы ребенок хотел выполнять графические диктанты?

Очень важно, чтобы во время любых занятий (не только графических диктантов) у ребенка было хорошее настроение, а у взрослого – доброжелательное отношение. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому старайтесь не ругать детей. Если что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите и никогда ни с кем не сравнивайте.

Требования к проведению графического диктанта

Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут для детей 5 лет, 15-20 минут для детей 5-6 лет, 20-25 минут для 6-10 лет.

Обратите внимание на посадку во время выполнения диктанта, на то, как дети держат карандаш. Покажите, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если кто-то плохо считает, помогайте отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с детьми о том, что есть разные направления и стороны. Покажите, где право, где лево, где верх, где низ. Вспомните, что значит слово “по вертикали”, как будут располагаться линии в этом случае.

Обратите внимание детей, что у каждого человека есть правая и левая сторона, что та рука, которой они, кушают, рисуют и пишут – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая. Если необходимо, можно использовать шнурки, браслеты, резинки, которые одеты на правую руку для зрительного контроля.

После этого можно открывать тетрадь и учить ориентироваться на листе бумаги. Покажите, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Можно пометить в тетради на полях правую и левую сторону.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Формы работы

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Работу с графическим диктантом можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.

Когда дети нарисуют рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.
Если, например, рисуете животное, поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у детей, какие отличительные особенности у животного, которого они нарисовали. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:

  1. можно взять в руки мяч и, ритмично подбрасывать и ловить его руками, проговоривая скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог;
  2. можно проговоривать скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую;
  3. можно проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладошками;
  4. можно проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы дети видели и повторяли движения за вами.
Это основные правила проведения графического диктанта.
Мы на занятиях разнообразили формы работы с написанным диктантом: проводится работа не только с рисунком, но и работа с названием, получившегося изображения на уровне звука, буквы, слога, слова.
А также разные виды штриховки рисунка. Присутствуют творческие минутки: раскрасить, дорисовать рисунок, придумать рассказ или сказку о нарисованном герое.

После проведённого диктанта, осуществляем итоговый самоконтроль и учимся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Может предъявляться образец на доске, на картинке, в презентации, нужно сравнить и оценить свою работу. Можно использовать элементы наложения шаблона.

Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно. Этот способ развития необходимых навыков - игровой на все сто процентов. Очень хорошо рекомендовать эти задания родителям для летнего периода – это вообще находка. Можно заниматься графическими диктантами в дороге, в парке, на пляже, на даче. Это несколько разнообразит ежедневные игры и занятия.

Данные задания можно использовать на различных уроках в школе. В том виде как они представлены выше, например, на уроках математики в начальной школе кроме основной цели - развития внимания, дополнительно с целью развития ориентировки в пространстве учащихся. На уроках математики в среднем звене можно использовать данное задание, например при освоении прямоугольной системы координат, задавая направление линий рисунка математическими координатами. Можно воспользоваться данным типом заданий и на географии или естествознании, знакомя детей с обозначением частей света.

Только в такой системе работы можно добиться хороших результатов!