Задание буква и звук д. Написание буквы «д

презентация опыта работы


Игровые технологии в

преодолении ОНР у детей 5-7 лет

учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детского сада № 175

Лобанова Т.И.

«
У ребёнка есть страсть к игре, и надо её

удовлетворять.

Надо не только дать ему время поиграть, но

надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра»

А.С.Макаренко

Правильная речь

– одно из важнейших

условий успешного развития личности. Чем более

развита у ребёнка речь, тем шире его возможности

познания окружающего мира, полноценнее

взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Совершеннее его умственное и психофизическое

развитие, так как речь занимает центральное

место в процессе психического развития ребёнка и

внутренне связана с развитием мышления и

сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться

о современном формировании речи детей, её

чистоте и правильности, предупреждая и

исправляя различные нарушения, в том числе и

звукопроизношение.

Для детей с ОНР характерно наличие

следующих проблем:
-
низкая познавательная активность,
-
соматическая ослабленость,
-
нарушение осанки.,

- нарушение со стороны вегетативной и ЦНС,
-
недостаточное протекание психических процессов,
-
эмоционально не устойчивы
-
практически у всех страдают:

память,

мышление,

внимание.

Как повысить интерес к занятиям?

Без игровых приёмов невозможно удержать внимание ребёнка.

Задачи:

- Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в

процессе (исправл. Звукопроизнош., чтения и т.д)

- Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков

- Повысить познавательную активность и работоспособность

детей

- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

- Плавно регулировать поведенческие трудности детей,

постепенно приучая их подчиняться правилам игры

При умелом сочетании игры и учения- игровой метод даёт

наибольший эффект!

Игровые технологии

включают несколько

разделов:

* дыхательная гимнастика

* пальчиковая гимнастика

* артикуляционная гимнастика

* мышечная релаксация

* зрительная профилактика

* физ.минутки

* логоритмика

* упражнения на развитие высших

психических процессов

(внимания, памяти, мышления)

* Развитие фонематического слуха

Дыхательная гимнастика

Игры с мыльными пузырями» – учим делать правильно вдох, выдох.

«Понюхаем цветы» - вдох, на выдохе плавно произнести: «Как приятно пахнут!»

Пальчиковая гимнастика

Пальчики помогают развивать речь ребёнка. Дети любят гимнастику для рук.

Если есть текст – с удовольствием его проговаривают, даже бывает

разыгрывают целые спектакли!

Мяч и «Ёжик»- в помощь ребёнку

Волшебная магия значимого пособия, игрушки для ребёнка – не оценима.

Известно более 1000 игр. И на занятиях логопеда без мяча, шарика не обойтись!

Артикуляционная гимнастика

«Научим язычок слушаться», «Почистим зубки», «Вкусное варенье»…- сколько же разных упражнений и

названий… Только бы помогли они нашим детям красиво и правильно произносить звуки.

Мышечная релаксация

Детям необходимы движения, согласованные действия со словом. Одна группа мышц

бодрствует. Другая отдыхает. Организм передаёт энергетику и распределяет по всему

телу. Ребёнку комфортно и увлекательно воспринимать материал.

Зрительная профилактика

Забота о здоровье детей и профилактика – наша обязанность. Зрение ребёнка в наше время претерпевает

огромную нагрузку, агрессию окружающего мира. Необходимо найти моменты для отдыха и гимнастики

глаз.

Физкультурные минутки

В ходе занятия необходимо найти время для бодрствования организма, сменить вид

деятельности, дать возможность ребёнку отдохнуть и включить второе дыхание.

Логоритмика

Учим дошкольников слышать ритм, речь и соединяем с артикуляцией.

Затем речь и движение. И тогда у ребёнка появляются эмоции, организм отвечает за проделанную работу

Упражнения на развитие психических процессов

Развитие фонематического слуха

Для привлечения интереса у детей я практикую

использование таких игр, упражнений:

«Волшебные палочки» - (огонёк или стук са-са-са, шу-шу-шу…)

«Игра на пианино» - ра-ра-ра, ро-ра-ру…

«Цветочек» - (работают пальчики руки)

«По дорожке»- произношение слогов тихо-громко-медленно- быстро

«Весёлый огород»- собираем слово

«Волшебный сад»

«Рыбалка

«Говорун» яйца со слогами

«
Волшебное дерево» «Догадайся» -новые пособия - презентация

Благодарю за внимание!

Разделы: Логопедия

Задачи:

  • Образовательные :
  • Коррекционные :
    • закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, коротких предложениях.
    • развитие артикуляционной и мелкой моторики;
    • развитие фонематического слуха;
    • развитие речевого дыхания.
  • Развивающие :
    • закрепить умение определять место звука в слове;
    • развивать внимание, память, мышление и воображение;
    • упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.
  • Воспитательные :
    • формировать положительную мотивацию на занятии;
    • воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
    • воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.

Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, домик мишки, лесные деревья, 4 зеркала, прищепки с насекомыми, вырезанные из картона дерево, норка, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, поднос, лесные орехи, 12 пеньков из картона, картинки на звук Ш, лукошко с шишками, предметные картинки со звуком (Ш), проектор, экран, музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети и логопед встают в круг.

Логопед:

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?

– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М...)

В гости в лес нас приглашает,
Поиграть там предлагает.

Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его:

«Ребята, пишет вам Медведь Миша. У меня потерялся звук Ш. Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук».

Собирайтесь скорее
В необычный поход,
Ждут вас тайны лесные,
В лес тропинка зовет.
Жду вас в домике лесном
Поиграем, отдохнем.

– Ребята, поможем Мише? (Да!). Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук Ш необходимо выполнить интересные игры и задания.

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.

Логопед: Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это первое задание.

2. Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

«Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

«Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Логопед: Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.

3. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить!

«Осенние листья»

4. Массаж пальцев лесными орехами

(Дети выполняют движения с орехами по стихотворному тексту.)

– Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
– Научился я орешек между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
– Я орешек свой возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орешек сложно удержать!
– Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Логопед: И с этим заданием справились, молодцы. Дети, посмотрите какие красивые в коробочке прищепки. Кто там сидит на них? (Насекомые и лесные звери) . Наступила поздняя осень. Какой месяц осени у нас сейчас? (Ноябрь) . А как готовятся к зиме насекомые и ежики? (Насекомые прячутся в кору деревьев, ежики в норку) . Давайте мы им поможем. Прицепите прищепки с героями туда, где они будут зимовать (звучит музыка).

5. Массаж лица

– А теперь приготовимся к путешествию и сделаем массаж лица.

Логопед: В какой лес мы с вами пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...) . И снова нас ждет испытание.

6. Дыхательное упражнение.Листопад

Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

Звучит музыкальное сопровождение.

Логопед: Молодцы, сядем на пенечки, и поиграем немножко.

7. Развитие фонематического слуха

Игра называется "Поймай звук Ш". Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук Ш:

ш иповник, – кепка, – ш ляпа, – корова,– рубаш ка,– хлеб,
ш орты, – куртка,– кош ка, – собака,– книга, – лягуш ка,
ш околадка,– ручка, – карандаш , – пенал.

8. Произношение изолированного звука (Ш)

Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

9. Анализ артикуляции звука (Ш)

Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

10. Характеристика звука (Ш)

Логопед: Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):

  • Звук (Ш) – согласный или гласный? (согласный) ;
  • Звонкий или глухой? (глухой) ;
  • Твёрдый или мягкий? (твёрдый) ;
  • Каким цветом обозначаем? (синим) .

Логопед: Найдите на экране символ звука (Ш).

Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика).

11. Физминутка. (Координация речи с движением)

Логопед: Встанем в круг разомнемся.

12. Упражнение "К какой схеме относится слово"

Определи место звука Ш в названиях картинок. Звук Ш в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: кошка

Звук Ш находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:

(Дети определяют к какой схеме относятся слова).

И вот что у нас получилось:

13. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах

Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.

Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза.

(Дети выполняют задание)

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

14. Автоматизация звука Ш в предложениях

Игра «Чьи игрушки?»

Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Даша, Паша, Маша, Миша и Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.

У Даши лошадка. Это...
У Паши машина. Это...
У Маши мышь. Это...
У Миши шары. Это...
У Наташи петушок. Это...

Итог занятия

Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего Мишки. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш).

– Теперь он будет говорить правильно.

Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.)

Логопед: Вам понравилось занятие?

Вы все были молодцами и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.

МБДОУ " Детский сад №1 г. Льгова"

ИТОГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Опыт внедрения игровых технологий в практической деятельности учителя – логопеда

в условиях реализации ФГОС ДО.

учитель-логопед Стародубцева О.Ю.


«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд»

В.А. Сухомлинский

Инновационный опыт в моём понимании - это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих воспитанников, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые речевые потребности. Владение инновационными педагогическими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В моей педагогической деятельности современные технологии приобретают всё большее значение.Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.


Актуальность и значимость

Логопедические занятия для таких дошкольников - это тяжелый труд . И чтобы мотивировать интерес ребят к занятиям по коррекции речи, я стала использовать в логопедической практике игровые технологии.


Игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования . В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

Среди игровых упражнений можно отметить те, которые:

Ø помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать; Ø помогают обобщать предметы по определенным признакам; Ø учат ребенка отделять вымысел от реального; Ø воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.


Творчески варьируя сочетаемость разных игровых технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно - развивающий процесс становится более результативным и эффективным. Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать?

Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия.

Только так можно воспитанников заинтересовать, пригласить к диалогу. Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.



В рамках самообразования в течение учебного года соблюдала этапы изучения темы :

Информационный блок 1. Переработала и проанализировала теоретический материал.


2 . Изучила особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

3. Подобрала методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

4. В течение учебного года систематизировала практический материал, интернет - ресурсы по внедрению игровых технологий в практическую деятельность учителя - логопеда в условиях реализации ФГОС ДО


Технологический блок

1. Консультировала педагогов в течение всего периода по теме использования игровых технологий в образовательном процессе; использования выше указанных технологий в работе с родителями, воспитанниками ДОУ.

Тема . Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий на индивидуально - групповых занятиях:

  • Артикуляционные интерактивные игры.
  • Игры на развитие общей и мелкой моторики.
  • Игры на развитие фонематического слуха.
  • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.

2. Были проведены консультации для родителей воспитанников старшей группы в феврале 2018г . " Роль игры в развитии речи детей" .

3. В ноябре 2017г . состоялся семинар-практикум для родителей воспитанников старшей группы №1 (гр.№8) " Игровая артикуляционная гимнастика" .


Организационный блок

1. Создала картотеку игровых развивающих технологий в развитии речи дошкольников; предложила организовать речевые центры в группах с учетом применения инноваций


2. В декабре 2017г. была проведена игровая НОД " Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем" (дети, учитель-логопед, воспитатель)

3. Мною была организована с октября 2017г. по май 2018г. творческая мастерская для детей и родителей подготовительной к школе группы " Речевые развивающие игры мастерим своими руками" . В изготовлении данных пособий принимали участие родители Плоховец В ., Третьяковой Т .



4. В марте 2018г. очень увлекательно прошёл творческий конкурс " Первый звук и буква моего имени", где дети узнали много нового и познавательного материала.

5. Итоговыми мероприятиями стали:

а). Логопедическое занятие - практикум с использованием игровых технологий для развития речи (совместное детей и родителей старшей и подготовительной к школе групп) "ЭТО ИНТЕРЕСНО", планируемое в апреле 2018г.

б). Создание картотеки инновационных речевых игр (май 2018 г.)

«Игры, считалки, пословицы и поговорки, чистоговорки, загадки могут быть использованы с многоцелевым назначением: для забавы, для речевого и умственного развития, для развития ориентации в окружающем мире и в социальных отношениях между людьми»

В.И. Селиверстов


В своей практике я активно пользуюсь электронными пособиями и интернет-ресурсами, как основным источником самообразования.

Игры и упражнения на дисках

"Звуковой калейдоскоп". Диск для развития фонематического слуха содержит 11 игр для:

- выделения ударного гласного звука в словах;

-определения места звука в слове;

-анализа звукового состава слова;

-соотнесения звука и буквы;

-поиска заданного звука в слове.

Подходит для детей от двух до восьми лет.

Диск создан специалистами портала " Мерсибо . "


В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети интернета.

В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ). Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с воспитанниками, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!


Использую в логопедической работе с родителями, педагогическим сообществом следующие сайты:

  • www.logozavr.ru - развивающие он-лайн игры для детей .
  • www.logoped-sfera.ru - сайт журнала Логопед. Статьи, практические пособия для специалистов.
  • www.logopedspb.ru - сайт по логопедии. Полезные публикации для специалистов и родителей. Развивающие игры детей. Форум для родителей.
  • www.logopunkt.ru - в помощь родителям и специалистам. Статьи и публикации по логопедии и др.

КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ ТЕХОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики

К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках , разработанные для постановки всех групп звуков.



Игровое пособие «Артикуляционные кубики»,

на которых изображены разные виды упражнений.

Ребенок бросает кубик и выполняет то

упражнение,которое выпало ему.


В настоящее время работаю над созданием авторского пособия « Весёлая фотосессия» .

Очень нравится детям, когда они примеряют себе различные артикуляционные уклады на палочке. Ребенок угадывает, для какого звука данный уклад, пробует повторить его и, конечно, фото на память.





"Зонтики для ёжиков"

Лена Проскура
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский (Слайд 2)

Игра – ведущая деятельность дошкольника . Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. (Слайд 3)

Как же используются игры в логопедической работе ? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна . Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. (Слайд 4)

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии .

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы , развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются (Слайд 5) :

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы , характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях , выполняют следующие функции (слайд 6) :

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении) ;

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии , используемые учителем- логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия (слайд 7) :

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом , должны (слайд 7) :

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям (слайд 9) :

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи ;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую ;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы , обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма организации нашей встречи круглый стол, буду рада, если Вы тоже поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений .

Артикуляционная гимнастика (слайд 10) дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка , у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы (слайд 11) : «Прокати машинку» , «Бабочка лети» , «Задуй свечку» , «Покатай карандаш» , «Фокус» , и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы (слайд 12) : игровой самомассаж , игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия : «Гладкий – шершавый» , «Найди такой же на ощупь» , «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов (слайд 13) : «Заведи мотор» , «Песенка» , «Лабиринты» , «Фотограф» , «Мой, моя» , «Живое - неживое» , «Подбери словечко» , «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение» , «Веселый поезд» , «Волшебная дорожка» и многие другие.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как (слайд 14) : «Угадай что звучит» , «Тишина» , «Близко – далеко» , «Слушай – выбирай» , «Какое слово отличается?» , «Найди звук» , «Угадай слово» , «Поймай заданный звук» , «Звукоедик» , «Домики» , «Звонкий – глухой» , «Твердый – мягкий» , «Поезд» , «Собери слово» , «Где звук?» и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как (слайд 15) : «Один – много» , «Назови ласково» , «Сосчитай» , «Из чего сделано?» , «Чей, чья, чье?» , «Какой бывает?» , «Назови одним словом» , «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи (слайд 16) : «Продолжи предложение» , «Пословицы и поговорки» , «Магазин» , «Угадай» , «Нелепицы» , «Придумай сказку» , «Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры как (слайд 17) : «Четвертый лишний» , «Найди отличия» , «Что спрятано?» , «Лабиринты» , и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради , но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как (слайд 18) : «Найди букву среди других» , «Засели домик» , «На что похожа буква?» , «Назови знакомые буквы» , «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука» , «Какие буквы ты видишь?» , «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использовать также следующие упражнения : «Напиши букву в воздухе» ; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина» ; «Нарисуй букву на песке, муке» ; «Зачеркни неправильно написанные буквы» ; «Найди букву» использованием шума ) ; «Буква сломалась» ; «Обведи нужную букву» , «Какая буква спряталась на картинке» .

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом (слайд 19, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы , а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.