Конспект логопедического занятия женские профессии. Конспект логопедического занятия - путешествие в мир профессий

Алла Авдеева
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель : Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи :

1. Коррекционно-образовательные :

Активизировать и развивать словарь детей по теме «Профессии » ;

Совершенствовать у детей грамматический строй речи;

Развивать связную речь, учить детей составлять описательные рассказы с опорой на план;

Упражнять детей в согласовании существительных с числительными.

Упражнять детей в чтении слов.

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать общую, тонкую моторику, координацию речи с движением;

Развивать слуховое внимание, память, мышление.

3. Коррекционно-воспитательные :

Продолжать формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

Воспитывать у детей уважение к профессиональной и трудовой деятельности.

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие,

Речевое развитие,

Познавательное развитие.

Виды детской деятельности :

Игровая;

Двигательная;

Коммуникативная,

Познавательно-исследовательская.

Предварительная работа :

Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями профессий , орудий труда;

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;

Экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями в детском саду – повар, медицинская сестра, дворник, психолог, помошник воспитателя, воспитатель, логопед ;

- дидактические игры : «Кому что нужно для работы » , «Угадай по описанию» , «Четвёртый лишний» , «Один – много» , «Назови ласково» , «Посчитай до пяти» , «В городе – в деревне» ;

- сюжетно –ролевые игры : «Магазин» , «Больница» , «Аптека» , «Почта» , «Ателье» , «Школа » , «Кафе» , «Детский сад» , «Библиотека» , «Парикмахерская» и др. ;

- продуктивная деятельность : рисование людей разных профессий , конструирование «Разные дома» , выпекание печенья из слоеного теста и др. ;

- работа с родителями : рекомендации посетить магазин, аптеку, поликлинику, почту, парикмахерскую, библиотеку, кафе, школу , ателье и др., посмотреть, как работают люди различных профессий ; рассказать о своих профессиях , чем они занимаются на работе; создание презентации «Профессии наших родителей » .

Оборудование и материалы :

Магнитная доска;

Компьютер;

Три стола для заданий;

Стульчики для детей;

Конверт с письмом;

Картинки, обозначающие профессии ;

Игра-лото «Профессии » ;

Презентация «Профессии » .

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними стоит стол, на котором разложены предметные картинки с изображением профессий .

1. Организационный момент.

Логопед : - Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в детский сад и встретила почтальона, который передал нам письмо. Сейчас я его открою, и мы узнаем от кого оно.

(Логопед открывает конверт и читает стихотворение) .

Все профессии нужны ,

Все профессии важны .

Лечит врач больных людей,

А ветеринар - зверей.

Строить здания строитель,

Чтобы было, где нам жить.

Шьёт портниха нам одежду,

Чтобы было что носить.

А учитель в школу ходит ,

Чтобы деток нам учить.

Повар варит, жарит, тушит,

Чтоб людей всех накормить.

Каждый делу верно служит,

Чтоб было людям лучше жить.

Логопед : Дети, о чём говорится в этом стихотворении? Как можно назвать всё это одним словом?

Дети : О профессиях .

Логопед : А что такое профессия ?

Дети : Профессия – это работа , которой занимается человек.

Логопед : Да, ребята, правильно. И это письмо из города Мастеров от людей разных профессий .

II. Основная часть.

Логопед : - Сегодня мы отправимся на экскурсию в город Мастеров. Но сначала отгадай те загадки, которые прислали жители города.

Игра «Отгадай и назови»

Логопед достаёт из конверта письмо с загадками.

С малышами я вожусь,

С ними провожу все дни,

С ними я хожу гулять.

Их укладываю спать,

И, конечно же, люблю

Я профессию свою . (Воспитатель)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит. (Пожарный)

Он с утра в столовой нашей

Варит суп, компот и кашу. (Повар)

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины. (Врач)

У него товаров горы -

Огурцы и помидоры.

Кабачки, капуста, мед -

Все он людям продает. (Продавец)

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом. (Cтроитель)

Феном, щеткой и расческой

Ловко сделает прическу. (Парикмахер)

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И крутя рукой баранку. (Водитель)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

Кто движеньем управляет?

Кто машины пропускает?

На широкой мостовой

Машет жезлом. (Постовой)

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель -

Проведет урок. (Учитель)

У слона иль мышки жар -

Их спасёт. (Ветеринар)

У меня одеться рад

И артист, и депутат.

Ловко шью своей иглой -

Ведь недаром я. (Портной)

Натянутый холст, краски, треножник -

Пишет с натуры картину. (Художник.)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он (Артист)

Логопед : Ну вот и пора отправиться на экскурсию. Город Мастеров находится далеко и нам придется ехать на автобусе. А чтобы не заблудиться жители города прислали нам карту, на которой обозначены места, где мы должны побывать и задания для вас. Давайте выберем водителя и займем места в автобусе.

(дети встают парами за «водителем» и идут по кругу к первому столу)

Логопед : Вот мы и приехали. Выходите из автобуса. Здесь нас поджидает первое здание «Орудия труда» . Жители города мастерски владеют различными инструментами и механизмами. Давайте попробуем разобраться, кому, какие инструменты необходимы для работы.

Игра «Назови орудия труда»

На столе разложены карточки лото «Профессии » и картинки с предметами труда. Детям необходимо выбрать нужную картинку с предметами труда и положить ее на карточку, объясняя свой выбор :

Я беру весы, потому что они нужны продавцу ;

Я беру ножницы, потому что они нужны парикмахеру ;

Я беру лекарства, потому что они нужны врачу и т . д.

Логопед : Продолжаем нашу экскурсию. Посмотрите на этот дом, здесь работает много людей разных профессий . Давайте посчитаем их.

Дети подходят к фланелеграфу, где размещены цифры 2 и 5. Логопед показывает карточку с названием профессии , а дети читают и считают :

Игра «Сосчитай»

Два врача, пять врачей;

Два строителя, пять строителей;

Два учителя, пять учителей; и т. д.

Логопед : Ребята наша экскурсия продолжается. Пойдемте дальше по карте, к третьему зданию с названием «Дело» . Здесь лежит мяч, значит мы можем поиграть в игру, где вы будете называть действия, которые выполняют представители профессий .

Игра с мячом «Кто что делает»

Дети выстраиваются полукругом, логопед бросает мяч ребенку и называет профессию , а тот говорит, что делает представитель этой профессии :

Учитель - учит; врач - лечит; продавец - продает; строитель - строит; парикмахер - стрижет; повар - варит; маляр - красит; уборщица - убирает помещение; стоматолог - лечит зубы; дворник - подметает; водитель - рулит, водит машину.

Логопед : На любой работе бывает перерыв. Вот и мы с вами отдохнем.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить в нём старый гном.

Логопед : Продолжаем экскурсию. Это дом «Мечта» . Здесь вы должны рассказать, кем вы мечтаете стать, когда вырастите.

Дети по очереди рассказывают о том, кем они хотят стать в будущем по плану :

Название профессии ;

Что делать на работе;

Какие орудия труда использовать.

Логопед : Ну вот ребята наша экскурсия по городу Мастеров закончилась и нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в автобус и поехали.

Дети встают парами и обходят круг по группе и садятся на стульчики перед экраном компьютера.

III. Итог занятия .

Логопед : - Какие вы молодцы! Давайте вспомним что мы сегодня делали.

Ответы детей.

Логопед : Посмотрите на экран и скажите, о каких профессиях мы говорили .

Дети смотрят презентацию «Профессии » и называют их.

Логопед : Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей

Логопед : Жители города Мастеров очень рады, что вы знаете много о профессиях , об орудиях труда.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста . – М.: Айрис Пресс, 2004 г. -206 с.

2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М.: Гном и Д, 2000 г. -198 с.

3. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М. Гном-пресс, 2002г. -140 с.

4. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. Просвещение, 1982 г. -209 с.

5. Гомзяк О. С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе . М. Гном-пресс, 2007г. -126 с.

6. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду . Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР. Мозаика-Синтез, 2007г. - 94 с.

7. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие коррекция речи детей 5-6 лет. Т. Ц. Сфера, 2005 г. - 95 с.

8. Интернет ресурсы.

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Расширить словарь детей по теме “Профессии людей”.
  • Познакомить детей с суффиксальными способами словообразования: учит – учитель, летает – летчик, налаживает – наладчик, учитель – учительница, художник – художница, спортсмен – спортсменка.
  • Продолжить работу по обучению предложно-падежному управлению: творительный падеж – забивают молотком, стригут ножницами, шьют иголкой, дательный падеж – посуда нужна повару, указка нужна учителю, жезл нужен постовому, родительный падеж – белый халат у врача, лётная форма у пилота.
  • Учить детей составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом “а”: Врач лечит, а повар готовит.
  • Активизировать в речи глагольную лексику, учить подбирать глаголы, обозначающие трудовые действия по всем профессиям.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать уважительное отношение к труду и людям разных профессий.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети в хороводе проговаривают приветствие:

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!
Засияло всё вокруг!
Раз-два, раз-два!
Заниматься нам пора!

2. Логопед читает стихотворение о профессиях и объявляет тему занятия.

Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь!

Сегодня мы поговорим о профессиях людей.

3. Игра “Назови профессию”.

Дети передают мяч по кругу, называя разные профессии.

4. Игра “Кто что делает?”.

Логопед бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок бросает мяч обратно и называет, что человек этой профессии делает. Например: учитель – учит, строитель – строит, водитель – водит машину, продавец – продаёт товары, врач – лечит людей, воспитатель – воспитывает детей, парикмахер – делает прически, портной – шьёт и т. д.

5. Игра “Запомни профессию, составь предложение”.

Логопед раздает детям разноцветные флажки и называет каждому ребенку какую-то профессию. Затем с флажками выполняются упражнения. Дети прячут флажки за спину, логопед спрашивает, какого цвета у каждого флажок. После этого логопед собирает у детей флажки. Каждый ребенок, возвращая флажок, вспоминает свое слово и составляет с ним предложение. Например: Продавец продает игрушки.

6. Игра “Мужская и женская профессия”.

Логопед раздает мальчикам картинки с изображением мужчин разных профессий: учитель, портной, продавец, спортсмен, скрипач и т. д. Мальчики выбирают девочек, затем мальчик называет свою картинку: “Я учитель”. Девочка отвечает: “А я учительница”. Мальчики провожают девочек на стульчики.

7. Логопед читает стихотворение:

Нам воспитатель готовит еду,
Повар нам сказки читает в саду,
Доктор нам волосы быстро стрижет,
А парикмахер лекарства дает.

Логопед спрашивает детей, что в этом стихотворении неправильно, как можно исправить ошибки.

8. Игра “Небылицы”.

Логопед читает предложения: Повар лечит, а врач готовит. Строитель учит, а учитель строит. И т. д. Дети исправляют предложения.

9. Сюрпризный момент.

Приходит Человек – рассеянный, одетый в фуражку, медицинский халат и накидку парикмахера, приносит с собой инструменты для разных профессий. Дети помогают разобраться, что для какой профессии нужно. Например: фуражка нужна военному, фен нужен парикмахеру и т. д. Человек – рассеянный благодарит детей за помощь и восхищается их знаниями.

10. Игра с картинками “Подбери инструменты и оборудование людям разных профессий”.

На наборном полотне выставлены картинки людей разных профессий, а на столе разложены перевернутые картинки инструментов и оборудования. Дети выходят к столу, переворачивают картинку и объясняют, кому для работы нужен этот предмет. Например: градусник нужен медсестре, она меряет температуру; полицейская машина нужна полицейскому, он едет на задание.

11. Игра “Кем ты хочешь стать?”

На стойке висит одежда для разных профессий. Дети выбирают подходящую одежду и инструменты и одеваются врачом, парикмахером, поваром, пожарным. Затем каждый рассказывает, кем он будет, и как он будет работать.

12. Пословицы о труде.

Логопед говорит с детьми о том, что кем бы человек ни стал, главное, чтобы он трудился добросовестно. Логопед: “Пословица – мудрость народная, пословица недаром молвится”. Дети рассказывают пословицы о труде, которые они выучили дома с родителями.

Труд кормит, а лень портит.
Труд кормит и одевает.
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Сделал дело, гуляй смело.
Почет и труд рядом живут.
Всякий человек в деле познается.
Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
Где труд, там и счастье.
От скуки бери дело в руки.
Рукам работа – душе праздник.
Есть терпение – будет и умение.

13. Итог занятия.

Дети вспоминают, какие задания они выполняли на занятии.

Учитель-логопед хвалит детей.

Литература.

  1. День работой весел. Пословицы и поговорки о труде. – М.: “Детская литература”, 1986.
  2. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

ЧОУ СОШ европейская школа

Конспект

Логопедического занятия на тему: «Профессии»

для детей старшего дошкольного возраста.

Учитель-логопед

Батурина Н.А.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Профессии»

учитель-логопед Батурина Н.А.

Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Профессии»

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширение представлений о труде взрослых. Активизация знаний. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, активности. Координации речи с движением, ловкости. Обучение составлению рассказа с использованием схемы-подсказки. Творческого воображения.

Воспитательные задачи:

Воспитание уважения к труду разных профессий. Формирование навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, картотека предметных картинок людей различных профессий, магнитная доска, мяч.

Предварительная работа:

Чтение стихов о профессиях, рассматривание картин людей различных профессий, беседа о профессиях и их пользе, кем работают родители.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Чем пахнут ремесла?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье

Логопед:

Ребята! Скажите о каких профессиях вы услышали в стихотворении!

Дети:

Пекарь

Врач

Фермер

Водитель

Стекольщик

Маляр

2. Логопед:

Ребята! Посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и расскажите, что делает человек этой профессии:

Врач - лечит людей;

Продавец - продает товары;

Повар - готовит еду;

Парикмахер - подстригает людей;

Воспитатель - учит детей;

Строитель - строит дома;

Пожарный - тушит пожары;

Водитель - водит автобус, троллейбус, такси;

Портной - шьет одежду;

Сварщик - соединяет металлические конструкции;

Художник - пишет картины;

Космонавт- летает в космос.

3. Разучивание стихотворения о космонавте с использованием схемы-подсказки. Слайд № 13.

4 . Пальчиковая гимнастика «Строители»

Мы строители, мы строим,

Много мы домов построим,

Дети стучат кулачком о кулачок

Много крыш и потолков,

Много стен, окон, полов

Много комнат и дверей

Лифтов, лестниц, этажей.

Загибают по очереди пальцы на обоих руках.

Будут у жильцов веселье

В новом доме новоселье!

5. Игра «Назови профессию» слайд № 14

Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите профессии.

6. Игра «Какие предметы нужны людям этих профессий?» слайд № 15

Логопед:

Ребята! назовите предметы, которыми пользуется врач, пекарь, водитель, повар, балерина, художник. Молодцы!

7. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».

- Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово.

Кому нужны эти инструменты?

Ножницы, весы , зеркало, расчёска. (парикмахер)

Пила, таблетки, градусник, шприц. (врач)

Сковорода, нож, половник, краски . (повар)

Определите на слух самое короткое слово?

Как вы определили? Посчитали количество слогов в каждом слове.

8. Игровое упражнение «Исправь ошибку! »

Послушайте и исправьте ошибки:

Повар лечит, а врач готовит.

Лётчик ездит, а водитель летает.

Портной строит, а строитель шьёт.

Продавец стрижёт, а парикмахер продаёт.

9. Игра с мячом «Один - много» (пополнение словаря) :

Логопед берет мяч и предлагает пройти детям на ковер.

10. Задание «Угадай загадку о профессии»:

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех отвозить по утрам на работу.

(Водитель.)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней?

(Доктор.)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он...

(Артист.)

Наведем стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помним вас.

(Фотограф.)

11. Разгадывание ребусов о профессиях слайд № 16.

Рыбак, столяр, печник, водолаз.

12 . Составь рассказ о профессии слайд № 17.

Ребята, давайте каждый выберет себе профессию и составит рассказ о ней по схеме - подсказке.

Итог занятия. Рефлексия.

Дети встают, взявшись за руки, легонько пожимают руки друг другу.

Мы сегодня говорили о профессиях. А вы кем хотите стать, когда подрастёте? Почему?

Профессии все важны,

Профессии все нужны,

Надо только браться за дело

Очень старательно и смело.

Молодцы, ребята! Спасибо за работу!

Литература:

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2005г.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 1999г.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2005г.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001г.

Смирнова Л. Н. Логопедия для дошкольников и младших школьников, М., Мозаика-синтез, 2005г.

Османова Г.А., «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». СПб, Каро, 2008г.

Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр». СПб, КАРО, 2008г.

Марина Санникова
Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР

План - конспект занятия с использованием интерактивной доски.

Организационная информация

Тема урока «Профессии »

Предмет, занятие Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Контингент слушателей Старшая группа (5-6 лет)

Преподаватель (ФИО, должность) Санникова Марина Владимировна

Учитель-логопед

Образовательное учреждение МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539

Методическая информация

Тип урока (занятия )

Изучение нового, обобщение знаний. Фронтальное занятие .

Цели урока (занятия )

Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессии » .

Задачи урока (занятия )

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепить навыки словообразования и словоизменения : согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным;

Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия .

Коррекционно-развивающие задачи :

Закреплять у детей умение употреблять имена существительные в творительном падеже;

Упражнять в образовании имён существительных множественного числа родительного падежа;

Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; умение слушать;

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать у детей уважение к труду и бережного отношения к инструментам;

Воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Оздоровительные задачи :

Развитие координации речи с движением, самомассаж.

Необходимое оборудование и материалы Смарт-доска, компьютер, проектор.

Картинки с изображением профессий людей и инструментов, предметные картинки : солнышко с разными эмоциями : грустное, веселое, удивлённое, сердитое; Незнайка, жетоны для оценивания ответов.

Использованные источники и литература (если имеются, в т. ч. ссылки на ресурсы Интернет Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации : достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47-55.

Актуальность.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Связная речь детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Детям с трудом дается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда , предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий и использование современных образовательных технологий.

Вся коррекционная работа построена по Программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель программы : «Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников».

Таким образом, цель коррекционной работы : организация эффективных условий, обеспечивающих формирование у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности. Исходя из этой цели, приоритетным направлением моей педагогической деятельности являлось разработать систему логопедических занятий , с использованием интерактивной доски, направленную на развитие лексики и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Достаточно высокие результаты итоговой диагностики по формированию связной речи и звукопроизношения, позволяют оценить значимость использования интерактивной доски при работе с детьми ТНР.

Коррекционное воздействие на речь проводится комплексно, т. е. включая в себя : мимическую и артикуляционную гимнастику; дыхательные и голосовые упражнения (для развития правильного речевого дыхания и выработки силы голоса) . Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, слуха и восприятия) ; накопление словаря по лексическим темам; развитие грамматической стороны речи; развитие связной речи, поэтому работа по данным направлениям как этапы включается в каждое занятие . Материал подбирается в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей .

Конспект логопедического занятия .

Предварительная работа : экскурсии на завод, фирму и т. д., чтение стихов о профессиях людей , разучивание упражнения «Профессии » , «Плотник» .

I.Организационное начало.

О ком стихотворение?

Упражнение «Плотник» :

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Рамы и полы.

Топором, рубанком

Выстругивает планки

Сделал подоконники

Без сучка, задоринки.

О ком стихотворение? Что плотник делает? Из какого материала?

Какие предметы сделал каждый из вас?

Дети :

Дети парами «пилят» пилой.

Руками рисуют квадрат.

Изображают работу топором, а потом рубанком.

Стряхивают «опилки» с рук и одежды.

Дети по одному перечисляют предметы, которые можно выстругать из дерева.

1.2 Самомассаж

Упражнение «Грабли» :

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

1.3 Развитие мимических мышц

Ох, хо-хо. Ах - ха-ха. Так - так- так

(и другие слоговые цепочки )

(Произнести фразу с разным настроением, «солнышко» с разными эмоциями : грустно, весело, удивлённо, сердито и т. д.)

Дети :

Улыбнулись, обрадовались

Нахмурились, огорчились

Дети произносят фразу по одному

1.4 Развитие мелкой моторики

Упражнение «Профессии » :

Каменщик из кирпичей

Стену строит. Дом ничей.

Я - маляр, я стены крашу,

Потолок («красим потолок» )

И кухню вашу.

Я - электрик. Свет включу

Только лампочку вкручу.

Приходите в новый дом

И живете долго в нем!

Дети :

Кладем правую руку на левую, левую на правую.

Расслабленной кистью водим вверх-вниз.

Движения рукой влево-вправо

«Включаем свет, нажимая на включатель»

Вращательные движения кистью правой руки

Ладони «домиком»

Развести руки в стороны.

II.Основная часть

Какие профессии ты знаешь ?

Какие профессии будут перечислены в стихотворении?

Доктор лечит нас от боли,

Есть учительница в школе,

Повар варит нам компот,

Парикмахер всех стрижет,

Шьет портной для нас штаны,

И сказать мы вам должны :

Лишних нет у нас профессий ,

Все профессии важны !

Какие профессии мы не назвали ?

Работа с презентацией

Люди, каких профессий работают с человеком?

Люди, каких профессий передвигаются на спецтехнике?

4 слайд – 5 слайд

Незнайка не поймёт, что это и кому надо отдать. Поможем ему?

Кому нужны следующие вещи?

Динамическая пауза «Плотник»

Исправь ошибки Незнайки :

Водитель – водит хоровод.

Сварщик – варит суп.

Пожарный – жарит котлеты.

Секретарь – хранит секреты.

Солист – солит огурцы.

Портной – работает в порту.

Кладовщик – ищет клады.

Отгадайте загадки Незнайки :

Без чего человек этой профессии не может работать ? Что лишнее?

1. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач)

2. Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

петь, писать и рисовать.

Он наук всех повелитель

Это школьный наш …

(учитель)

4. Кто построит цирк для нас?

Школу, храм и детский сад?

Возведёт он всё на раз,

Каждый будет дому рад!

(строитель)

5. Кто, скажите мне, такой

Охраняет наш покой,

За порядком он следит,

Хулиганить не велит? (милиционер)

6. Вмиг потушит он огонь

Он спасатель и герой!

(пожарный)

А когда их много?

Кто работает на машине, спецтехнике?

III .Составление связного рассказа.

Слайд № 14

Назови профессии своих родителей . Расскажи, чем они занимаются на работе.

Угадай, кого я загадал?

Это женская профессия , она работает на самолёте, она раздаёт пассажирам еду, заботится об их безопасности.

(стюардесса)

Тот, кто угадал, получает от Незнайки жетон и загадывает человека своей профессии .

Мнемотаблица для составления связного рассказа «Профессии »

См. Презентацию

Дети :

Составляют рассказы о профессиях своих родителей или выбранных ими по картинкам.

IV.Итог занятия

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Чем тебе нравится именно эта профессия ?

Что понравилось на занятии ?

Незнайка благодарит вас за помощь и говорит вам до свидания.

V.Оценка и самооценка

Оценка работы детей на занятии .

(в течение занятия выдаются разноцветные жетоны за правильные ответы, в конце занятия жетоны подсчитываются; дети сами оценивают свою работу и работу друг друга).

Образовательные области: Коммуникация, Здоровье.

Разделы: Развитие речи.

Тема: «Путешествие в мир профессий»

Цель : уточнить и закрепить представления детей о профессиях (врач, строитель, повар).

Задачи:

  • Коррекционно — образовательные: уточнить и расширить словарный запас по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки построения простого предложения.
  • Корекционно — развивающие: развивать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, развивать сенсорное восприятие, речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  • Коррекционно — воспитательные: формирование положительной установки на начало занятия, воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, привить уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование: предметные картинки (врач, строитель, повар), конверты на каждого ребенка, картинки с изображением инструментов, продуктов питания, сенсорные мешочки.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, здоровьесберегающий.

Предварительная работа: рассказы о профессиях (повар, врач, строитель), составление описательных рассказов с использованием мнемотаблицы, загадывание загадок, дидактические игры: «Кто что делает?», «Назови профессию», «Кому что нужно для работы?».

Словарная работа : профессия.

Открытое занятие в логопедической средней группе
Тема: «Путешествие в мир профессий»

Ход заня тия:

Организацион ный момент:

(логопед здоровается с детьми, говорит о том, что началось занятие по развитию речи)

Круг радости.

Крепко за руки и возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбаемся вокруг,
Ты мой друг и я твой друг.

(дети встают в круг, слушают стихотворение и выполняют соответствующие движения, затем рассаживаются на стульях)

Сообщение темы занятия.

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В мир профессий». А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка про транспорт.

Логопед: — Что за чудо — едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином!
Дети: — Автобус.

Логопед: — Правильно! Мы поедим с вами на автобусе.

(звучит песня Е.С.Железновой «Мы в автобусе сидим»)

Логопед: — Ребята, вот мы и приехали в город профессий.

Основная ча сть.

1 остановка

Логопед: — И первый мастер, к которому мы с вами отправимся в гости — это врач.

(выставляет картинку на доске)

Логопед: — Как по-другому можно назвать врача?

Дети: — Доктор.

Логопед: — Что делает доктор?

Дети: — Доктор лечит людей.

Логопед: — Где работает доктор?

Дети: — Доктор работает в больнице.

Логопед: — Как на казахском языке называется доктор?

Дети: — Дәрігер.

Один ребенок назначается на роль врача. Логопед надевает на ребенка детский колпак доктора.

Логопед: — Давайте представим, что мы сейчас в кабинете у врача. И покажем, как мы правильно выполняем артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Часики», «Качели».

Логопед: — А теперь врач послушает наше дыхание.

Дыхательное упражнение.

Вдох носиком, а выдох ротиком.
(упражнение выполняется 3 раза).

Логопед: — Молодцы. Правильно все выполнили. Наше путешествие по городу профессий продолжается.

2 остановка

Логопед: — Отгадайте загадку про следующего гостя, которому мы с вами приехали.

Загадка про строителя.

Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…
Дети: — Строитель.

Логопед: — Правильно. Это строитель.

(выставляет картинку)

Логопед: — Что делает строитель?
Дети: — Строитель строит дом.

Логопед: — Как на казахском языке называется строитель?
Дети: — Құрылысшы.

Логопед: — Какие инструменты нужны для работы строителю?
(дети перечисляют названия инструментов)

Один ребенок назначается на роль строителя. Логопед надевает на ребенка каску строителя.

Логопед: — Ребята, давайте поможем нашему строителю построить дом. Представим, что наши кулачки — это молоточки.

Пальчиковая гимнастика «Тук-ток» (Е.С.Железнова)

(рассаживаются на ковре, повторяют движения за педагогом под музыку)

Дидактическая игра «Подбери предмет»

(рассаживаются за столами, рассматривают картинки)

Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы врачу? Назовите их.

(3 детей называют предметы: градусник, бинт, вата)

Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы строителю? Назовите их.

(3 детей называют предметы: молоток, гвозди, пила)

Логопед: — А какие предметы мы с вами не назвали?

(2 детей называют предметы: масло, яйца, мука)

Логопед: — Как вы думаете, кому из города профессий нужны эти предметы?

Дети: — Повару.

Логопед: — Все верно. Продукты нужны повару, чтобы приготовить разные вкусные блюда. Отправляемся на нашем автобусе в гости к повару.

(песня «Мы в автобусе сидим»)

3 остановка

Логопед: — Кто это?
(выставляет картинку)
Дети: — Это повар.

Логопед: — Как на казахском языке называется повар?
Дети: — Аспазшы.

Логопед: — Что делает повар?
Дети: — Повар готовит разные вкусные блюда.

Один ребенок назначается на роль повара. Логопед надевает на ребенка колпак повара.

Логопед: — Ребята, а давайте поможем повару замесить тесто.

(раздает каждому ребенку сенсорные мешочки)

Игра с сенсорными мешочками «Месим тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём.
(энергично сжимают сенсорные мешочки и разжимают)
Пироги мы испечём.
(перекладывают сенсорные мешочки из одной руки в другую)

Логопед: — Наше путешествие по городу профессий закончилось. Возвращаемся в группу.

(песня «Мы в автобусе сидим»)

III. Итог занятия

Логопед: — Ребята, вам понравилось путешествие?
(ответы детей)

— Вспомните, у кого мы были в гостях?
(перечисляют)

Сюрпризный момент.

(Стук в дверь)

Заходит в группу повар детского сада, знакомится с ребятами, рассказывает о своей профессии, приносит детям сладкий подарок.

Логопед: — Молодцы, дети! Все старались, все правильно выполняли. Похлопайте друг другу!