Титульные листы к домашним заданиям логопеда. Рабочая программа учителя-логопеда методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.

    Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.

    Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

    Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

    Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.

    Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

    Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

    Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.

    Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.

    Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью! ).

Приложения

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА 7

Работа учителя-логопеда Работа с детьми

1. Выявление и экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

2. Учет детей с нарушениями речи.

3. Логопедическая помощь для коррекции фонетических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

4. Логопедическая помощь для коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

5. Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-профилактической работе с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.

6. Логопедические занятия с детьми 5-7 лет по индивидуальным программам.

7. Оформление индивидуальных речевых карт.

8. Ведение индивидуальных тетрадей.

9. Оформление аудиозаписей произношения звуков.

10. Проведение подгрупповых занятий (по признаку однотипности нарушений звукопроизношения):

Работа над формированием и развитием фонематического слуха;

Коррекция звуковосприятия и звукопроизношения;

Предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

Коммуникативное общение.

Работа с документацией

1. Планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ.

2. Оформление протоколов медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей.

3. Календарный план работы на каждый день (учет рабочего времени).

4. График работы.

5. Списки детей по составу логопедических групп (2-3 раза в течение года).

6. Журнал - учет посещаемости.

7. Тетрадь взаимодействия с педагогами образовательного учреждения.

8. Участие в экспериментальных программах.

9. Оформление папки «Из опыта работы».

10. Подготовка документов к аттестации на высшую категорию.

Работа с воспитателями и педагогами

1. Посещение воспитателями открытых занятий по развитию речи.

2. Индивидуальное консультирование воспитателей.

3. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) по профилактике и коррекции речевых нарушений.

4. Участие в экспресс-обзорах групп медико-психолого-педагогической службы.

Ведение необходимой документации является не​отъемлемой частью работы логопеда. Именно это часто вызывает много вопросов у начинающих свою деятельность специалистов. Каждый логопед начинает свою работу с об​следования и заносит результаты этого обследования в журнал. Формы ведения документации, заполняемой по резуль​татам обследования:

Журнала обследования устной и письменной речи;

Списка учащихся с нарушениями речи;

Речевых карт учащихся, зачисленных на логопеди​ческие занятия.

Существуют и другие виды документации, отражаю​щие направления работы логопеда, это:

Журнал обследования устной и письменной речи;

Годовой план учебно-методической работы;

Перспективное и поурочное планирование логопедической работы;

Отчетная документация;

Паспорт логопедического кабинета .

Сведения об учащихся, зачисленных на логопеди​ческие занятия, отражаются в журнале учета посещае​мости, который содержит списочный состав каждой груп​пы и график занятий, где представлена их тематика. Для журнала учета посещаемости мож​но использовать обычный классный журнал или жур​нал для факультативных занятий. Титульный лист дол​жен содержать информацию об учебном учреждении, о месте его нахождения и об учебном периоде, на кото​рый журнал заводится. Например:

Журнал учета посещаемости логопедических занятий

в логопедическом пункте при МОУ СОШ №___

200__-200__учебный год

В разделе «Сведения об учащихся» логопед помещает список

учащихся, зачисленных на занятия в текущем учебном году, с указанием класса, даты зачис​ления, результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выпущен»). Если логопедический пункт обслуживает несколько школ района, указывается номер школы, которую посещает ребенок.

На каждую укомплектованную группу отводится по четыре страницы, на подгруппу и отдельного ученика, занимающегося индивидуально, - три страницы. В ле​вой части страницы указывается номер группы и лого​педическое заключение, можно также указать, какой период занимается данная группа (первый (второй) год обучения). При формулировке заключения использует​ся педагогическая классификация речевых нарушений. Например. Группа № 1: нарушения письма, обуслов​ленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи (первый год обучения).

В правой части страницы указывается расписание занятий данной группы, например: понедельник, сре​да, пятница - 10-1040. В остальном заполнение не от​личается от заполнения обычного классного журнала, где слева записываются фамилии учащихся, в верхнем ряду - даты проведения занятий согласно расписанию, делаются отметки о присутствии или отсутствии уча​щегося на занятии (оценки за логопедические занятия в журнал учета посещаемости не ставятся), а в правой части указываются даты и темы занятий, соответствую​щие плану работы с данной группой. На страницах, от​веденных для подгрупповой и индивидуальной работы, в левой части вместо названия группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми необходимо работать, остальное выполняется аналогично. Журнал учета посещаемости заполняется в начале каждого занятия. Присутствие учащегося отмечается точкой, отсутствие - буквой «н». В случае неоднократных пропусков ребенком заня​тий по неизвестной причине, учитель-логопед ставит в известность классного руководителя и родителей уча​щегося. В конце журнала отводится место для учета работы учителя-логопеда в период обследования и в период школьных каникул, а также для освещения консульта​тивно-просветительской работы .

В конце каждого учебного года, в период с 16 по 31 мая, логопед подводит итоги проведенной за весь учебный год коррекционной и методической рабо​ты и составляет цифровой и аналитический отчеты.

К цифровому отчету прилагается аналити​ческий отчёт, в котором излагается содержание всей выполненной за учебный год учебно-методической ра​боты и анализ логопедической работы с учащимися с указанием положительных и отрицательных результа​тов.

Вопросы для самоконтроля.

1.​ Охарактеризуйте систему работы логопеда общеобразовательной школы.

2.​ Сформулируйте основные задачи диагностики логопеда, работающе​го в общеобразовательной школе.

3.​ Какие факторы необходимо учитывать при комплектовании логопедических групп в общеобразовательной школе.

4.​ Перечислите виды документации, отражаю​щие направления работы логопеда.

Промежуточный контроль знаний студентов в форме тестирования

ЗАДАНИЕ №1

Основная задача логопеда общеобразовательной школы…

а) коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладе​нии школьной программой;

б) работа над звуковой и смысловой сторонами устной речи;

в) активизация познавательной деятельности детей;

г) пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей.

ЗАДАНИЕ №2

Инструкция: выберите один вариант ответа

При комплектовании групп логопеду следует учитывать…

а) возраст учащихся;

б) структуру и степень выраженности речевого недораз​вития;

в) продолжительность обучения (первый (второй) год обучения);

г) все перечисленные выше варианты.

ЗАДАНИЕ №3

Инструкция: выберите один вариант ответа

Недельная нагрузка логопеда в условиях логопункта при общеобразовательной школе составляет…

а) 40 часов;

б) 30 часов;

в) 20 часов;

г) 15 часов.

ЗАДАНИЕ №4

При планировании в логопедической работе выделяют несколько этапов…

а) работа над словом и предложением;

б) формирование связной речи;

в) работа над звуковым и слоговым составом слова;

г) работа с предлогами.

ЗАДАНИЕ №5

Инструкция: выберите несколько вариантов ответа

Аналити​ческий отчёт включает в себя…

а) учебно – методическую ра​боту;

б) анализ коррекционной работы;

в) указания положительных и отрицательных результа​тов работы;

г) журнал обследования устной и письменной речи.

ЗАДАНИЕ №6

Инструкция: выберите несколько вариантов ответа

Что из перечисленного относится к формам ведения документации по результатам обследования:

а) журнал обследования устной и письменной речи;

б) список учащихся с нарушениями речи;

в) аналити​ческий отчёт;

г) речевые карты учащихся, зачисленных на логопеди​ческие занятия.

1.​ Аманатова, М.М. Справочник школьного логопеда [Текст] / М.М. Аманатова, Н.Г.Андреева, О.М.Тосуниди. – Ростов на/Д: Феникс., 2010.

2.​ Волковская, Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.Н. Волковская. - М.: Изд. Дом "ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС", 2009.

3.​ Елецкая, О.В.Организация логопедической работы в школе [Текст] / О.В.

Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

4.​ Кобзарева, Л.Г. Система упражне​ний по коррекции письма и чтения детей с ОНР: практ. пособие для логопедов [Текст] /Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Т.Н. Юшина. - Воронеж - Учитель, 2003.

5.​ Лалаева, Р.И.Диагностика и коррекция на​рушений чтения и письма у младших школьников: учебно – метод. Пособие [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.

6.​ Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда [Текст] / С. А. Миронова. - М: ТЦ Сфера, 2007.

7.​ Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.

8.​ Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

9.​ Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с детьми с ОНР [Текст] / Г. Р. Шашкина. – М.: Творческий центр, 2012.

10.​ Ястребова, А.В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) [Текст] / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. - М.: Когито – Центр, 1996.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка детский сад № 23

Красносельского административного района Санкт-Петербурга

Утверждаю

Заведующая ГБДОУ ЦРР

д/с № 23

личная подпись

Мамкович Н.И.

место для печати

Приказ № от

Рабочая программа подготовительной логопедической группы

№ 7 для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи)

Учитель-логопед____Кочнева Марина Сергеевна______________________________

Педагог психолог____ВерещагинаНатальяВалентиновна_______________________

Воспитатели________Шилова Елена Анатольевна

Синтенкова Наталья Фёдорвна__________________________

Музыкальный руководитель____Александрова Александра Евгеньевна_________

Инструктор по физическому воспитанию__Кузнецова Надежда Игоревна________

Принято

Протокол педагогического совета

№ от

Санкт-Петербург

2014

Соголасовано «УТВЕРЖДАЮ»

педагогическим советом ГБДОУ ЦРР №23 заведующая ГБДОУ ЦРР № 23

Красносельского района Красносельского района СПб

Протокол № 1 от «____»_________2014 года ___________ Н.И. Мамкович

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда группы № 7

ГБДОУ ЦРР детского сада № 23 Красносельского района

Санкт- петербурга

М.С. Кочневой

на 2014-2015 учебный год

СПб

2014 год

Разделы рабочей программы учителя-логопеда.

1.ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.

2.ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ НА ОСНОВАНИИ, КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТСЯ ПРОГРАММА.

3.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

5.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

6.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

7. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

8. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

9. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ

10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

12. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

13. ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ

14. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ

15. СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЯХ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ

16. НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

17. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ

18. МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

19. ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

20. ПРИМЕРНОЕ РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

21. ГРАФИК РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

22. ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

-КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ

ИЛИ

-КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА НЕДЕЛЮ, КВАРТАЛ, ПОЛУГОДИЕ, ГОД

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Концепцией модернизации Российского образования;

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

Конвенцией о правах ребенка;

Современными разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии;

ФГОС ДО;

СанПиНом 2.4.1.2660.10.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, как правило, соматически ослаблены (II-III группа здоровья), имеют отягощенный неврологический статус: постнатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность и другие церебральные патологии; поведенческие отклонения: синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все это является непосредственной причиной речевого недоразвития различной степени тяжести: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим остается актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.

Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, Аграмматизм, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены три уровня речевого развития:

· первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.

· второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.

· третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница Ш уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР)

Четвёртый уровень (ОНР IV ур.)характеризуется вялой артикуляцией звуков, недостаточной выразительностью речью и нечёткой дикцией. Всё это составляет впечатление общей «смазанности» речи. Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи, дети могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике. В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия. В связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т.д.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:

  1. Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков
  2. Дети, у которых нарушено различение большего количества звуков из разных фонетических групп
  3. Дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность

Так же у детей с ФФНР отмечаются ошибки в слоговой структуре.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Целью коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

  1. Реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивание психического и речевого развития детей.
  2. Формирование навыков правильного звукопроизношения, воспроизведения звуко-слоговой структуры слова, фонематического слуха и восприятия.
  3. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  4. Развитие навыков самостоятельной связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения.
  5. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
  6. Совершенствование сенсорных процессов (слухового, зрительного и тактильного восприятия).
  7. Совершенствование моторных возможностей, а именно: навыков общей, мелкой и артикуляционной моторики.
  8. Обеспечение развивающего обучения дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых и личностных качеств: креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.
  9. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в целях избежания переутомления и дезадаптации дошкольников.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО- логопедической РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Федеральным законом об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273 ФЗ; с Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт, разработанный на основе:

I. Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. (с 4 до 7 лет).СПБ, Детство-пресс, 2006, Н.В.Нищева.

Программы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.- М., Просвещение, 2008, Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина

II. Методических пособий:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  3. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. /Ред. сост. В.И. Селиверстов. – М., 1987.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. -СПб., 2004.
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: ВЛАДОС, 2002.
  6. О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно».-СПБ,Литера,2001.
  7. Н.В.Нищева «Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР».-СПБ, Детство-пресс,2007.

III. Используемые технологии:

1. Обучение связной речи;

2. Сотрудничество;

3. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);

4. Моделирование;

5. Театрализация, как средство социализации детей с ОНР;

6. Коррекционно-развивающая технология;

7. Технология развития пространственного мышления и графических умений;

8. Здоровьесберегающая технология;

9. Мнемотехника;

10. Петербурговедение.

Организация предметно-пространственной развивающей среды.

1. Зеркала, комплект зондов, соски, шпателя, спирт, вата.

2. Наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам.

3. Наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам.

4. Сюжетные картинки для работы над фразой.

5. Пособия и игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания.

6. Пособия для совершенствования ручного праксиса.

7. Пособия для развития зрительной памяти.

8. Пособия для развития фонематического слуха.

9. Картотека предметных картинок, для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

10.Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

11.Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.

12.Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

13.Слоговые таблицы.

14.Игры и пособия для обучения грамоте.

15.Ребусы, кроссворды, изографы.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

  1. ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ.

Всестороннее обследование детей с нарушениями речи – первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.

Цель обследования: - выявление этиологии и степени нарушения речи;

Определение особенностей эмоционально-волевой сферы и уровня психического развития;

Выявление компенсаторных возможностей;

Выявление образовательных потребностей.

Логопедическое обследование проводится первые три недели сентября. Все данные обследования записываются в речевую карту, разработанную специалистами ГБДОУ. В нее вносятся изменения, уточнения и дополнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением.

Параллельно с обследованием логопеда детей обследует педагог группы и все специалисты ГБДОУ, работающие с этими детьми. По результатам диагностики проводится психолого-медико-педагогическая комиссия, на которой по итогам обследования вырабатывается стратегия индивидуальной коррекционной работы в соответствии с особенностями каждого ребенка. В комиссии принимают участие все специалисты и медицинский персонал ГБДОУ.

В конце учебного года проводится вторая психолого-медико-педагогическая комиссия с целью мониторинга динамики развития детей, посещающих логопедическую группу, успешности освоения коррекционно-развивающей программы, соответствующей возможностям данной группы детей.

2.МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА.

В основу коррекционно-развивающего процесса положены следующие принципы:

Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

Развитие речи и опора на онтогенез;

Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка;

Дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, ФФНР имеющим различную структуру речевого нарушения;

Связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов.

Коррекционная работа, рассчитанная на 1-2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.

В организации коррекционно-развивающей работы выделяется три этапа:

Организационный

Основной

Заключительный.

Организационный этап .

1. Стартовая педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями, которая проводится учителем-логопедом и воспитателями групп с целью представления детей, нуждающихся в логопедической помощи, на медико-психолого-педагогическую комиссию (экспресс-метод).

2. Комплексное обследование детей специалистами ТПМК с целью установления заключительного диагноза и направления в коррекционно-развивающую группу соответствующего возраста.

3. Формирование информационной готовности педагогического коллективаГБ ДОУ к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения (психолого-медико-педагогическая комиссия № 1).

4. Информация родителей (или лиц их замещающих) об итогах повторного комплексного обследования умственного и речевого развития детей, имеющих речевые нарушения, проведенного учителем-логопедом и воспитателями речевых групп; определение цели и задач коррекционно-развивающего обучения в логопедической группе, способствующих продвижению детей (родительское собрание № 1).

5. Конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи детям с нарушениями речи в ГБДОУ с возрастными особенностями с учетом психологических и интеллектуальных возможностей детей.

6. Конструирование программ групповой работы с детьми, имеющими сходные структуры речевого нарушения или уровень речевого развития.

7. Конструирование программ взаимодействия специалистов ГБДОУ и родителей детей с нарушениями речи.

Основной этап.

1.Решение задач, заложенных в коррекционных программах – подгрупповые, фронтальные и индивидуальные (ежедневные) занятия.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (2 раза в год).

3. Согласование, уточнение, корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-педагогического процесса.

4. Информация о достижении определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии: индивидуальные беседы, консультации для родителей, проведение дней открытых дверей, групповые родительские собрания.

Заключительный этап.

1.Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с детьми (индивидуальная и групповая); представления учителей-логопедов и воспитателей речевых групп; инспектирование – методист и заведующая ГБДОУ; экспертирование – специалисты ТПМПК.

2. Определение дальнейших образовательных и коррекционно-образовательных перспектив ГБДОУ для детей с нарушениями речи: решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых программ и продолжение логопедической работы (психолого-медико-педагогическая комиссия № 2 - итоговая), рекомендации экспертов ТПМПК.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ

В РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ГБДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Для успешной работы логопеду и воспитателям необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимопонимание более эффективным.

Задачи:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

Повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;

Формирование навыков наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

Усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребенку чувства комфортности, защищенности в условиях семьи;

Воспитание привычки обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.

Формы и методы:

Ознакомительные беседы;

Индивидуальные беседы с родителями:

А) состояние речевого развития детей (логопед);

Б) объяснение коррекционного задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка;

Родительские собрания;

Ежемесячное обновление информации в логопедическом уголке;

Педагогическая библиотечка;

Консультации (доклады, беседы, вопросы-ответы, обмен опытом, стенды, папки-передвижки);

Открытые занятия;

Дни открытых дверей;

Совместные мероприятия.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Оборудование для кабинета учителя – логопеда

  1. Физическое развитие
  • Физическая культура и здоровье

Демонстрационный материал

Раздаточный

Игровой

Схемы и алгоритмы для выполнения заданий по мелкой и общей моторики. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.

Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки, трафареты, печатки. Разрезные картинки и пазлы.

Кубики 8-12 частей. Массажоры для мелкой моторики. Мяч среднего размера. Игрушки – шнуровки и игрушки- застежки. Различные сборные игрушки. Мелкий конструктор. Предметы для нанаизования. Тренажоры и пособия на дыхание

«Сложи узор» «Вышей узор», «Обведи по точкам», «Собери обезьянку», «Сложи рисунок»(из кубиков)»Обведи и заштрихуй», «Научи танцевать шарик», Заведи вертолет», «Волшебный мешочек»

  1. Художественно – эстетическое развитие
  • Музыка и художественное творчество

Демонстрационный материал

Раздаточный

Игровой

Музыкальные инструменты и игрушки. Ширма. Звучащие предметы - заместители. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями. Палочки Кюизенера. Блоки Дьенеша.

Предметы – заместители, для выкладывания узора (бусины, камешки, фасоль), пластилин для выкладывания букв.

«Где звучит колокольчик», «Повтори за мной» (ритмический рисунок) «Отгадай, на чем играю», «Веревочка», «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник»

  1. Познавательно – речевое развитие
  • Коммуникация
  • Познание

Демонстрационный материал

Раздаточный

Игровой

Зеркало с лампой. Комплект зондов для постановки звуков. Соски, шпатели, вата, марлевые салфетки. Спирт. Дыхательные тренажеры, игрушки, и пособия для развития дыхания. Картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Логопедический альбом для обследования. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы. Слоговые таблицы. Ребусы, кроссворды, изографы. Предметные и сюжетные картинки, для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

Настольно – печатные дидактические игры, для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Настольно – печатные игры, для совершенствования грамматического строя речи. Раздаточный материал и материал для совместной деятельности по формированию навыков звукового и слухового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений. Тетради по грамоте.

«Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки, «Телеграф», «Собери букет», «Какой, какая, какие», «Кому, что нужно для работы», «Кто в каком домике живет», «Чего не стало», «Чей хвост», «Налей сок», «Составь слово», «Узнай по элементу», «переставь склады», «Подними квадрат», «Расшифруй и прочитай» и т. д.

  • Чтение художественной литературы

ТАБЛИЦА 1

Оценка здоровья детей группы

Общая численность детей - 15

Группа (возраст)

Группа здоровья Диагноз

ОНР I

ОНР II

ОНР III

ОНР

ФФНР

Стертая дизартрия

Другие диагнозы (ЗПР)

подгото-вительная

(6-7 лет)

Таким образом, у детей отмечается тяжелое нарушение речи (общее недоразвитие речи, II, III и IV уровни речевого развития), а так же фонетико- фонематическое нарушение речи, стертая дизартрия. Ни один из воспитанников не имеет первой группы здоровья. У четверых детей выявлены нарушение осанки и плоскостопие, у троих аллергические реакции.

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы - коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.

ТАБЛИЦА 2

Индивидуальные особенности детей группы

Группа, возраст детей

Особенности детей

Пол

Тип темперамента

Социально-эмоциональная сфера

Познавательная сфера

Подготови-тельная,

6-7 лет

Сангвинический -5

Холерический -4

Флегматический- 4

Меланхолический- 2

Агрессивность – 3

Тревожность – 4

Застенчивость – 4

Гиперактивность - 4

Вторичная задержка интеллектуаль-ного развития –

Группа, возраст детей

Особенности детей

Пол

Особенности поведения

Контактность

Познавательная сфера

Подготови-тельная,

6-7 лет

Спокойный, уравновешенный -2

Гипервозбудимый, эмоционально лабильный - 8

Заторможенный, вялый, безынициативный - 4

Легко вступает в контакт, иногда выступает инициатором общения – 4

С трудом вступает в контакт, замкнут, не может быть инициатором общения – 2

Не сразу идет на контакт, но постепенно раскрывается в общении - 9

Вторичная задержка интеллектуального развития –

ТАБЛИЦА 3

Сведения о семьях воспитанников группы

Проектирование образовательного процесса

Учебный план

В подготовительной логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых или фронтальных занятий продолжительностью 25 минут каждое, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. массаж для нуждающихся выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.

Образовательная область. Направление деятельности

Количество

занятий в неделю

Речевое развитие / Художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность , формирование целостной картины мира )

Познавательное развитие (развитие математических представлений)

Художественно эстетическое развитие (рисование)

(лепка/аппликация)

Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)

Физическое развитие (физическая культура)

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

Индивидуальные занятия с логопедом

Индивидуальное занятие с воспитателем

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.

Учебный план

Система образовательной работы с детьми на 2014 – 2015 учебный год

лет

№ 7

подготовительная группа

компенсирующей

направленности

V вида

(речевая)

Познавательное

развитие

Формирование

целостной

картины мира,

ФЭМП

30 мин

10 мин

«От рождения до школы»

«Юный эколог»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Ритмическая мозаика»

(музо)

«Программа коррекционно-развивающей

работы в логопедической группе д/сада с ОНР», ООП ДОУ.

Речевое развитие

Развитие речи

Художественное

творчество

Рисование

Аппликация

Лепка

Музыка

Физическое развитие

Физкультура

ВСЕГО:14

Социально-

коммуникативное развитие

В I и II половине дня игровая деятельность детей совместно с воспитателем и самостоятельно

Непосредственно образовательная деятельность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1.Речевое

(Логопедическое)

1.Познание

(ФЭМП)

1.Речевое

(логопедическое)

1.Познание

(ФЭМП)

1.Познание

(формирование

целостной

картины мира)

Познание

(формирование

целостной картины мира

(рисование)

2. Художественное творчество

(лепка/(аппликация)

2. Художественное творчество

(рисование)

2. Художественное творчество

(музыка)

3.Физкультурное

3. Художественное творчество

(музыка)

3.Физкультурное

3.Физкультура на улице

ТАБЛИЦА 4

Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе

ТАБЛИЦА 5

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Возраст

Продолжительность коррекционно-развивающего занятия

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня, во второй половине дня

с 6 до 7 лет

25 минут фронтальное, подгрупповое, занятие,

10 минут индивидуальное занятие,

30 минут интегрированное занятие.

В первой половине дня - 70 минут (включая индивидуальное занятие с логопедом)

Во второй половине дня - 30 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда).

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультминутку. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу.

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.

В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

П рием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика ……………8.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак……………………………………..8.30-8.55

Подготовка к занятиям………………………………………………8.55-9.00

1-е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое

Занятие………………………………………………………………..9.00-9.30

2-е воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое

Занятие………………………………………………………………..9.40-10.05

3-е занятие воспитателя и 3-е подгрупповое логопедическое

занятие………………………………………………………………..10.15-10.40

Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, прогулка……………………………………………………………….10.40-12.25

Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с деть-

ми, игры, чтение художественной литературы……….................12.25-12.40

Подготовка к обеду, обед…………………………………………….12.40-13.10

Подготовка ко сну, сон……………………………………………….13.10-15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры……………15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник…………………………………….15.15-15.30

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей………………………………………..15.30-16.05

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой……………………...16.05-18.00

Возвращение с прогулки, игры……………………………………….17.45-18.00

Игры, уход детей домой………………………………………………17.45-18.00

ПРИМЕРНОЕ РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

1-е подгрупповое занятие……………………………………………….9.00-9.20

2-е подгрупповое занятие……………………………………………….9.30-9.50

3-е подгрупповое занятие……………………………………….……10.00-10.20

Индивидуальная работа с детьми…………………………………….10.20-12.40

Участие логопеда в режимных моментах……………………………12.40-13.00

ГРАФИК РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Понедельник …………………………………………………………..9.00-13.00

Вторник………………………………………………………………9.00-13.00

Среда……………………….................................................................9.00-13.00

Четверг………………………………………………………………..13.00-17.00

Пятница………………………………………………………………9.00-13.00

Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического планирования (таблица) и модели ежедневного планирования подгрупповых занятий учителя-логопеда (сетки).

Календарно-тематическое планирование

в подготовительной логопедической группе № 7

2014– 2015 учебный год

Тема

Сроки

Итоговое

событие

Дата

Календарь

праздников

День

знаний

Сентябрь

I-III недели(01.09-19.09)

День знаний.

Мониторинг

Экскурсия на школьную линейку.

Конкурс «Мое генеалогическое древо».

Альбом «Полезно-вредно»

«День Знаний»

IV неделя(22.09-30.09)

Труд людей осенью. Человек. Части тела. Семья.

Детский сад, профессии (работники д/с)

Осень

Октябрь

I неделя(01.10-03.10)

Человек. Части тела. Семья Овощи

Целевая прогулка «Осень в парке».

Праздник «Осенины»

День рождения

Аксакова

II неделя(06.10-10.10)

Фрукты. Ягоды.

III неделя(20.10-24.10)

Золотая осень Деревья. Грибы

IV неделя(21.10-25.10)

Деревья. Грибы.

V неделя(27.10-31.11)

Овощи

День

народного

Единства

Ноябрь

I неделя(03.11-07.11)

Каникулы. Домашние любимцы

Фотовыставка «Домашние любимцы».

Досуг «Книги Е.И.Чарушина».

Альбом«Это Родина моя».

Показ родителям театрализации по сказке

Д/р. Чарушина

День Матери

II неделя(10.11-14.11)

Дикие животные. Детеныши

III неделя(17.11-21.11)

Дикие животные. Подготовка к зиме.

IV неделя

(24.11-28.11)

Одежда. Костюмы разных народов

Новый

год

Декабрь

I неделя(01.12-05.12)

Зима (приметы). Зимние забавы

Новогодний утренник.

Изготовление подарков родителям и украшений для елки.

Д/р.А.Невского

Новый год

II неделя(08.12-12.12)

Домашние птицы

III неделя(15.12-19.12)

Зимующие птицы

IV неделя (22.12-26.12;

29.12-31.12)

Новогодние праздники (ОБЖ).

5.

Зима

I неделя(12.01-16.01)

Зима (приметы,ОБЖ). Рождес т во

Изготовление с детьми макетов . Посиделки.

Сюжетно-ролевые игры (объединение сюжетов).

Изготовление кормушек, развешивание на участке.

Утренник с приглашением жителей блокадного Ленинграда.

День «Спасибо»

Д/р. Монферрана

День снятия Блокады

II неделя(12.01-16.01)

Каникулы .

Спортивные игры и развлечения

III неделя(19.01-23.01)

Зимующие птицы

IV неделя(26.-30.02)

Строительство. Архитектура.

Город герой - Ленинград

6.

День

защитников

Отечества

I неделя(02.02-06.02)

Транспорт (ОБЖ)

Театрализация или вечер, посвященный творчеству А.С.Пушкина.

Вечер развлечений «Папин день», изготовление открыток и рисунков папе.

Масленица

10 февраля - День гибели Пушкина

23.02-02.03- Масленица

II неделя09.02-13.02)

Транспорт. ПДД.

Сказки А.С. Пушкина

III неделя(16.02-20.02)

Профессии. Народные праздники, обычаи, ремесла

IV неделя(24.02-27.02)

Защитники Отечества,

столица России Профессии. Народные праздники, обычаи, ремесла

7.

Мамин

день

I неделя(02.03-06.03)

Весна. Наши мамы (+женские профессии)

Праздник «Мамин день»

Альбом детского речевого творчества «Полезно-вредно»

Международный женский день

День доброты

II неделя(09.03-13.03)

Посуда

III неделя(16.03-20.03)

Продукты питания (валеология)

IV неделя(23.03-31.03)

Животные севера и жарких стран. Каникулы.

8.

Весна

I неделя(01.04-03.04)

Весна. Перелетные птицы

Конкурс рисунков о весне

Альбом детского речевого творчества или газета «Наш дом – Земля»

22 апреля - День Земли

Праздник Весны и Труда

II неделя(06.04-10.04)

День космонавтики

III неделя(13.04-17.04)

Весна. Первоцветы

IV неделя(20.04-24.04)

Дружат люди всей Земли (толерантность, экология).

Водоемы, их обитатели. Рыбы

V неделя(27.04-30.04)

Мебель

9.

Здравствуй,

школа!

I неделя(04.05-08.05)

Насекомые

Концерт для ветеранов

Возложение цветов

Выпускной утренник

Театрализация или Петербургская ассамблея

II неделя(11.05-15.05)

День Победы (символика государства, столица)

III неделя(18.05-22.05)

Здравствуй, школа!

IV неделя(25.05-29.05)

Виват, Петербург

тела

Совместная деятельность

Задачи коррекционной работы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Художественно-эстетическое развитие

«Узнай по интонации»(сер.,грус.,

весёл.)сил.-по словес.,

слаб.-по символу

«Забей гол в ворота»

Сил.-10 см

Слаб.-30 см

Звук А-добиваемся длительного произношения. Звук А на выдохе

«Стучит молоточек» Ритмический рисунок. Сил.-из 6

Слаб.-из 3-х

«Заводной гудок»

«Что делает Маша»

(неречевые звуки за ширмой)

«Что перепутал художник»

(зрительное внимание)

«Кто позвал тебя, узнай»

(слуховое внимание)

«Что изменилось»

(4 предмета)

«Лабиринты»

(познание)

Придумывать слова со звуком А (в нач., серед., кон., слова)

Хлопни в ладоши, если услышишь песенку телёнка

(среди гласных звуков)

Буква А, работа в тетради. Слова –предметы (кто?, что?) Работа с досками.

Работа в кассе

«Найди звук»

познание, коммуникация)

Беседа: «Где, с кем живу» Назови ласково….

Мой, моя…

Подбери слова-действия Теремков астр.3, альб. №1 Глаза нужны для того, что бы…

«Один-много»

Лоб-лбы, рот-рты…

Слова антонимы.

Длин. волосы-короткие…

Опиши портрет понравившегося героя.

Развитие связной речи

(коммуникация)

Расскажи про маму.По плану(имя,лицо,

глаза,уши,нос, волосы)Теремкова Альб.№1 стр.32

Отгадывание загадок, с объяснением, что помогло отгадать. Крупенчук стр. 140

Физическое развитие

Пальчики(прищепки) Прищеплю прищепки ловко, я на мамину верёвку.

Раскрась картинку с буквой А.

Дорисуй дождик

Мозаика

Тетрадь Астафьева-Буква А

Образовательная область

Тема: Овощи. Труд людей осенью.

Совместная деятельность

Задачи коррекционной работы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Художественно-эстетическое развитие

Развитие общих речевых навыков

Мимические упражнения: «Толстячки-худышки»

Мимические упражнения: «Сладкий-горький

«Тихо-громко» Координирован. движения и чувство ритма.

«Простучи, как я»

Работа над ритмом

…_, _ _...

«Тихо-громко»

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти

Что ты слышишь за окном?

Длинное, короткое слово-определить на слух

«Что изменилось?»

Сильн.-из 7 предм.

Слаб. –из 5-ти предм.

Лабиринты

Сильн.-звукоподрожание

Слаб.-имя

Познавательное и речевое развитие, социально-личностное развитие

Развитие фонематических процессов. Обучение грамоте (познание)

Характеристика Звука У. Придум слова со звук У.

Узнай из ряда звуков и хлопни в ладоши

Слова-предметы

Работа с досками

Буква А. Собири из палочек. Узнай и запиши-поартикуляции, слова АУ, УА

Слова -предметы.

(кто?, что?)

Придумывание слов к вопросам.

Работа в тетради. Астафьева.

Развитие лексики и грамматического строя речи (познание, коммуникация)

Подбор к существительным, прилагательных. Какие бывают?(морковь-сочная, длин.,хруст.,рыжая)

Расширение словаря: тыква, бобы,редис, репка, баклажан,выкапывать,

сеять, удобрять,выращивать,

сочный,хрустящий…

Назови ласково:

Огурец-огурчик

Тыква-

Чеснок-

Помидор-

Лук-

Морковь-….

«Из чего, какой?» Из каких овощей, что приготовила мама.

Теремкова Альб.№1 стр. 5

Назвать овощи, которые срезают ножом, которые срывают, выкапывают лопатой,

вырывают из земли.

Развитие связной речи

(коммуникация)

Чтение, ответы на вопросы: «Кто, как одет?» Крупенчук

стр 16

Пересказ рассказа

«Кто, как одет?»

Крупенчук стр.16

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса

Самомассаж: Вырос у нас чеснок, перец, томат, кабачок, тыква, капуста, картошка, лук и немножко горошка, овощи мы собирали, ими друзей угощали,квасили, ели, солили, с дачи домой увозили. Прщай-же на год, наш друг - огород

Зашнуруй ботинок

Рамки Монтесори

Узнай на ощупь

(волшебный мешочек, разные овощи)

Квадраты Никитина

планирование учителя-логопеда в логопедической группе детского сада.

Образовательная область

Тема: Фрукты

Совместная деятельность

Задачи коррекционной работы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Художественно-эстетическое развитие

Развитие общих речевых навыков

«Волшебные трубочки»

(развитие длительного выдоха»

Карточка №1 зад. 1

Карточка №2 зад. 1

Произнесение гласных на одном выдохе

Карточка №1 зад. 2

Произнесение гласных на одном выдохе (ма-на-ва-ка)

Карточка №2 зад. 2

Произнесение гласных на одном выдохе

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти

Найди фрукты и назови их. Путанница-развитие зрительного внимания

Узнай фрукт по описанию-развитие слухового внимания

Что изменилось? (фрукты-8 предметов)

Опиши фрукт не называя его, другие дети отгадывают-развитие слухового внимания

4-ый лишний по т. Фрукты-развитие слухового внимания

Познавательное и речевое развитие, социально-личностное развитие

Развитие фонематических процессов. Обучение грамоте (познание)

Характеристика звука О. Придумывание слов с этим звуком. Символ звука О.

Слова-предметы (кто? что?). Работа с досками.(живой, не живой)

Звук и буква О. Узнай звук по артикуляции.

Тетрадь Астафьевой

Придумай слова со звуком О-называем место звука в слове.

Работа в тетради. Буква О. Астафьева

Развитие лексики и грамматического строя речи (познание, коммуникация)

Отгадывание загадок по теме Фрукты. Что помогло их отгадать.

Крупенчук стр. 19

Назови ласково.

Яблоко-яблочко…

Продолжи предложение:

В магазине продаётся много…(персиков, яблок…)

Из чего, какой?

пирог из яблок…

Варенье из слив… Сок из груш…

Компот из фруктов…

Согласование местоимений с существительным.

(мой, моя, мои)

Развитие связной речи

(коммуникация)

Расскажи о своём фрукте по плану.

Крупенчук стр. 22

Составление описательного рассказа по картинке с изображением фрукта.

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса

Пальчики: На базар ходили мы, много груш там и хурмы, есть лимоны, апельсины, дыни, сливы, мандарины, но купили мы арбуз – это самый вкусный груз.

Шнуровки. Фрукты

Обводки (внутри контура). Фрукты

Закрашивание фруктов.

Игра с палочками.

Корнещук Светлана


Методические рекомендации

по ведению документации учителя-логопеда

Составитель: зам. директора по КРО Корнещук С.А.


  1. Нормативная база работы логопеда

  2. Документация логопеда

  3. Ведение документации
1. Логопедическая коррекция в СКОУ организуется согласно следующим нормативным документам.

Нормативные документы федерального уровня:

Логопед проводит 20 логопедических занятий в неделю (по 40-45 мин.) на 1 ставку в режиме работы школы. На переменах – это примерно 2 часа в неделю – ведение документации, консультирование, организация и подготовка к занятиям, проверка тетрадей.

Продолжительность группового занятия составляет 45 минут, продолжительность индивидуального занятия составляет 20 минут (за урок логопед проводит 2 индивидуальных занятия по 20 минут).

Логопедические занятия, как правило, проводятся специалистом во внеурочное время с учетом режима работы школы . Коррекция произношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Расписание заверяется директором школы и вывешивается в логопедическом кабинете.


  • Письмо МОРФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – YIII видов».

  • Письмо МОРФ от 22.01.1998 г. № 20-58-07 ин 20\4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

  • Письмо МОРФ от 20.07.2002 г. № 29\2194-6 «Об организации логопедической работы во вспомогательной школе».

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.
- Нормативные документы областного уровня:

Приказ ГУО г. Челябинска от 8.12.2000 г. № 487 «Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения».

- Локальные акты образовательного учреждения :


  • Положение о логопункте.

  • Распоряжение «О проведении диагностики устной и письменной речи учащихся 1-4 (5) классов».

  • Приказ «О зачислении на школьный логопункт обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи».

  • Должностные инструкции учителя-логопеда
Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается из расчета 20 астрономических часов педагогической работы в неделю.

3. Документация учителя-логопеда.

Общие документы:


    • Расписание

    • Годовой план работы

    • Лист цифрового отчёта логопеда

    • Журнал посещаемости логопедических занятий
Краткая инструкция по ведению журнала.

(Составлена в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ведению

школьной документации).

Классный журнал – государственный нормативно-финансовый документ .


  • Все записи должны быть сделаны шариковой ручкой синего цвета четко и аккуратно, без исправлений. Исправления, сделанные в исключительных случаях, оговариваются внизу страницы за подписью учителя.

  • Название предмета – логопедия – с маленькой буквы, Ф. И. О. – полностью (Иванова Мария Ивановна).

  • Запись урока осуществляется в день проведения
- число (например, 3. 09.)

(Звук [С]. Упражнения в развитии фонематического анализа и синтеза.

Состав слова. Приставка. Приставочный способ словообразования).


  • Отмечаются отсутствующие на уроке буквой «н».

  • При замене урока в графе «Домашнее задание» пишется слово «замена» и ставится запись. Запись производится в день замены.

  • 1 клетка = 1 урок. Не должно быть пропущенных клеток к конце и начале четверти. Количество часов по темам соответствует утвержденному календарно-тематическому планированию.

  • Не допускается:
- заполнение рваных клеток

Исправления, вертикальные отчеркивания


  • К контрольным и проверочным работам указывается тема.

    • Журнал учёта детей с нарушениями речи

    • Информационно-методическое обеспечение логопедической
коррекции (рекомендации по планированию логопедической работы,

консультации для родителей, педагогов, конспекты открытых занятий)

Для каждого класса :


  • Расписание логопедических занятий в данном классе

  • Списки распределения учащихся на подгруппы для индивидуальных и групповых логопедических занятий

  • Направления логопедической коррекции в классе

  • Тетрадь заданий.

4. В начале учебного года с 1 по 15 сентября логопеды проводят обследование речевого развития учащихся школы, заполняют речевые карты и формируют подгруппы детей со сходными речевыми нарушениями в подгруппы для проведения логопедической коррекции.

На каждую подгруппу учащихся логопед оформляет :


  • Перспективный план на год по программе

- Коррекционную программу, которая включает в себя:

  1. Титульный лист:

г. Магнитогорска

Утверждена:

Индивидуальная программа

коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных

нарушением языкового анализа и синтеза,

аграмматической дисграфией.
Класс:4б


2007-2008 учебный год


  1. Пояснительная записка:
Данная индивидуальная программа (название как в титульном листе ) составлена по итогам логопедической и психолого-педагогической диагностики, на основе индивидуальных планов развития учащихся и с учетом рекомендаций ПМПК для учащихся:

  • Ф. И. учащегося

  • Ф. И. учащегося

  • Ф. И. учащегося

  • Ф. И. учащегося

  • Ф. И. учащегося
В результате диагностики выявлено, что у этих учащихся бедный словарный запас, на письме замены согласных по семантическому сходству, пропуски слогов, слов, не соблюдаются границы предложения, а также снижены все виды памяти, внимания и процессы мышления. У данных учащихся имеются пробелы в знаниях по теме/темам русского языка: «…, …» (перечислить )

Направление коррекционной работы: Коррекция нарушений письменной речи, обусловленных ….

Реализация данной цели осуществляется через решение следующих основных задач:

Задачи:


  1. Закрепить умения производить различные виды разборов: морфемный, морфологический, фонетический, синтаксический.

  2. Развивать общеучебных умения: излагать текст на заданную тему, планировать деятельность, составлять алгоритм действий, переносить усвоенные ЗУН в новые условия, работать с тестами.

  3. Развивать связную устную речь: составление рассказа по образцу, с использованием плана-алгоритма, с использованием опорных слов, по вопросам.

  4. Совершенствовать навыки фонематического и слогового анализа и синтеза слова

  5. Развитие артикуляционной и мимической моторики

  6. Дифференциация оппозиционных звуков, твердых и мягких согласных, парных звонких и глухих согласных.

  7. Развитие грамматического строя речи, грамматическое оформление предложений различных типов, употребление предлогов в речи.



  8. Воспитание самоконтроля за деятельностью и речью

  9. Повышение мотивации к учебной деятельности посредством поддержания ситуации успеха (посильные задания, использование всех видов помощи, опора на имеющийся опыт) и использования ИКТ.
* Особенности содержания планирования, разделы планирования и РНк (описать )

Объект коррекции: высшие психические функции, устная и письменная речь, программные знания, умения и навыки учащихся.

Программа рассчитана на … часов, будет реализовываться на логопедических занятиях 3 часа в неделю учителем-логопедом (Ф. И. О. учителя-логопеда).

УМК: перечень учебных пособий, дидактических материалов, сборников игр и упражнений, самостоятельных работ, таблиц, опорных схем и пр. (внести в таблицу)

3. Требования гос. стандарта.

4. Программные ЗУН по русскому языку и литературе.

5. Лист коррекции программы

6. Календарно-тематическое планирование


    1. Поурочное планирование
Планирование индивидуальных занятий с пояснительной запиской


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №24»

г. Магнитогорска

Утверждена:

Индивидуальная программа по

коррекции звукопроизношения

Класс:4б

Учитель-логопед: Корнещук С.А.
2007-2008 учебный год

Структура индивидуальной коррекционной программы по логопедии


  1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка:

Данная индивидуальная коррекционная программа по коррекции … составлена по итогам диагностики, на основе индивидуальных планов развития учащихся и с учетом рекомендаций ПМПК для учащихся:

Иванова В. – нарушение произношения звука , фонематических процессов (или перечислить нарушения в письменной речи). (

Петрова А. –(Всё из речевой карты учащегося)

Смирновой И. –(Всё из речевой карты учащегося)

а также снижены все виды памяти, внимания и процессы мышления, что существенно затрудняет усвоение дальнейшего программного материала по русскому языку.

Направление коррекционной работы : исправление недостатков произносительной стороны речи.

Задачи:


    1. Закрепить умения

    2. Совершенствовать навыки …

    3. Развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение) посредством работы со схемами и таблицами.

    4. Развивать долговременную память и произвольность внимания путём повторения правил.

    5. Повышение мотивации к учебной деятельности посредством поддержания ситуации успеха (посильные задания, использование всех видов помощи, опора на имеющийся опыт)

Объект коррекции: звукопроизношение (письменная речь) учащихся с нарушениями психологического развития.

Программа рассчитана на … часов, будет реализовываться на ИКЗ по логопедии 1 (или иное) час в неделю учителем …(Ф. И. О. учителя).

УМК: перечень учебных пособий, дидактических материалов, сборников игр и упражнений, самостоятельных работ, таблиц, опорных схем и пр.

3. Планирование

Фамилия, имя ____________________________________

Развёрнутое логопедическое заключение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________