Использование икт в работе логопеда. Использование икт в логопедической практике

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса

Кушу Анжела Нальбиевна

учитель- логопед МБДОУ №5 «Сказка»

г. Адыгейск

(слайд 1)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующиеусловия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

  • (слайд 2) Цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;
  • активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

(слайд 3)

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность детей
  • Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания
  • Повышать интерес к обучению (мотивация)
  • Осуществлять дифференцированный подход
  • Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей
  • Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

(слайд 4)

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе :

  • При объяснении (введении) нового материала
  • При закреплении
  • При повторении
  • При обобщении
  • При обследовании

При подготовке и проведении уроков логопед использует электронные ресурсы учебного назначения :

  • Презентации
  • Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды
  • Тестовые оболочки
  • Ресурсы Интернет
  • Развивающие flash-игры

Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.

(Слайд 5) Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: « Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Т. о . презентация:

  • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
  • Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
  • Усиливает воздействие выступления

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, детям предлагаются творческие задания , которые выражаются:

Слайд 6 Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

«Артикуляционная гимнастика» При помощи пособия « Сказка о веселом язычке » закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Для работы над звукопроизносительным компонентом речи я заказала программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки ).

Слоговая структура. Возможности использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи.

Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны : «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».

Развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.

Подготовка к обучению грамоте. Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.

Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко». Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей.

Интернет:

  • Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией
  • Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету

Выводы: ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения; использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.

Я работаю логопедом 7 лет, стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась. Одним из занятий в ДОУ, требующих дополнительные средства обучения, являются логопедические занятия. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
В системе коррекционно - развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.

1. Работа с детьми:

  • индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;
  • подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций;
  • речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;
  • диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

2. Работа с родителями :

  • интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;
  • электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);
  • консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
  • творческие недели (логопедические тренинги, организационно - деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).

3. Работа с педагогами :

  • мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
  • семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
  • презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
  • творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

Конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации. Вашему вниманию представлен конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации.

Цель занятия: автоматизация звука [С] в слогах, в словах, в предложениях.

В презентации представлены игровые упражнения на:

Развитие фонематического слуха;

Закрепление навыков образования уменьшительно-ласкательных форм; Закрепление навыков согласование числительных с существительными; Деление слов на слоги;

Развитие мелкой моторики;

Развитие внимания, памяти, и мышления.



Использование ИКТ

в работе учителя-логопеда

Подготовила:

учитель-логопед

Крыса М.В.

Использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда

Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:

· оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами Microsoft Office (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);

· создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.

· использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.

· использования различных графических редакторов и программ (WinRaR , PinnacleStudio Plus , Windows Movie Maker , Adobe Photoshop CS 3, Microsoft Office ) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды;

В данном случае ИКТ является средством создания, хранения информации и инструментом её обработки.

Пользование информационной сетью Интернет даёт учителю–логопеду возможность повышать своё профессиональное мастерство , узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми;

· находить нужные материалы для работы;

· презентовать себя в Сети, создавая сайт или страницу на сайте учреждения.

· участие в Интернет-проектах, конкурсах, мастер-классах;

· повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий.

Также появилась возможность создания электронного портфолио педагога.

В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт, обобщить его, проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных с помощью программы Power Point, Flash и других программ.

Чтобы «заданиями-играми» ребенок мог управлять самостоятельно без помощи взрослого, Презентацию нужно перевести в Демонстрацию Power Point , и она предстает перед ребенком в форме «игры». А такого рода «игры» уже можно использовать и в работе с родителями. Если дома есть компьютер, то мини-игры можно давать родителям для отработки затруднений в домашних условиях. Это возможно, поскольку они сделаны в стандартной программе, легко копируются и в этих «мини-играх» интуитивно понятное управление.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных с помощью программы Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Материально-техническая база.

Использование современных технологий невозможно, если нет соответствующей материально-технической базы, позволяющей применять ИКТ в работе с детьми. Это так называемые аппаратные средства ИКТ: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная доска; принтер и копировальные устройства; сканер; видеомагнитофон; телевизор; музыкальный центр; цифровой фотоаппарат; видеокамера; магнитофон. Эти средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую учитель-логопед может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.

Разновидностью компьютера является планшетный персональный компьютер, - разновидность , оформившаяся после презентации аппаратно-программной платформы в ноябре . Оборудованы и позволяют работать при помощи или пальцев как с использованием, так и без использования и .

Ещё одним из наиболее распространённым средством ИКТ является телевизор. Телекоммуникация играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения.

Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольного возраста ведет с помощью цифровой фотокамеры . Постепенно он приобретает ИКТ-квалификацию получения качественных снимков параллельно с ИКТ-компетентностью, выражающемся в точном выборе объекта для съемки, отборе снимков в соответствии с заданной целью, выборе имен для снимков и папок, куда снимки складываются. Ребенок получает предметную компетентность в области обучения грамоте и развития речи, выражающеюся в правильном написании имен папок, умении построить свой рассказ по фотографии.

Сканер является необходимым цифровым инструментом учебно-воспитательного процесса. Он позволяет свободно использовать существующие нецифровые информационные источники, в том числе изобразительные работы самих детей, найденные ими картинки и т.д.

Интерактивная доска позволяет педагогу включать экранную презентацию записи от руки, пометки и т.д. прямо в ходе выступления, выделять обводной на экране отдельные объекты и многое другое.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.

Обучение грамоте: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Формирование лексико-грамматических категорий: наращивание словарного запаса, словоизменение, словообразование.

Развитие связной речи: пересказ (составление) текста с опорой на наглядность.

Формирование зрительно-пространственных координаций: умение следить взглядом за перемещением объектов.

Коррекционно-оздоровительное: использование манипулятора «мышь» и клавиатуру как тренажёра для развития мелкой моторики рук.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его успешного обучения в школе. Любые задержки и нарушения в развитии речи ребенка отражаются на формировании его личности и поведения, определяя его будущее.

В последнее время, наряду с логопедическими группами, в детских дошкольных учреждениях, открывают логопедические пункты. Относительно новая форма организации логопедической помощи была выбрана неслучайно. Значительный рост детей с речевой патологией и отягощенность логопедических диагнозов соматической и неврологической симптоматикой, стало предпосылкой для поиска наиболее эффективных форм организации и методов коррекции речевого развития.

Преимущество логопедический пункта в том, что он охватывает большее количество детей с нарушениями речи, однако такая организация работы имеет свои особенности: разнообразие речевых расстройств вынуждает логопеда проводить занятия в индивидуальной или индивидуально-подгрупповой форме. Недостаточная заинтересованность родителей в конечном результате, сжатые сроки коррекции и не сформированность произвольного внимания дошкольников, обусловило применение ИКТ в процессе коррекции речи на дошкольном логопункте. Компьютерные технологии, являясь мощным средством оптимизации логопедического воздействия, не только помогают приобрести и закрепить ранее полученные знания, но и эмоционально раскрепощают детей, активизируют и побуждают к познавательной деятельности.

Однако, используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его. Компьютерные технологии должны включаться в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим, использование компьютера на логопедическом занятии, нужно рассматривать как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени.

Возможностями ИКТ логопед может пользоваться на всех этапах коррекционного процесса: от обследования ребенка – логопата до формирования связной речи. Регулярное использование компьютерных технологий, позволяет специалисту накопить банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, логопедические тренажеры и аудиоматериал по всем направлениям коррекционной работы.

После зачисления на логопункт, ребенок с нарушением речи проходит детальное логопедическое обследование для постановки специалистом правильного диагноза. Процедура достаточно длительная и не всегда интересная.

· Обследование звукопроизношения (исследуемый звук должен находиться в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным);

· Обследование проверяемых звуков во фразовой речи;

· Обследование произношения слов сложной слоговой структуры;

· Обследование фонематического восприятия (определение местоположения заданного звука в слове, подбор слов на заданный звук, проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и т.п.);

· Обследование грамматического строя речи (согласование слов в словосочетаниях и предложениях, понимание рода, числа и падежа, употребление предлогов и т.п.);

· Обследование состояния словарного запаса у ребенка и т.д.

Каждое направление логопедического обследования невозможно, да и не нужно заменять компьютерными играми, а вот некоторые задания можно разнообразить с помощью ИКТ. Это вызывает большой интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимационных изображений. На этом этапе я применяю презентации – картинки на все группы звуков .

Этап формирования артикуляционной моторики, укрепления мышц речевого аппарата и выработки целенаправленной воздушной струи, может продолжаться достаточно долго. Это объясняется необходимостью прочного закрепления нужного двигательного навыка. Использование слайдовых презентаций с различными комплексами артикуляционных гимнастик со стихотворным сопровождением, поможет поддержать интерес и работоспособность ребенка, в этот «технический» период работы над звуком.

И даже на этапе постановки звука, где ведущую роль играют подражание и объяснение, возможно применение компьютерных технологий. Без наглядности, усвоение артикуляции звука для дошкольника представляет определенную трудность. Схематическое изображение артикуляционного уклада звука не всегда может быть понятно ребенку – дошкольнику, а динамические профили артикуляции, где можно управлять подъемом язычка и самому исправлять неправильный артикуляционный уклад, создают устойчивый зрительный образ артикуляции коррегируемого звука.

Но самое широкое использование компьютерных технологий возможно на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Для отработки правильного произношения поставленного звука необходимо многократное повторение одного и того же материала. Ребенок не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов, слов и предложений, называние картинок с целью автоматизации звука и т. д. И тогда у специалиста возникает необходимость длительное время удерживать интерес дошкольника к логопедическим занятиям, не утратить желание воспитанника научиться правильно произносить звук. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Компьютерные игры «Учимся говорить правильно», «Звук и буква С», «Домашний логопед», а так же авторские игры – презентации, предотвращают утомление, поддерживают у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом.

На просторах интернета можно найти большое количество авторских логопедических презентаций для автоматизации и дифференциации любых звуков.

Возможно применение компьютерных технологий и для формирования лексико-грамматических средств языка. Презентации – игры «Один – много», «Сосчитай до пяти», «Четвертый лишний», «Кто спрятался?», «Назови ласково», «Сделай предмет маленьким» и многие другие, за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, делают процесс формирование лексико-грамматических категорий более интересным и помогают добиться желаемого результата.

Незаменимым средством для развития чувства ритма, слухового внимания, памяти и мелкой моторики являются аудиопрограммы:

- «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

- «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

- «10 мышек - пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

- «Пять поросят. Пальчиковые игры от 2 до 6» Екатерины Железновой.

- «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

- «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

Данные аудиопрограммы целесообразно использовать не только учителю – логопеду, но и воспитателям, музыкальным руководителям, физинструкторам, как полноправным участникам всестороннего коррекционного процесса в дошкольном учреждении.

ПРИНЦИПЫ

Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ

требует соблюдения определенных дидактических принципов.

1.Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулировать познавательную активность детей, тем самым, повышать интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

2. Руководствуясь принципом научности, помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

3. Реализуя принцип доступности, отобрать наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.

4.Принцип систематичности и последовательности, обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

5.Принцип индивидуального обучения, ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

6.Принцип воспитывающего обучения, использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.

7.Принцип интерактивности компьютерных средств, использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.

Таким образом, соблюдение традиционных дидактических принципов создаст благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ИКТ.

Задачи, решаемые в процессе использования информационно-компьютерных технологий на коррекционно-развивающих занятиях В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить задачи специального обучения:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

Знакомство детей с компьютерными программами;

Преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

Формирование и развитие навыков учебной деятельности;

Дошкольный логопункт, как форма организации логопедической помощи имеет ряд особенностей: преимущественно индивидуальная форма работы, ограниченные во времени сроки коррекции и широкий спектр логопедических диагнозов. Все это определяет целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

Возможности компьютерных технологий неограниченны - каждый день появляются новые игры и презентации. Они охватывают все направления работы учителя – логопеда: от диагностики до развития интонационной стороны речи. И такое разнообразие не может не радовать специалистов, ведь применение ИКТ в работе с дошкольниками, не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов коррекции речевых нарушений.

Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые две минуты на несколько секунд. После окончания работы обязательно проводится зрительная гимнастика. Пример: упражнения « Стрекоза», «Гусеница».

Выдох.

Упражнения предназначены для отработки правильного речевого дыхания, в частности, для формирования ротового выдоха, плавности и длительного выдоха. Упражнение также может быть использовано для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией, дизартрией. В процессе отработки диафрагмального дыхания компьютерный тренажер может быть использован как вспомогательное средство, помогающее увеличить длительность и выработать плавность выдоха. Одновременно проводится работа по формированию ротового выдоха, ребенку предлагаются игры на дутье: «Задуй свечки», «Дудочка», «Чашка чая».

В современных условиях логопеды активно осваивают и используют информационно – коммуникационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционно – развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями. Использование информационно – коммуникационных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинеты оснащены компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также созданных логопедами нашего учреждения:

Табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);

Графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);

Звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);

Видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);

Анимация;

Картинки;

Фотографии;

Слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);

Логопедические программы «Игры для тигры», «Подготовка к школе» с Лунтиком и др.

Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно – коммуникационных технологий, длительность занятий 5 – 10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю). На индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, уточняются, формируются и закрепляются зрительно – пространственные ориентировки – презентация «Шалунишка», «Где спрятался?», «Где находится?», «Звездочет». В работе над звукопроизношением используются видеофильмы с артикуляционной гимнастикой, схемы и модели, презентации «Пение гласных», «Согласные согласились», «Звукарики». Все это помогает приучить детей к наблюдениям за языком, повышает интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память, способствует формированию правильных артикуляционных укладов. Правильная организация занятия вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. На первых занятиях ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание, комментируя детально каждое выполняемое действие. После этого ребенку предлагается совместная работа по выполнению заданий. Логопед объясняет и показывает приемы работы с мышкой, контролирует движения пальцев рук ребенка, побуждая к совместной деятельности словами: «Будем работать вместе, помогать друг другу!». Затем ребенок самостоятельно осуществляет программные задания.

На занятии первоначально отрабатывается слоговая структура хорошо известных и знакомых слов, затем малоизвестных и неизвестных слов ребенку. Используются следующие виды работ:

    Упражнения на выполнение заданий с минимальным выбором;

    Упражнения на выполнение заданий с усложнением (выбор 1 из 10 с изменением последовательности);

    Упражнения на составление фразы по образцу;

    Самостоятельное составление фразы.

Для формирования словообразовательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи используются презентации, слайд – шоу и компьютерные игры, которые применяются в коррекционной работе для моделирования ситуаций общения, предоставляют возможность создавать собственные сценарии мультфильмов, сказок. Главное в этом методе работы – сопровождающая роль логопеда, который должен ввести ребенка в игровую ситуацию, обсудить совершенные в игре действия, предложить как собственные незаконченные темы, которые дети должны продолжить, так и темы для создания сказочных и реальных историй. Использование этих программ способствует повышению эффективности обучения, формированию учебной мотивации, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.

Важным моментом в работе логопедов стало применение компьютерной диагностики, которое позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, построение графиков и создания речевого профиля. Используя стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, можно разработать тетради на печатной основе для уроков произношения. Благодаря их применению увеличится плотность урока, повысится эффективность формирования, закрепления речевых, а также общих учебных умений и навыков.

Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий для логопедической практики является:

Использование игровой формы обучения;

Полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

Дифференцированный подхода к обучению;

Объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;

Формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

Повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);

Формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом, педагогами и родителями;

Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно – развивающем процессе;

Экономия временных ресурсов.

Ресурсы, предоставляемые информационно – коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах.

Цель: Показать роль и значение формирования фонематического слухаи восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

· Повысить собственный уровень знанийпутём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации винтернет ресурсах по изучаемой теме.

· Разработать перспективный план работы с детьми.

· Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.

· Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия удетей старшего дошкольного возраста.

· Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему

Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста ”.

· Принять участие в ПМПк, пед.советах и методических объединениях.

· Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

· Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки».

· Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.

· С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.

· При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.

· Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;

Участие в профессиональных конкурсах;

Участие в вебинарах.

В условиях логокабинета использование учителем-логопедом авторских слай-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме. Воспитателям также рекомендуется применение слайд-презентаций при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логокабинета, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов

Выступление на собраниях

Участие в творческих конкурсах детей

Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей

Консультативная помощь на страницах персонального сайта

РАБОТА НА СТРАНИЦАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА

При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно использую персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.

Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике: публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями; возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии; позволяет отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога); авторство. Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.

Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях логокабинета, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан план по самообразованию, направленный на развитие фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и графические символы у детей с речевыми нарушениями. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.

Целью первого года реализации плана стало развитие неречевого слуха у детей среднего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.

За первый год была проведена следующая работа:

· проведена работа по самообразованию: изучена научно-педагогическая и специальная литература по проблеме проекта;

· разработаны критерии диагностики уровня развития неречевого слуха у детей дошкольного возраста;

· разработан план работы по реализации проекта;

· определены направления, по которым осуществляется развитие неречевого слуха;

· разработан и реализован тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие предпосылок становления фонематического восприятия у детей;

· составлена картотека дидактических игр по развитию неречевого слуха;

· проведена консультация для воспитателей, раннее развитие фонематического восприятия, как залог успешного освоения грамоты

· проведена консультация родителей по вопросу возможности развития неречевого слуха в домашних условиях;

В течение года изучила методическую литературу: Ткаченко Т.А «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы»; Баранова В.В. «Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядного моделирования»; Карельская Е.А. «Использование символовв работе над звуками». Самостоятельно изучала материал на сайтах:

Применяла в работе по развитию фонематического восприятия игры и игровые приемы различной направленности:

1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

2 блок – игры на определение направления звучания.

3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.

4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.

5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.

7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

Основными методами развития слухового восприятия стали:

· Практический – дидактические игры. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.

· Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.

· Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.

Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.

В основу разработок игр и игровых упражнений было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. «Научи меня слышать»(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). »

  • 2016-2017 учебный год " Использованиеинформационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях внедрения ФГОС, как педагогическая поддержка родителей с речевыми нарушениями"
  • 2017-2020 учебный год «Развитие фонематического восприятиячерез игры, игровые упражнения и графические символы у детей с дефектами речи»



  • Методика опережающего обучения. Впервые на компьютере азбука в стихах и играх. Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актерами. Профилактика оптической дисграфии. Частушки про буквы на бис. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55


    Программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках. Великолепная мультипликационная графика. Игра озвучена профессиональными актерами. АнимацияЗвук Возмож- ность использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из15 54,4


    Предназначена для коррекции ОНР у дошкольников и младших школьников. В программе более 50 упражнений, собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Для работы с блоком ПРОСОДИКА потребуется обычный микрофон. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из 4 55


    АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из7 54,2 Игра учитывает особенности детской психологии. В играх используются хорошо знакомые и любимые персонажи, и прежде всего Незнайка. Отличная графика, выполненная замечательными художниками, озвучивание на студии "Союзмультфильм". 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Формирование словаря по теме «Одежда». Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.


    АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55 Диск разработан специально для обучения дошколят основным понятиям, необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение числам, развитие логического мышления.


    Игра разработана специалистами в области обучающих развлекательных программ. Обучение основам техники чтения и элементарной арифметике. Уроки творчества: музыка, пение, работа с цветами и формами. Слова и счет на испанском языке. Занятия по расширению кругозора и эрудиции. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из6 43


    Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти. 40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.


    Отсутствие жестких временных рамок, мешающих при обучении. Успокаивающая музыка, озвученные профессиональными актерами диалоги. Несложные задания, рассчитанные на поэтапное усвоение материала. Минимальные системные требования. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл,8


    Десять обучающих заданий, подобранных специально для дошкольников. Каждое задание – маленькая забавная история из жизни Лунтика и его друзей. Замечательная графика и анимация. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55


    Звуковое и текстовое сопровождение в стихотворной форме. Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия. Озвучивание игры известными актерами. Красочная мультипликация и flash-анимация. Возможность выбора игр в любой последовательности. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55


    Основная идея этой программы - сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», "говорящими" буквами. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т.д. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 4445все54,4


    Вместе с Лёликом ребенок может узнать много интересного: познакомится с цифрами и алфавитом; научится определять форму и цвет предметов; поиграет в игры, развивающие воображение, память и реакцию; получит представление о природе, временах года и погоде. И все это ненавязчиво и весело! АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55




    В первом разделе два режима работы: « Изучение » и « Задание », что позволяет осуществлять дифференцированный подход. В режиме « Задание » предусматривается несколько уровней сложностей. Раздел Речевые звуки включает в себя: Голосистые звуки (три уровня сложности), Безголосые звуки, звуки – двойняшки, Сердитые и ласковые звуки В этих подразделах дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы Раздел Развитие связной речи представлен играми – заданиями следующих типов: - Слово – действие, Подбери действие, Слово – признак, Подбери признаки с несколькими уровнями сложностями; - Составляем описание; - Послушай рассказ. Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить / Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.


    Домашний логопед Домашний логопед Мультимедийный диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами: Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка. В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами: - правильная артикуляция звуков; - подготовительные упражнения; - постановка звуков; - автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи; - весёлые скороговорки; - поучительные пословицы и поговорки. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.


    «Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе» Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Практикум включает пять разделов: Подготовительный. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Восполнение пробелов лексико – грамматического развития. Развитие пробелов в формировании связной речи. Развитие индивидуальных качеств учеников. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные. Но самое главное – это наличие Конструктора урока, благодаря которому самостоятельно строить занятие, выбирая только нужные упражнения, задавая длительность каждого из них.


    Компьютерные программы «Лента времени» - программа поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни (от ребёнка требуется рассмотреть фотографии окружающего мира и соотнести их с сезонами года) «Солнечный замок» - серия упражнений для детей от 3 до 6 лет, направленных на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи. «Читаем сами» - развитие речи детей с задержкой речевого развития. «Учимся запоминать» - формирование словаря по темам: «Домашние животные и птицы», « Животные жарких стран»; формирование представлений о целостности предметов.


    Компьютерные программы МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ - программа предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах, специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах. Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений. «В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ» - авторами создан уникальный инструмент обучения – Калейдоскоп, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.


    Компьютерный комплекс "РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП" Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей. Условно в программе компьютерного комплекса можно выделить 4 группы модулей по своему назначению: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа – для работы над звуками речи; III группа – для работы над произношением в целом; IV группа – для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью. "Речевой калейдоскоп" может быть использован: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.


    Требования к организации занятий: включать игру лучше к концу занятия; продолжительность работы с компьютером – не более 10 минут; периодичность – 2 раза в неделю; обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз; дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах; противопоказания – эпилепсия.




    Выводы: Компьютеризированные разработки повышают эффективность логопедического занятия. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы. Использование компьютера позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.